Меры по повышению энергоэффективности в сфере ЖКХ




Одним из важнейших условий нормального функционирования муниципальных образований в условиях дефицита средств местных бюджетов для исполнения возложенных на местное самоуправление полномочий является ресурсосбежение. Важнейшей составляющей ресурсосбережения является энергоэффективность.

В условиях растущей глобальной конкуренции производителей товаров, работ, услуг, рациональное использование ресурсов становится не правом, а условием выживания.

К сожалению энергоэффективность не начинается и не заканчивается только в сфере местного самоуправления. На сегодня приходится констатировать, что с введением в действие Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требуют уточнения положения ряд подзаконных нормативно-правовых актов. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 118 "О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей.

В установленных случаях осуществить такое присоединение необходимо за 6 месяцев. При этом ответственность за несоблюдение данного срока, вне зависимости от необходимости строительства объектов, установлена только для электросетевой организации. В случае строительства объекта никаких сокращенных сроков или упрощенных процедур для других субъектов межведомственного взаимодействия, на которые уходит минимально 179 дней из выделенных для этого 180 дней, не предусмотрено.

Внесение изменений в указанные Правила было направлено на решение следующих задач - сократить сроки технологического присоединения объектов, сделать эту процедуру быстрой, дешевой и доступной. В то же время в данном случае принципы энергоэффективности не принимались во внимание.

Согласно указанным Правилам льгота по технологическому присоединению предоставляет право любому потребителю за 550 рублей присоединить мощность до 15 кВт. Выпадающие доходы сетевой организации включаются втариф на передачу электроэнергии, который оплачивает каждый добросовестный потребитель. Стоимость предоставления таких льгот обходится нашему обществу в многомиллиардные суммы.

В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, объём этих средств по решению регулирующего органа компенсируется сетевой организации. То есть, технологическое присоединение осуществляется одному потребителю за 550 рублей, а фактические затраты сетевой организации за такое подключение оплачивает каждый потребитель электроэнергии, в том числе население и бюджетные учреждения. При этом кратность предоставления указанной льготы каждому потребителю нормативно не ограничена.

Исходя из анализа динамики изменения тарифа для юридических лиц и населения в Московской области за последние три года больше всего тариф за электроэнергию вырос для бюджетных потребителей – на 54,8% и для населения – на 32 %.

В отношении заявителей-юридических лиц или индивидуальных предпринимателей указанными Правилами предусмотрено, что в случае, если максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в договоре (по желанию таких заявителей) предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет. При этом расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с этой рассрочкой, вновь косвенно возлагаются на потребителей. По сути, электросетевая организация кредитует бизнес за счет добросовестных плательщиков электроэнергии, в том числе, опять таки, за счет населения и бюджетных организаций.

Полагаем, что эта мера была актуальна в период экономического кризиса в нашей стране. Однако кризис миновал, следовательно, необходимость в таком кредитовании, а тем более за счет населения отсутствует. С каждым годом появляется всё больше потребителей льготной категории, которые, получив техническую возможность до 15 кВт, не пользуются предоставленной мощностью. А согласно строительным правилам для электроснабжения обычного одноэтажного жилого дома достаточно 4-6 кВт, то есть для жилья экономического класса эта мощность в среднем в три раза превышает фактические потребности.

Таким образом, возникает ситуация, когда деньги на технологическое присоединение затрачены, сети, которые будут использованы не рационально, построены, а мощность фактически зарезервирована. При этом затраты на строительство и эксплуатацию мощностей включаются в тариф, а в конечном итоге – эта мощность потребителем используется незначительно. Следует ли в рамках такого льготирования создавать за счет общества заведомо неэффективные электросетевые объекты?

В связи с тем, что рост тарифов ограничен на государственном уровне, а объемы льготного технического присоединения с каждым годом растут, то пропорционально уменьшается составляющая тарифа на передачу электроэнергии, отвечающая за содержание и ремонт сетевых объектов. Уменьшение данной составляющей неизбежно повлияет на качество электроэнергии и бесперебойное электроснабжение конечного потребителя, который в свою очередь является добросовестным плательщиком.

Сегодня существует возможность во многих случаях сократить сроки технического присоединения как минимум в два раза. Для этого необходимо, как полагает ряд экспертов, разделить техническое присоединение со строительством сетевых объектов и без него. В последнем случае реально будет присоединять потребителей за три месяца. В случаях, связанных со строительством, целесообразно установить реальные сроки, при соблюдении которых не будут создаваться в электроэнергетике объекты, несущие в себе угрозу чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Полагаем в современных условиях, что требуется разработка новых Правил технического присоединения к электрическим сетям. При этом для разработки таких Правил следует привлекать специалистов сетевых организаций, экономистов, юристов, представителей Общественной палаты РФ и экспертов в области электроэнергетики, обладающих практическим опытом работы в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, при активном участии представителей органов местного самоуправления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: