Период феодальной раздробленности (XIII-XIX в.в.)




В ХIII в. Германия вступила в период развитого феодализма, для которого характерна глубокая феодальная раздробленность.

Значительный рост экономики, развитие товарно-денежного хозяйства привели к завершению децентрализации, усилению экономической и политической разобщенности страны.

Для сравнения: В Англии и Франции развитие торговли, промышленности привели к объединению интересов в масштабе всей страны и в результате этого - к политической централизации. В Германии этот процесс привел к группировке интересов по провинциям.

Изменения в социальной структуре общества. В XIII-XIV в.в. в Германии сложилась система сословий. В масштабе империи существовали имперские сословия (чины), в княжествах - княжеские сословия.

К имперским сословиям относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов. В состав княжеских сословий входили дворянство и духовенство отдельных княжеств и жители княжеских городов.

Из сословия высшего дворянства - князей выделяется группа крупных духовных и светских феодалов - курфюрстов (князей-избирателей).[3] Среднее дворянство практически исчезло. Одна часть его перешла в разряд высшего дворянства, другая опустилась до положения низшего дворянства рыцарей.

Германские города в рассматриваемый период делились на имперские, княжеские (земские), и вольные. Имперские подчинялись непосредственно императору и обязаны были платить налог в казну, поставлять войско, принимать императора и т.п. Княжеские (и епископские) города подчинялись светским или духовным феодалам. Вольные города были освобождены от уплаты налогов и формирования войска.

Жители германских городов включали верхушку городского населения - патрициат, среднюю часть - бюргерство (ремесленики, полноправные мастера и низшее чиновничество) и низы - плебс (подмастерья, поденщики и др.)

Развитие товарно-денежных отношений вызвало изменения в правовом положении крестьянства. Получает развитие практика освобождения крестьян, а затем предоставление им земли в аренду. В некоторых районах барщина заменяется денежной рентой. На восточных землях Германии крестьяне получали земельные наделы, экономическую и личную свободу. Однако эта практика вскоре изжила себя. Во второй половине XIV в. феодалы начали захват общинных земель и образование поместий.

Как выше уже отмечалось, начавшийся с XII в. процесс децентрализации привел к тому, что с XIII в. в германии стали складываться отдельные центры политической власти и управления. В XIV политическая раздробленность была закреплена на законодательном уровне. В 1356 г. император Карл IV издал акт под названием "Золотая булла".

В этом документе, во-первых, был урегулирован вопрос избрания императора. Он избирался семью крупнейшими князьями - курфюрстами (тремя духовными и четырьмя светскими). Курфюрсты добились того, что каждый император при избрании принимал выработанные ими условия, ограничивающие его власть. (С XVI в. эти условия получили название избирательных капитуляций).[4]

Во-вторых, Булла закрепила полную политическую самостоятельность курфюрстов и их равенство с императором. Князьям избирателям были предоставлены захваченные или регалии, т.е. право на добычу драгоценных металлов, на чеканку монет, на взимание пошлин. Они пользовались правом высшей юрисдикции. Булла узаконила ведение частных войн между курфюрстами за исключением войн вассалов против своих сеньоров. Городам было запрещено заключать договоры против курфюрстов.

Государственное устройство (XIV-XVI в.в.). Высшее управление империей сосредотачивалось в руках курфюрстов. Булла предусматривала создание постоянно действующего органа - коллегии курфюрстов. Один раз в год созывался съезд коллегии для решения государственных дел. Коллегия получила право смещать императора и вершить суд над ним.

Общегосударственным органом являлся рейхстаг. Он сложился в XIV в. и состоял из 3х коллегий: 1) коллегии курфюрстов, 2) коллегии графов, князей и свободных господ, 3) коллегии представителей свободных городов.

В отличие от других европейских государств рейхстаг не был представлен мелким дворянством и бюргерством неимперских городов. Кроме того духовенство не составляло отдельной коллегии, а заседало в двух первых коллегиях. Исходя из этого рейхстаг фактически являлся не органом сословно-представительного характера. Он являлся органом представительства отдельных политических единиц (курфюршеств, княжеств, имперских городов и т.д.).

Полномочия рейхстага не получили законодательного закрепления. На практике он обладал правом законодательной инициативы, утверждал указы императора. Рейхстаг давал также согласие на решения императора по военным, финансовым вопросам и вопросам международного характера.

Рассмотрение вопросов производилось отдельно каждой палатой, после чего между ними происходило согласование принятого решения. Император мог принять или отклонить решение рейхстага. В случае несогласия императора с принятым решением оно вновь поступало на рассмотрение и обсуждение.

В 1495г. в Германии был учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданых и подданых отдельных княжеств. Суд состоял из 17 членов: председателя, назначаемого императором и членов (14 человек назначались курфюрстами и князьями и 2 человека - городами). В состав суда входили 2 коллегии: по делам имперских подданых и по делам подданных отдельных княжеств. Имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права, которое с этого времени стало широко применяться в Германии.

Военная организация. В Империи не сложилось постоянных войска. В случае военной опасности имперская армия формировалась из отрядов, поставляемых имперскими сословиями. Основой войска являлись отряды наемников. Во всех немецких землях были свои наемные армии. На создание имперской армии князья согласия не давали.

Таким образом, в рассматриваемый период в Германии в масштабе империи не существовало единства. Центральный аппарат был слаб. Органы центрального управления находились под контролем влиятельных князей, принимавших решения выгодные феодалам. Создавая видимость сословной монархии, князья фактически закрепили в Германии феодальное многовластие.

Власть князей в отдельных землях первоначально не была неограниченной. В отдельных княжествах - государствах в XIV в. сложились сословно-представительная монархии. Органам сословного представительство стали ландтаги (собрания местных чинов). В них были представлены духовенство, дворяне и горожане. В некоторых ландтагах были и представители свободного крестьянства.

В большинстве случаев в ландтагах земские чины образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две, поскольку духовенство и дворянство заседали вместе).

В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае прекращения правящей династии, решение некоторых внешне-политических вопросов. Например, в некоторых землях объявление войны могло иметь место лишь с согласия этого органа. Ландтаги занимались также некоторыми церковными и полицейскими вопросами: попечение о бедных, наблюдение за качеством чеканки монет и т.д. Согласие ландтагов было обязательно при решении финансовых вопросов и вопросов, связанных с изменением законодательства. В некоторых случаях решения этих органов имели для князей рекомендательное значение. Например, определенное влияние ландтаги оказывали на формирование княжеских советов и на назначение высших чиновников. Однако здесь за князем было последнее слово.

Ландтаг считался верховным судом до тех пор, пока не были созданы особые суды - гофгерихты. После образования таких судебных органов во многих землях ландтаги превратились в кассационную инстанцию.

Эволюция государственного управления в землях сводилась к постепенному росту княжеской власти. Высшим органом управления в княжестве был княжеский совет. Со временем его полномочия возросли, отдельную организацию имел суд и финансовое ведомство.

На местах единицей управления являлся бург (городское поселение) с примыкающими к нему мелкими поселениями. Во главе бурга стоял бургграф, назначаемый князем. Позднее бургграф получил наименование амтмана. В руках последнего находилось все местное управление. Впоследствие он стал терять некоторые полномочия, передаваемые специально назначенным должностным лицам.

Таким образом, власть князей в своих землях была несколько ограничена местным сословным представительством.

Последующее развитие германии связано с установлением в отдельных землях империи княжеского абсолютизма. В отличие от централизованных абсолютных монархий Запада германский абсолютизм сложился в пределах отдельных княжеств, а не в рамках империи. Это явилось результатом полного торжества немецких феодалов, победу ее над буржуазией. Этот абсолютизм играл негативную роль в истории германского государство, поскольку на длительное время закрепил состояние экономической раздробленности страны.

Установлению абсолютизма способствовали реформация (первая половина XVI в.),крестьянская война 1524-26гг. и Тридцатилетняя война 1618-1648гг.

Реформация - широкое общественное движение, носившее форму борьбы против католической церкви - главной опоры феодального строя. Началось в Германии с выступления М.Лютера. Под идейным знаменем Реформации происходила крестьянская война.

Тридцатилетняя война велась под религиозными лозунгами: борьба католиков с протестантами. Однако религиозная борьба была тесно переплетена с политической. Северо-германские князья боролись против усиления имперской власти и создания единого государства.

В результате отмеченных событий выигрыш получили князья, последние существенно укрепили свою власть. Под Вестфальскому миру (1648г) князья получили право заключать союзы с иностранными государствами. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование. Духовенство в протестанских землях было поставлено в полную зависимость от княжеской власти.

В то же время власть императора становилась все более фиктивной

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: