III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.




I. Шаг первый. Читаем задание.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?"»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, под­тверждающих ваши рассуждения.

II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фрагмент.

ВРАЧИХА

(1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похо­жа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опи­лок. (4)Работа было самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё — и расползётся доска на две части.

(5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война... (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.

(15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшь­ся — и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвину­лось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот, кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, всё хо­тел побежать и не мог...

(23)А в ушах звенело: «Убило! Убило! Убило!..»

(24)Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (25)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:

(26)— Кто же это в нашей жизни хнычет, а?

(27)Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (28)Я от испуга переставал плакать.

(29)Я стал поправляться. (ЗО)Иногда страшная врачиха задержи­валась у моей кровати. (31)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.

(32)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:

(33)— Отца с матерью нет? (34)А где жил? (35)Папиросами торго­вал... (36)Да, гадко. (37)А вот учиться надо.

(38)Нет, всё-таки я её очень боялся. (39)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.

(40)— Она хорошая. (41)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (42)А она вон басит, как будто ничего и не было...

(43)Скоро меня выписали. (44)Сама врачиха вышла меня прово­дить. (45)Она курила папиросы и говорила резковато:

(46)— В детдоме будешь жить, я договорилась. (47)Учись. (48)Это нужно. (49)Может, я когда зайду... — (50)Она осеклась.

(51)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (52)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо ска­зать уже ей: (53)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»

(А. Приставкин)

III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.

Приведённые слова отражают изменение отношения мальчика к вра­чу: за её суровой внешностью скрывается заботливая женщина, пере­жившая личную трагедию и сама нуждающаяся в поддержке.

«Фраза, с которой на протяжении всего рассказа врач обращается к пациентам, в конце текста адресована самой героине, за грубой внеш­ностью которой мальчик разглядел заботливого человека с изранен­ной душой».

IV. Шаг четвёртый. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят
ваши мысли по поводу содержания данного фрагмента.

«Мы видим, как вначале „врачиха" пугает мальчика своим грубым голосом, запахом табака и „железными пальцами" (предложения 6—7). Однако после слов нянечки „Она хорошая. У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер" (предложения 40—41) герой понимает, как много стра­даний и горя носит эта женщина в своей душе».

V. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
Вывод.

«Таким образом, приведённая фраза показывает желание мальчика поддержать женщину, которая, несмотря на все свои беды, не утра­тила способности заботиться об окружающих».

В сочинении возможен также иной путь рассуждения — от анализа тек­ста к аргументам, которые помогают раскрыть смысл его финала. Предла­гаем вам прочитать сочинение, написанное именно по такой схеме.

«Повествование в этом коротком рассказе ведётся от лица маль­чика-сироты, работающего во время Великой Отечественной войны в тылу на заводе. В суровое военное время дети становились к станкам и трудились наравне со взрослыми.

Фразу „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?" произносила врач, об­ращаясь к детям. Герой текста боялся эту „страшную врачиху", как её называли в цехе: она была с „железными пальцами" и грубым проку­ренным голосом. Но за суровой внешностью женщина скрывала свою семейную трагедиюгибель мужа на фронте и смерть ребёнкаи жалость к пациентам, которых война лишила детства. Об этом мы узнаём из предложений 40-42.

Наверное, маленький пациент, попавший в аварию на заводе, на­помнил её умершего ребёнка, поэтому она приняла такое участие в его судьбе. Об этом мы читаем в предложениях 46-50, показывающих её глубоко спрятанные эмоции.

Вот почему рассказчику так хочется сказать ей её любимую фразу: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?", чтобы поддержать эту уди­вительную женщину, проявить к ней сострадание». (158 слов)

А теперь прочитайте несколько сочинений девятиклассников, проа­нализированных экспертом. Обратите внимание на комментарий экс­перта и на выставленные им баллы. Сочинения написаны по тексту В. Крапивина (см. с. 43-45).

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет работу по четырём критериям:

С2К1. Понимание смысла фрагмента текста: верно ли уче­ник понял и объяснил содержание фрагмента текста.

С2К2. Наличие примеров-аргументов: правильно ли приве­дены примеры-аргументы из текста и соответствуют ли они объяс­нению содержания фрагмента.

С,КЗ. Смысловая цельность, речевая связность и последо­вательность сочинения: проверяется связность текста — логика построения текста, правильно ли текст разбит на абзацы.

С2К4. Композиционная стройность работы: проверяется правильность построения работы.

Сочинение 1

Сочинение Комментарий эксперта Баллы
Смысл данного фрагмента текста Крапивина В. П. я понимаю так. «Это старые мудрые книги, в них есть душа. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они ста­нут твоими друзьями». Объяснение содержания фраг­мента в работе ученика отсут­ствует. С2К1- 0 баллов
Раскроем смысл фрагмен­та. Журка рассматривал интересную книгу «Три муш­кетёра», которую ему пере­дал его дедушка. Мальчик нашёл между страницами письмо, где дед пишет, что передаёт ему все свои книги. Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который со­ответствует объяснению содер­жания данного фрагмента. С2К2- 2 балла  
Он хочет, чтобы внук полю­бил книги и дорожил ими. Это самый ценный подарок для Журки. Придёт время, и он прочитает все подаренные ему книги, и они станут ему друзьями. Таким образом, де­душка хочет приучить внука любить и дорожить книга­ми. Вез них человек был бы глупым и необразованным. (105 слов) Работа характеризуется смы­словой цельностью, речевой связностью и последовательно­стью изложения. Грамматическая ошибка: «лю­бить и дорожить книгами». В работе имеется одно наруше­ние абзацного членения текста. Допущена ошибка в построе­нии текста. с2кз- 1 балл С2К4- 1 балл
  Всего: 4 балла
Сочинение 2  
Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: кни­гидрузья человека, которые учат жизни. Они общаются с читателем, и, читая их, чело­век погружается в мир героев, чувствует их судьбу и вникает в мельчайшие подробности. Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Оши­бок в интерпретации нет. С2К1- 2 балла
Приведём примеры из текста советского и российского дет­ского писателя В. Крапивина. Так, в предложении № 20 гово­рится о том, как внимательно слушал Журка рассказы о пла­ваниях Беринга и Крузенштер­на и как они повлияли на него. Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению со­держания данного фрагмента. С2К2- 2 балла
Письмо, написанное Журке его дедушкой, звучало как заве­щание. В тексте показано, как сильно дедушка желает пере­дать свой опыт Журке, а это возможно только через книги. Так, мы раскрыли фрагмент текста В. Крапивина. (100 слов) Работа характеризуется смы­словой цельностью, речевой связностью и последователь­ностью изложения. Работа характеризуется ком­позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. С2КЗ- 2 балла     С2К4- 2 балла
  Всего: 8 баллов
Сочинение 3  
Я считаю, что мысль данно­го фрагмента заключается в том, что книги, которые соби­рал дедушка, были очень дороги для него. Ведь книги воспиты­вают, учат человека, и дедуш­ка хотел, чтобы его внук тоже прошёл свой жизненный путь в сопровождении книг Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Оши­бок в интерпретации нет. С2К1- 2 балла
Действительно, книги и в на­шей жизни всегда сопровожда­ют и учат нас. Мы набираемся опыта, переживаем, радуемся вместе с героями книг. Что­бы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В. Крапи­вина. Так, в предложении № 5 мы видим радостную реакцию мальчика, на взятую им книгу. Ученик привёл из текста два примера-аргумента,которые соответствуют объяснению со­держания данного фрагмента. С2К2— 2 балла
«Это были старые друзья»,пишет автор. А в предложениях N° 17, 18, 19 показано бережное отношение дедушки к книгам. Он действительнолюбит их. Каждая книга очень важна и дорога для него. Итак, мы доказали, что книги очень важны для нас, и каждая книга имеет свою душу. (126 слов) Работа характеризуется смы­словой цельностью, речевой связностью и последователь­ностью изложения. Работа характеризуется ком- позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в по- строении текста нет. с2кз- 2 балла С2К4- 2 балла
Всего: 9 баллов

 

При написании сочинения не забывайте также о типовых конструк циях(см. с. 55).

Осторожно, ошибка!

Обратите внимание на то, что типовые конструкции для сочине­ния 15.2 несколько отличаются от подобных им, перечисленным в первой главе книги для сочинения по заданию 15.1. Часто учени­ки выучивают только некоторые из этих конструкций и используют в сочинениях всех типов, не вникая в смысл этих клише.

Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2
Типовые конструкции для введения Типовые конструкции для основной части Типовые конструкции для заключения
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвер­дить примером... Таким образом, итак, в за­ключение, как видим...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающая­ся в следующем:.. Примером может стать фрагмент из текста, в кото­ром Итак, можно увидеть, что...
Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я по­нимаю так:... Чтобы подтвердить сказан­ное, обратимся к... предложе­нию текста. Мне удалось проиллюстриро­вать примерами из текста верность данного мной объяс­нения фрагмента текста.
Смысл последних строк текс­та (финала текста) заключа­ется в Подтвердить данную мысль можно примером из... предло­жения текста. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...
Автор данного текста (или фамилия автора) приглаша­ет читателя к размышлению над тем,... Справедливость этого выво­да можно доказать на приме­ре... предложения. Эти примеры из текста стали убедительным доказа­тельством моей трактовки (моего объяснения) фрагмен­та текста.
Текст заканчивается слова­ми: «...». На мой взгляд, речь идет о том, что... В подтверждение собствен­ных выводов приведу пример из... предложения прочитан­ного мною текста.  
В этом отрывке автор гово­рит о том, что... Предложение №... подтвер­ждает мысль о том, что...  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: