I. Шаг первый. Читаем задание.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?"»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фрагмент.
ВРАЧИХА
(1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похожа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опилок. (4)Работа было самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё — и расползётся доска на две части.
(5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война... (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.
(15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшься — и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот, кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, всё хотел побежать и не мог...
(23)А в ушах звенело: «Убило! Убило! Убило!..»
(24)Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (25)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:
(26)— Кто же это в нашей жизни хнычет, а?
(27)Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (28)Я от испуга переставал плакать.
|
(29)Я стал поправляться. (ЗО)Иногда страшная врачиха задерживалась у моей кровати. (31)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.
(32)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:
(33)— Отца с матерью нет? (34)А где жил? (35)Папиросами торговал... (36)Да, гадко. (37)А вот учиться надо.
(38)Нет, всё-таки я её очень боялся. (39)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.
(40)— Она хорошая. (41)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (42)А она вон басит, как будто ничего и не было...
(43)Скоро меня выписали. (44)Сама врачиха вышла меня проводить. (45)Она курила папиросы и говорила резковато:
(46)— В детдоме будешь жить, я договорилась. (47)Учись. (48)Это нужно. (49)Может, я когда зайду... — (50)Она осеклась.
(51)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (52)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: (53)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»
(А. Приставкин)
III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.
Приведённые слова отражают изменение отношения мальчика к врачу: за её суровой внешностью скрывается заботливая женщина, пережившая личную трагедию и сама нуждающаяся в поддержке.
«Фраза, с которой на протяжении всего рассказа врач обращается к пациентам, в конце текста адресована самой героине, за грубой внешностью которой мальчик разглядел заботливого человека с израненной душой».
IV. Шаг четвёртый. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят
ваши мысли по поводу содержания данного фрагмента.
«Мы видим, как вначале „врачиха" пугает мальчика своим грубым голосом, запахом табака и „железными пальцами" (предложения 6—7). Однако после слов нянечки „Она хорошая. У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер" (предложения 40—41) герой понимает, как много страданий и горя носит эта женщина в своей душе».
|
V. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
Вывод.
«Таким образом, приведённая фраза показывает желание мальчика поддержать женщину, которая, несмотря на все свои беды, не утратила способности заботиться об окружающих».
В сочинении возможен также иной путь рассуждения — от анализа текста к аргументам, которые помогают раскрыть смысл его финала. Предлагаем вам прочитать сочинение, написанное именно по такой схеме.
«Повествование в этом коротком рассказе ведётся от лица мальчика-сироты, работающего во время Великой Отечественной войны в тылу на заводе. В суровое военное время дети становились к станкам и трудились наравне со взрослыми.
Фразу „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?" произносила врач, обращаясь к детям. Герой текста боялся эту „страшную врачиху", как её называли в цехе: она была с „железными пальцами" и грубым прокуренным голосом. Но за суровой внешностью женщина скрывала свою семейную трагедию — гибель мужа на фронте и смерть ребёнка — и жалость к пациентам, которых война лишила детства. Об этом мы узнаём из предложений 40-42.
Наверное, маленький пациент, попавший в аварию на заводе, напомнил её умершего ребёнка, поэтому она приняла такое участие в его судьбе. Об этом мы читаем в предложениях 46-50, показывающих её глубоко спрятанные эмоции.
|
Вот почему рассказчику так хочется сказать ей её любимую фразу: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?", чтобы поддержать эту удивительную женщину, проявить к ней сострадание». (158 слов)
А теперь прочитайте несколько сочинений девятиклассников, проанализированных экспертом. Обратите внимание на комментарий эксперта и на выставленные им баллы. Сочинения написаны по тексту В. Крапивина (см. с. 43-45).
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет работу по четырём критериям:
С2К1. Понимание смысла фрагмента текста: верно ли ученик понял и объяснил содержание фрагмента текста.
С2К2. Наличие примеров-аргументов: правильно ли приведены примеры-аргументы из текста и соответствуют ли они объяснению содержания фрагмента.
С,КЗ. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения: проверяется связность текста — логика построения текста, правильно ли текст разбит на абзацы.
С2К4. Композиционная стройность работы: проверяется правильность построения работы.
Сочинение 1
Сочинение | Комментарий эксперта | Баллы |
Смысл данного фрагмента текста Крапивина В. П. я понимаю так. «Это старые мудрые книги, в них есть душа. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями». | Объяснение содержания фрагмента в работе ученика отсутствует. | С2К1- 0 баллов |
Раскроем смысл фрагмента. Журка рассматривал интересную книгу «Три мушкетёра», которую ему передал его дедушка. Мальчик нашёл между страницами письмо, где дед пишет, что передаёт ему все свои книги. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С2К2- 2 балла |
Он хочет, чтобы внук полюбил книги и дорожил ими. Это самый ценный подарок для Журки. Придёт время, и он прочитает все подаренные ему книги, и они станут ему друзьями. Таким образом, дедушка хочет приучить внука любить и дорожить книгами. Вез них человек был бы глупым и необразованным. (105 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Грамматическая ошибка: «любить и дорожить книгами». В работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена ошибка в построении текста. | с2кз- 1 балл С2К4- 1 балл |
Всего: 4 балла | ||
Сочинение 2 | ||
Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: книги — друзья человека, которые учат жизни. Они общаются с читателем, и, читая их, человек погружается в мир героев, чувствует их судьбу и вникает в мельчайшие подробности. | Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | С2К1- 2 балла |
Приведём примеры из текста советского и российского детского писателя В. Крапивина. Так, в предложении № 20 говорится о том, как внимательно слушал Журка рассказы о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как они повлияли на него. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С2К2- 2 балла |
Письмо, написанное Журке его дедушкой, звучало как завещание. В тексте показано, как сильно дедушка желает передать свой опыт Журке, а это возможно только через книги. Так, мы раскрыли фрагмент текста В. Крапивина. (100 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | С2КЗ- 2 балла С2К4- 2 балла |
Всего: 8 баллов | ||
Сочинение 3 | ||
Я считаю, что мысль данного фрагмента заключается в том, что книги, которые собирал дедушка, были очень дороги для него. Ведь книги воспитывают, учат человека, и дедушка хотел, чтобы его внук тоже прошёл свой жизненный путь в сопровождении книг | Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | С2К1- 2 балла |
Действительно, книги и в нашей жизни всегда сопровождают и учат нас. Мы набираемся опыта, переживаем, радуемся вместе с героями книг. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В. Крапивина. Так, в предложении № 5 мы видим радостную реакцию мальчика, на взятую им книгу. | Ученик привёл из текста два примера-аргумента,которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. | С2К2— 2 балла |
«Это были старые друзья», — пишет автор. А в предложениях N° 17, 18, 19 показано бережное отношение дедушки к книгам. Он действительнолюбит их. Каждая книга очень важна и дорога для него. Итак, мы доказали, что книги очень важны для нас, и каждая книга имеет свою душу. (126 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется ком- позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в по- строении текста нет. | с2кз- 2 балла С2К4- 2 балла |
Всего: 9 баллов |
При написании сочинения не забывайте также о типовых конструк циях(см. с. 55).
Осторожно, ошибка!
Обратите внимание на то, что типовые конструкции для сочинения 15.2 несколько отличаются от подобных им, перечисленным в первой главе книги для сочинения по заданию 15.1. Часто ученики выучивают только некоторые из этих конструкций и используют в сочинениях всех типов, не вникая в смысл этих клише.
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2 | ||
Типовые конструкции для введения | Типовые конструкции для основной части | Типовые конструкции для заключения |
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания | Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвердить примером... | Таким образом, итак, в заключение, как видим... |
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем:.. | Примером может стать фрагмент из текста, в котором | Итак, можно увидеть, что... |
Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю так:... | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к... предложению текста. | Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. |
Смысл последних строк текста (финала текста) заключается в | Подтвердить данную мысль можно примером из... предложения текста. | В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что... |
Автор данного текста (или фамилия автора) приглашает читателя к размышлению над тем,... | Справедливость этого вывода можно доказать на примере... предложения. | Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моей трактовки (моего объяснения) фрагмента текста. |
Текст заканчивается словами: «...». На мой взгляд, речь идет о том, что... | В подтверждение собственных выводов приведу пример из... предложения прочитанного мною текста. | |
В этом отрывке автор говорит о том, что... | Предложение №... подтверждает мысль о том, что... |