Во-первых, такое тестирование проводится один на один. Во-вторых, обстановка вашего обследования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость».
Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».
Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.
Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.
1. Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится»-Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно — нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся», подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнений
2. Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок».
Ведущей считается [та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
|
3.Третье задание — «Построй колодец из палочек/ спичек)». Ведущая рука — которая используется более активно.
4.Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.
5.Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, Шор и т.п.). Ведущая — более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.
Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.
Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
6.Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
7.Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2—3) с завинчивающимися крышками.
Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
8.Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
|
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки.
Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.
9.Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу и т.п.». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и подправляющая кубики, детали.
При складывании кубиков тоже чаще используются две г Руки, кроме того это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
Возраст
Дата тестирования
Тесты | Левая рука | Обе руки | Правая рука |
-
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука».
Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
10.Десятым пунктом заданий будут данные о семейном левшестве. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в график «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок скорее всего левша.
|
На первый взгляд все просто, однако вы можете получить все плюсы в графе «Левая рука» за 2—9 задания, но за первое — рисование может быть минус, т.е. все бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. Это один из вариантов сложных случаев, которые совсем не редки.
В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а преимущество правой — в графических. Ситуация может быть прямо противоположной. Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия.