1. Организационное поведение как отрасль знаний. Объект и предмет организационного поведения. Цель и основные задачи курса.
2. Понятие организации. Организация как процесс и как явление. Общие черты организации. Типы организаций.
3. Поведение и его источники. Факты, уровни и типы поведения.
4. Понятие «организационное поведение». Источники и факторы определяющие организационное поведение, и их характеристика.
5. Личность в организации. Психологическая структура личности.
6. Основные сферы и потенциал личности.
7. Темперамент и его типология. Характеристика проявления различных типов темперамента в поведении человека.
8. Характер. Структура его черт.
9. Социальные и биографические характеристики личности в организации.
10. Группа в организации. Классификация групп.
11. Социальная структура организации.
12. Групповые эффекты в организации.
13. Социально-психологические закономерности организационного поведения.
14. Роли и ролевое поведение в организации.
15. Стили руководства и управление в организации.
16. Лидерство и авторитет в организации.
17. Требования организационного поведения к менеджеру.
18. Содержательные теории мотивации.
19. Процессуальные теории мотивации.
20. Цели и система стимулирования в организации.
21. Конструирование организации и формирование команды.
22. Социально-психологическое развитие организации.
23. Управление нововведениями в организации.
24. Конфликты в организации: сущность, классификация, стадии развития.
25. Стратегии поведения и пути разрешения конфликтов в организации.
26. Стресс и его влияние на организационное поведение.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абсентеизм — самовольные невыходы на работу.
|
Адаптация — взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных, психологических и организационно-экономических условиях труда.
Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей со средой.
Активность личности — стремление личности выйти за собственные пределы, проявить творчество и инициативу, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты.
Архетипы (по К. Юнгу) — это психические «структуры», формы без собственного содержания, организующие психическую материю.
Аттракция (букв, привлечение) — вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), одно из направлений психологии 20 века, главным образом, американской, считающее предметом психологии не сознание, психику, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) организма на воздействия (стимулы) внешней среды.
Влияние — такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека.
Внешняя среда — окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность организации.
|
Внушение — механизм психологического воздействия, основанный на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека с помощью прежде всего вербальных, словесных средств, имеющих усиленный экспрессивный момент.
Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Диагностика персонала — выявление, распознавание, оценка и учет психологически и профессионально значимой для управления персоналом информации об индивидуальных и групповых особенностях работников.
Дискуссия — процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).
Доверие к лидеру — признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий.
Должностной рост — замещение должности более высокого уровня по сравнению с ранее занимаемой.
Жизненный план личности — система взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой личность, интеграция и соподчинение ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориентации.
Задача — предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Заражение — механизм психологического воздействия, который представляет собой передачу определённого эмоционально-психологического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).
|
Заработная плата — денежное вознаграждение, периодически выплачиваемое организацией сотруднику за выполнение возложенных на него обязанностей.
Индивид — конкретный человек, его телесная и психическая организация, делающая его представителем человеческого рода.
Индивидуальность — своеобразное сочетание особенностей, отличающих личность одного человека от другого.
Инстинкт — сложные безусловные рефлексы, совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека.
Интроверсия — характеристика личности, определяемая созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей, фиксацией на явлениях внутреннего мира.
Карьера — всестороннее творческое и профессиональное развитие работника в процессе деятельности и его должностной рост (продвижение), базирующееся на потенциальных возможностях, непрерывном образовании, мотивационных процессах.
Коллектив — общность людей, социальная организация, для которой характерна совместная социально значимая деятельность.
Коллективизм — сознательная солидарность личности с традициями и требованиями группы.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникационный процесс — обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Конформизм — осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.
Лидер — член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.
Лидерство — способность человека оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей организации.
Личность — человек, способный к сознательной организации и саморегуляции поведения, деятельности и социального взаимодействия.
Локус контроля (в соответствии с концепцией Дж. Роттера) — качество личности, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности, успехи и неудачи либо внешним силам, либо внутренним.
Малая группа — немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых интересов.
Меланхолик — человек со слабым типом нервной системы, высокотревожный интроверт.
Мотив — предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор деятельности, ради которого она и осуществляется; осознаваемая или неосознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, поведения личности.
Мотивация — совокупность мотивов, внутреннее побуждение к деятельности, исходящее от желаний, интересов, позиции работника, вызывающее активность личности и определяющее ее направленность.
Мотивировка — рациональное объяснение человеком причин своих поступков, действий посредством указания на приемлемые для него и его группы обстоятельства и причины, побудившие к выбору данного действия.
Мотивация труда — стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
Направленность личности — проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека. Направленность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от текущей ситуации.
Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, состоящий в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения, в их приспособлении к конкретным условиям жизни.
Неформальная организация — общность людей, обусловленная личным выбором и межличностными внедолжностными контактами.
Нонконформизм — независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы.
Объект изучения организационного поведения — организация и ее работники.
Организационное поведение (как область знания) — междисциплинарная отрасль знания, изучающая закономерности взаимодействия и активности работников, рабочих групп, персонала, организации в целом, обусловленные индивидуальными и групповыми (психологическими, социальными, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими, экономическими) особенностями работников и организации.
Организационное поведение (как процесс) — активность людей в составе групп, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей и осуществляется на основе определенных правил и процедур.
Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели и осуществляется на основе определенных правил и процедур.
Первичная группа (в организации) — не разложимое далее на составные части небольшое по численности структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра. К первичным группам также относят узкий круг коллег по работе, компанию друзей, семью.
Персонал — личный состав организации, работающий по найму, некоторое количество человек одного трудового коллектива, имеющих определенные различия между собой (должностные, профессиональные, личностные) и организованных по общему замыслу руководства для решения задач организации (фирмы, предприятия).
Поведение — присущая человеку, группе, организации активность (как внешняя — деятельностная, так и внутренняя — психическая), проявляющаяся во взаимодействии со средой, другими людьми и организациями.
Поведение неявное — чувства, мысли, переживания индивида, недоступные непосредственному наблюдению.
Поведение ролевое — поведение, соответствующее социальным ожиданиям и требованиям, предъявляемым к индивиду определенной ролью.
Поведение явное — поведение, доступное непосредственному наблюдению.
Подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.
Познавательные процессы, или когнитивные — система психических функций, обеспечивающих отражение, познание человеком явлений окружающего и внутреннего мира.
Потребность — состояние нужды человека в предметах, объектах, условиях, без которых жизнедеятельность невозможна либо ощущается таковой. Потребности — источник активности человека, его поведения.
Предмет организационного поведения — активность работников и организации в целом, обусловленная их индивидуальными и групповыми (психологическими, социальными, социально-психологическими, экономическими, профессиональными, управленческими) особенностями.
Профессионально важные качества — индивидуальные качества человека, влияющие на эффективность освоения деятельности.
Психологический климат — преобладающий психический настрой, совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам, членам коллектива, к руководителю коллектива.
Психологическое тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Психология труда — область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности.
Работник —лицо, работающее в организации по трудовому договору (контракту) и подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку.
Рабочая группа — двое или более людей, работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению производственного задания, оказанию услуг.
Рабочая команда — небольшая сплоченная группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников.
Развитие персонала — совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников.
Референтные группы —группы, нормы и правила которых служат для личности образцом, это значимый для человека круг общения.
Ротация — назначение работника («по горизонтали») на должность одного должностного уровня, как правило, с дополнительными мотивациями морального и материального порядка.
Роль — социальная функция личности, стереотип, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе межличностных отношений, обществе.
Ролевое поведение — поведение человека в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих людей.
Руководитель — должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
Сангвиник — человек с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы, малотревожный экстраверт.
Социальная группа — общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на основе определенного признака.
Социальные и биографические характеристики личности — возраст, пол, семейное положение, образование, стаж работы в организации, социально-экономический статус.
Способности — свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач.
Стиль лидерства — типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых, других членов группы.
Стиль руководства (управления) — совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному руководителю.
Стимул — это побуждение к действию, связанное с внешним воздействием.
Стимулирование труда — внешнее (прежде всего) побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала.
Субъект деятельности — человек, владеющий способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре.
Темперамент — сочетание индивидуальных психофизиологических характеристик нервной системы человека, определяющих динамическую сторону поведения. Темперамент — это совокупность свойств, определяющих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.
Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений: умения говорить и умения слушать.
Убеждение — механизм психологического воздействия и коммуникации, при котором обращаются к логике, разуму человека, его мышлению.
Условная группа — это произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, например, по уровню образования, полу, возрасту, квалификации, стажу работы, семейному положению.
Флегматик — человек с сильным, уравновешенным и инертным типом нервной системы, малотревожный интроверт.
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.
Холерик — человек с сильным, неуравновешенным, возбуждаемым типом нервной системы, высокотревожный экстраверт.
Черты личности — это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.
Цель курса «Организационное поведение»— формирование психологической основы эффективной деятельности менеджеров, персонала и в целом организации.
Школа человеческих отношений — научное направление в менеджменте, возникшее в 30-годы 20 века и предлагавшее в процессе управления сосредоточить основное внимание на работнике, а не на его задании, а каждую организацию рассматривать как социальную систему.
Экстраверсия — характеристика личности, определяемая вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей — внешнему по отношению к «Я», ориентация человека «вовне».
Эффект авансирования — приписывание человеку заранее предполагаемых, но несуществующих положительных качеств.
Эффект ореола — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности.
Эффект синергии — прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу.