администрации Энгельсского муниципального района




Выступление Раисы Ивановны Косенко, председателя комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района

На заседании коллегии комитета по образованию

администрации Энгельсского муниципального района

«Система оценки качества образования в образовательных организациях Энгельсского муниципального района» 07.12.2020 года

Уважаемые члены коллегии, присутствующие!

 

Стратегическая цель российского образования сегодня - вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Высокое качество образования - это:

1) высококвалифицированные кадры;

2) результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс;

3) многообразные дополнительные образовательные услуги;

4) отличная материально-техническая база;

5) успешность выпускников в жизни; т.е. образование, в полной мере отвечающее запросам потребителей и общества в целом.

Развитие системы образования нашего района осуществляется в соответствии с направлениями национального проекта «Образование».

Показателем конкурентоспособности и успешности системы образования является категория качества образования. Этот термин не нов, но именно сегодня он стал ведущим условием динамичного развития не только отрасли, но и общества в целом. От качества образования зависит успешность решения экономических, социально-политических и культурных задач. Именно с этой значимостью связано нормативное закрепление понятие качества в стратегических документах, определяющих приоритеты современного российского образования. Поэтому становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на всех уровнях.

При этом необходимо признать, что вопросы, связанные с качеством образования, механизмами его обеспечения еще остаются для наших образовательных учреждений открытыми. Во многом, это связано с многоаспектностью самого понятия «качество образования», его разным толкованием участниками образовательного процесса. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной ипрофессиональной успешностью своих детей. Качество для учителей часто ограничивается процентом «4» и «5», обеспеченностью учебно-методическим материалом и наглядными пособиями; учащиеся связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» школьной среды и уровнем стартовых возможностей для будущей самореализации. Потенциальныеработодатели соотносят качество образования со способностью выпускников успешно решать поставленные перед ними задачи и принимать оптимальные решения.

В современном понимании качество образования - это не только характеристика уровня подготовки обучающихся, но и успешность деятельности самого образовательного учреждения, каждого педагога, каждого управленца. И всё это напрямую связано с качеством образовательного процесса и тех условий, в которых он осуществляется, их соответствием требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Такое понимание качества образования заложено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Требования стандарта выступают критериями оценивания деятельности учреждения, определяя, таким образом, приоритетные направления в повышении качества образования.

Ведущим инструментом наблюдения за состоянием системы и происходящих в ней изменениях является мониторинг системы образования, ежегодно проводимый на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Определение на государственном уровне показателей мониторинга позволяет выделить приоритеты и превратить его в один из действенных механизмов управления качеством образования.

Целью МСОКО Энгельсского муниципального района является выстраивание механизма получения объективной и достоверной информации о качестве образования, ее анализа, представления и использования полученных данных в управленческой практике для повышения эффективности деятельности образовательных организаций и принятия обоснованных управленческих решений.

Еще одним из механизмов управления качеством образования на уровне образовательного учреждения, закрепленным федеральным законодательством, является самообследование. Оно не только обеспечивает доступность и открытость информации о деятельности организации. Его показатели закладывают приоритетные направления деятельности управленческих команд, позволяют при грамотной аналитической и планово-прогностической работе определить стратегические ориентиры в работе.

Таким образом, федеральное законодательство четко определило объекты управления качеством.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что система управления качеством образования многоуровнева. Однако, особую роль в этой системе занимает именно образовательное учреждение, которое несет ответственность за соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям, за реализацию в полном объеме основных образовательных программ, материально-техническое и кадровое обеспечение образовательной деятельности, за создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся.

Особо обращаю внимание на то, что современное понимание качества образования непосредственно связано с запросом потребителя. За качество образования конкретной школы голосуют «ногами», приводя детей в школу или забирая из неё документы.

Уважаемые коллеги!

Государственная программа развития образования определяет в качестве приоритета направление «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов». Сегодня речь идет о создании целостной вертикали национально-региональной системы оценки качества образования, в которой свое особое место занимает муниципальный уровень.

В настоящее время сформирована единая система оценки качества образования, которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных уровнях обучения, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, муниципалитетов и школ.

Кроме того, у школ появляется возможность вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родители получают информацию о качестве знаний своих детей.

Оценка является составной частью учебного процесса. Она должна быть объективной. Оценивать необходимо то, чему мы учим. Особенно значимо то, что формат оценивания оказывает серьезное влияние на содержание обучения.

Образовательным учреждениям, педагогам необходимо понимать: чтобы быть успешным на ГИА, современный выпускник должен не только хорошо знать учебные предметы, но и уметь работать с информацией, представленной в различных формах, решать задачи практического содержания, развернуто излагать свои мысли. Обращаю внимание на то, что позиции обязательно должны быть отражены во внутришкольном контроле и во внутренней системе повышения квалификации педагогов.

На совершенствование содержания образования, повышение его практической направленности направлена муниципальная дорожная картапо повышению качества общего образования. Мероприятия дорожной карты ориентируются на формирование муниципальной модели профессионального развития педагогов; системы условий для организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; определение для каждой школы адресной программы мероприятий, нацеленной на развитие образовательного учреждения и повышение качества образования.

Важная процедура системы оценки качества образования - национальный единый государственный экзамен.

В 2020 году государственная итоговая аттестация в 9-х классах (далее ГИА-9) проводилась в форме промежуточной аттестации. Аттестат об основном общем образовании и приложение к нему выданы лицам, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования и имеющим итоговые отметки не ниже «удовлетворительно» по всем учебным предметам и результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

В 2020 году количество учащихся, получивших основное общее образование, 2731 человек (100%) из 57 муниципальных общеобразовательных организаций Энгельсского муниципального района (в 2019 году – 2546 участников), из которых 154 школьника (5,6%) получили аттестата об основном общем образовании с отличием (в 2019 году – 123 школьника).

В 2020 году государственная итоговая аттестация в 11-х (12-х) классах (далее ГИА-11) проводилась в форме промежуточной аттестации. Аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему выданы лицам, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования и имеющим итоговые отметки не ниже «удовлетворительно» по все учебным предметам и результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

В 2020 году аттестаты о среднем общем образовании получили 1039 человек из 36 средних общеобразовательных организаций Энгельсского муниципального района, что составляет 100% (в 2019 году – 100%), из них аттестаты с отличием и федеральную медаль «За особые успехи в учении» - 125 человек (в 2019 году – 93 выпускника (9,55%)), муниципальный знак «За особые успехи в учении» – 149 человек (14,34%) (в 2019 году - 107 выпускников (10,99%)). На получение Почетного знака Губернатора «За отличие в учебе» претендуют 57 выпускников (5,85%) (в 2019 году- 42 выпускника (4,31%)).

Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) в текущем году сдали только те выпускники (964 выпускника), которым результаты ЕГЭ необходимы для поступления в ВУЗ. В 2020 году основной период ЕГЭ проводился с 3 июля по 25 июля.

Подробно об итогах проведения ГИА по образовательным программа среднего общего образования в 2020 году вы узнаете из выступления Слугиной Елены Леонидовны, начальника отдела дошкольного и общего образования.

Наши учреждения принимают участие в международных исследованиях оценки качества образования, позволяющих понять уровеньконкурентоспособности не только российской школы, но и муниципальной системы общего образования.Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования и всероссийских проверочных работ.

В 2020-2021 учебном году учениками 5-11 классов были написаны всероссийские проверочные работы по 10 предметами. Более 18000 школьников приняли участие в национальном исследовании качества образования.

Важным элементов единой системы оценки качества образования являются диагностические работы и мониторинговые исследования, проводимые на региональном уровне. В прошедшем учебном году в РПР по математике приняли участие 2616учащихся 9 классов.

На муниципальном уровне приоритетом остается обеспечение условий для качественной подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. МУ «МЦОКО» ежегодно проводит мониторинг подготовки к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по общеобразовательным предметам обучающихся 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений. Мониторинг проводится только для обучающихся «группы риска» и «медалистов» с целью снижения количественного состава учащихся группы «риска» и определение направлений в работе. В этом учебном году мониторинг не проводится в связи с профилактическими мероприятиями по коронавирусной инфекции.

Токмакова Людмила Викторовна, заместитель директора МУ «МЦОКО»представит информацию о результатах участия школ ЭМР в международных сопоставительных исследования качества образования и ВПР-2020.

Уважаемые коллеги!

Сегодня перед каждым образовательным учреждением стоит задача интегрировать собственную внутришкольную систему оценки качества вмуниципальную и общероссийскую, обеспечив нормативное сопровождение её функционирования.

Напомню, что в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» внутренняя система оценки качества образования должна действовать во всех образовательных учреждениях. Но качество функционирования этих систем вызывает вопросы. Во-первых, налицо чрезмерность локальных актов, регламентирующих ВСОКО, их несогласованность между собой. Вместо понятности и прозрачности процедур возникает их нагромождение. Во многом это объясняется тем, что самими руководителями часто не понимается сущность и назначение внутренней системы оценки качества образования. Старые локальные акты адаптируются к новым условиям. При этом меняются лишь реквизиты документа, а в содержании используются термины, понятия и компетенции, утратившие свою актуальность.

Предвижу возможные возражения: это всего лишь школьные положения. Но возникает вопрос, а насколько тогда они востребованы, читает ли их кто-то кроме проводящих проверку экспертов, пользуется ли ими кто-то на практике. Чем проще, логичнее и операционнее составлен локальный акт, тем лучше отработан механизм осуществления внутреннего контроля, тем он полезнее для самой школы.

Для того, чтобы избежать формализации ВШК, дискредитации управленческих процедур в глазах учителей (кто не слушал слов «замучили проверками...», «опять этот мониторинг...», «опять анализ») важно, чтобы каждая управленческая команда, разрабатывая план ВШК, четко задавала себе следующие вопросы: Что будем контролировать? Зачем? Как контролировать? И какое управленческое решение будет принято по итогам.

И тогда процедура внутришкольного контроля будет понятна и наполнена смыслом для каждого педагога и управленца.

В ряде образовательных учреждений инструментом, обеспечивающим ВСОКО информацией, является программа мониторинга. Она дополняет нормативные требования («как должно быть») информацией о реальном положении дел («как есть»).

Как правило, программы структурированы в соответствии с нормативным понимаем качества образования. Содержат блоки, связанные с уровнем подготовки обучающихся, степенью достижения планируемых результатов, а также организацией образовательной деятельности. Предусматривают мониторинги направлений, актуальных в рамках реализации ФГОС (например, личностных, познавательных, регулятивных УУД, внеурочной деятельности и пр.).

Причины существующих проблем комплексны. С одной стороны, непонимание или упрощенное понимание места мониторинга в системе оценки качества. С другой - управленческая инертность, недостаточно оперативное реагирование на изменение условий образовательной деятельности и требований к ним. Нельзя игнорировать и тот факт, что пока понятие «качество» еще редко применяется к самой системе управления, к механизмам контроля.

Вот почему сегодня необходимо говорить о важности внутреннего аудита системы оценки качества образования, её составляющих. Особенно локальных актов размеченных в публичном доступе и влияющих на имидж школ. Это должно стать одним из итогов коллегии.

Предлагаю вам познакомиться с материалами ивент-репортажа с руководителями и педагогами ряда школ нашего района и ответить на вопросы: «Необходима ли вашей школе Программа развития качества образования?», «Совершенны ли механизмы ВСОКО вашей организации?»

Уважаемые коллеги!

Программы развития качества образования - это не статичные документы. Они могут и должны меняться в соответствии с актуальными потребностями учреждения, изменяющимися условиями. Сам факт их существования - не гарантия качества. Каждое учреждение может и должно проанализировать, насколько данные документы соответствуют инвариантной составляющей, заданной на федеральном уровне, и насколько учитывают особенности, специфику и потребности учреждения.

Внутришкольный контроль и мониторинговые исследования, результаты функционирования ВСОКО - основа для отчета о самообследовании, подходы к которому регламентированы на федеральном уровне. Результаты процедур ВСОКО, отраженные в отчете о самообследовании, подлежат размещению на сайте школы. А результаты ВШК являются продуктом «внутреннего потребления». В этом смысле, ВСОКО имеет большее влияние на имидж образовательного учреждения, чем ВШК. Самообследование - это не только документ, имеющий яркийимиджформирующий характер, но наиболее значимый аналитический материал, отличающийся полнотой и комплексностью. На его основе могут и должны приниматься как тактические и стратегические управленческие решения. Но они будут действенны, только если в самообследование есть реальная аналитическая составляющая.

Конечно, управление качеством образования - это процесс сложный и комплексный. Сегодня мы остановились лишь на его ключевых моментах, не затронули, например, материально-техническую составляющую. Но надеюсь, что главным стало понимание, что управление качеством не завершается принятием программ и изданием приказов. Сами по себе они не удовлетворяют ни запросыпотребителей образовательных услуг, ни социальный заказ. Только их реализация, соблюдение логической связи «качество управления - качество деятельности учреждения - качество услуги», приводит к достижению результата, соответствующего целям деятельности и нормативным требованиям, обеспечивает движение вперед.

И еще раз подчеркну. Повышение качества образования во многом определяется волей и профессионализмом администрации учреждения и пониманием того, что успешность этого процесса прямо пропорциональна уровню компетенции управленческой команды.

Уважаемые коллеги!

Главным критерием оценки качества дошкольного образования сегодня принято считать его 100- процентную доступность для детей возрасте от трех до семи лет.

По состоянию на 1 декабря 2020 г. численность детей от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет 14 054 (12 824 в ДОУ+ 106 интернат+218 частные+906 оформляются) человек. В процентном отношении показатель доступности дошкольного образования для данной категории детей составил 77 %, что превышает показатель доступности за аналогичный период 2019 года.

По данным «электронной очереди» численность детей от 3 до 7 лет, не обеспеченных местом в детском саду, по состоянию на 1 января 2020 г. составила 1074 человек, которые направлены в ДОУ в летний период 2020 года.

В настоящее время проводится работа по расширению доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).

По состоянию на 1 декабря 2020 г. численность детей от 1,5 лет до 3 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет 2403 (1461 в ДОУ + 942 оформляются) человек, что в сравнении с 1 января 2020 г. больше на 509 детей. В процентном отношении показатель доступности дошкольного образования для данной категории детей составил 47% (на 1 января 2020 г. - 36 %).

Всего в районе общее количество детей от 0 до 7 лет- 23 355 человека, из них дети охваченные дошкольным образованием 14 054 человек, охват дошкольным образованием в районе детей от 1,5 до 7 лет составляет 77%.

Меры, направленные на достижение 100-процентной доступности дошкольного образования:

- решение задачи по достижению и сохранению 100-процентной доступности дошкольного образования осуществляется прежде всего за счет создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях;

- поддержки государством различных форм получения дошкольного образования: в районе 2 организации, в которых функционирует 5 семейные дошкольные группы с контингентом 21 воспитанник; услуги по реализации программы дошкольного образования оказывают частные дошкольные организации (2 –ЧДОУ «Кораблик» и «Стрекоза»), с охватом 218 детей;

- помощи родителям по вопросам обучения, воспитания детей, их речевого и интеллектуального развития, адаптации и социализации ребенка в детском коллективе, создания условий для закаливания и оздоровления детей, готовности к обучению в школе оказывают консультационные центры. По состоянию на 1 сентября 2020 г. функционируют 43 консультационных центра.

 

В ноябре на V Общероссийском съезде работников дошкольного образования, руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Музаев АнзорАхмедович, сделал особый акцент на проведении в 2021 году Всероссийского мониторинга оценки качества дошкольного образования, в котором примут участие и дошкольные учреждения нашего района.

Специалист МУ «МЦОКО», Трифонова Людмила Яковлевна, познакомит нас с современными механизмами мониторинга качества дошкольного образования в рамках концепции МКДО-2021. Хочу отменить, чтоинструментарий МКДО позволит нам посмотреть более пристально на проблему образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В шкалах МКДО выделена отдельная область качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», в которую входят четыре показателя оценки качества: реализация адаптированной основной образовательной программы, инклюзия в группе, специальная работа с детьми с ОВЗ, работа с детьми-инвалидами. В область качества «Образовательная программа» включен показатель, позволяющий оценить качество адаптированных основных образовательных программы для образования детей с ОВЗ.

В каждом дошкольном образовательном учреждении разработана собственная модель ВСОКО, о том, как она реализуется в детском саду №68, расскажет заведующий Зотова Мания Николаевна.

Уважаемые коллеги!

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения. Значимость этих проблем заявлена на государственном уровне в принятом Федеральном законе от 31 июля 2020 года № ФЗ-304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Расширяется понятие воспитания, оно связано с формированием чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам его героев, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде. Хочу привести слова президента: «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным». В соответствии с поручением главы государства Владимира Владимировича Путина разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который закрепит на законодательном уровне общие требования к организации воспитания школьников по всей стране. Таким образом, воспитание – это стратегический национальный приоритет, требующий скоординированной работы на региональном и муниципальном уровнях. Успешность этой работы обусловлена рядом факторов, в том числе наличием инновационной муниципальной системы воспитания, эффективностью и качеством управления процессами воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций.

В июле-августе 2020 года впервые прошел региональный мониторинг «Система организации воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях Саратовской области». Вот некоторые показатели, используемые в оценке организации воспитания и социализации обучающихся:

· процентная доля педагогов, в т.ч. классных руководителей, прошедших подготовку по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, от общего количества педагогов

· процентная доля обучающихся (по уровням образования), охваченных программами, направленными на воспитание и социализацию обучающихся, от общего количества обучающихся (по уровням образования)

· процентная доля обучающихся (по уровням образования), участвующих в добровольчестве (волонтерстве), от общего количества обучающихся (по уровням образования)

· количество добровольческих (волонтерских) объединений, осуществляющих деятельность в образовательных организациях

· процентная доля обучающихся (по уровням образования), принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся), от общего количества обучающихся (по уровням образования)

· количество первичных отделений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Как видите, в мониторинге особый акцент делается на компетентности педагогов, в т.ч. и классных руководителей, на владение и использование ими таких современных технологий воспитательной работы, как добровольчество и наставничество.

По итогам регионального мониторинга системе общего образования Энгельсского муниципального района рекомендовано:

- организовать контроль за проведением воспитательной работы, направленной на организацию досуговой деятельности и дополнительного образования детей, профилактику безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних – 2020-2024 годы.

– организовать повышение квалификации по направлению «Воспитание обучающихся», довести долю повысивших квалификацию по направлению «Воспитание обучающихся» в муниципальном районе до 30 % ежегодно.

Более подробно об уровне и качестве воспитательной работы в общеобразовательных организациях ЭМР в соответствии с современными требованиями, вы узнаете из выступления Лебедевой Ирины Юрьевны, консультанта отдела развития образования комитета по образованию

Говоря о системе оценки качества образовательных организаций, нельзя не сказать об учреждениях дополнительного образования. Дополнительное образование занимает важное место в общей системе общего образования детей. Несмотря на то, что оно не является обязательным, трудно представить образование полным без разного рода дополнительных занятий или секций.С помощью дополнительных программ удается сформировать поэтапный и систематизированный процесс обучения, направленный на всестороннее развитие детей. Сегодня более 65% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет посещают различные кружки или секции.
Развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в нашей стране. О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах смотрах, соревнованиях и т.п.

Беднова Елена Александровна, директор МАУ ДО «ЦРТДиЮ» и

Ислентьева Ольга Витальевна, директор МУ ДО «Центр «Позитив» расскажут об особенностях оценки качества дополнительного образования.

 

Подводя итоги выступления, следует сказать о том, что нам предстоит дальнейшая работа по повышению эффективности системы управления качеством образования в образовательных организациях.Необходимо определить направления муниципальной программы развития качества образования; разработать комплекс мероприятий по развитию качества образования в образовательных организациях Энгельсского муниципального района на 2021 год, включающие следующие показатели:

- увеличение доли школ с положительной динамикой качества образования;

- обеспечение в образовательных организациях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе за счёт сетевого взаимодействия с партнёрами, применения современных образовательных технологий, направленных на индивидуализацию траекторий обучения;

- создание в муниципалитете оптимальной модели поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, включающей в себя механизмы методической поддержки таких школ с учетом особенностей их функционирования;

- формирование инструментов и ресурсов поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, за счет использования передового педагогического опыта руководящих и педагогических работников, сетевого взаимодействия ОО, дистанционных образовательных технологий;

- обеспечение комплексного мониторинга качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (оценивающий посещаемость уроков, работу с детьми «группы риска», предметную компетентность педагогических работников, систему

- обеспечение в образовательных организациях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;

- совершенствование технологий образовательной деятельности, привлечение новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

- повышение общей тенденции средних муниципальных показателей по результатам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;

- развитие сообществ образовательных организаций, способных консолидировать ресурсы, необходимые для качественных изменений среды, выстраивание сетевого партнерства школ, детских садов и организаций дополнительного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: