По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:
-усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;
- усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;
- развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;
- утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;
- включение женщин в систему общественного производства, как следствие – изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;
- развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей [6, с. 8 - 9].
Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип - нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. Внастоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире.
Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам [6, с. 10]. Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:
1. нуклеарнаямалодетная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей;
2. нуклеарная многодетная семья, состоящая из родителей и 3 и более детей;
3. бездетная семья, состоящая из мужа и жены;
4. многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья [22, с. 72].
Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Рассмотрим наиболее типичные современные модели семей:
-моногамная семья состоит из брачной пары - мужа и жены;
-полигамная- это брак одного с несколькими;
-нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений;
-расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трёх и более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков);
- патриархальная (традиционная) семья является наиболее архаичным типом семьи: в ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи;
-неполные, материнские, «пустые гнёзда» (супруги, дети которых покинули родительскую семью), состоящие из двух человек;
-альтернативные семьи: основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны, гетеросексуальные пары [6,с. 10 - 11].
Основные формы брачно-семейных отношений
1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.
Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды.
2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.
3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс.
4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.
В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью.
5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью.
Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга.
Отношения между родителями и детьми
Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад. Но, в принципе, проблемы ничуть не изменились и
остались прежними.
Дети во многом являются нашим отражением и продолжением. В чем-то оно нам очень нравится, принимается и любится, а в чем-то может вызывать напряжение, беспокойство, а иногда раздражение и даже гнев. Психология родителей такова, что стереотипы отношений ребенок-отец или ребенок-мать пришли из детства самих родителей. Очень трудно гармонизировать отношения с ребенком, не осмыслив их перед этим. Часто случается так, что у детей и родителей существуют совершенно противоположные мнения насчет их взаимоотношений. Например, после проведения социологического опроса детей и родителей выявилась следующая статистика:
Особенно сейчас, когда родители целый день на работе, а дети в школе, общения совершенно не происходит. Его заменяют СМИ, компьютеры или друзья. На Западе этому вопросу уделяется большее внимание, там существуют семейные психологи, к которым обращаются во время конфликтов или семейных проблем. Конечно же, в России они тоже есть, но существует масса стереотипов о том, что нормальный (когда-то советский человек) не пойдет к психологу. Естественно, эти стереотипы разбить очень трудно.
Давайте разберем ситуацию, когда родители строят взаимоотношения с детьми по принципу полного равенства и дружбы. От таких родителей нередко можно услышать: "Мы и наши дети - настоящие друзья. Мы не хотим, чтобы они нас боялись или велисебя как младенцы". В семьях подобного типа родителей называют по имени, и, в общем, эта семья напоминает школьный лагерь.
Но если присмотреться внимательнее, то получится, что в такой семье дружба заканчивается на словах, а дальше начинается суровая реальность. Так ведут себя родители, которые в детстве были обделены вниманием своих родителей, и следовательно хотят перенести эту дружбу на собственных детей, считая, что помогут и себе, и детям. Конечно, во Взаимоотношениях между родителями и детьми должна присутствовать дружба, но обязательно надо помнить, что дружба - это не единственная форма отношений.
Родители существуют в нашей жизни с самого ее начала, а друзья появляются много позже. Кроме того, нельзя забывать о такой важной вещи как авторитет родителя. Папа или мама всегда могут повлиять на ребенка, чего не могут друзья. В принципе, дружба между ребенком и родителем - вещь хорошая, но с точки зрения взрослого. Что же возникает в голове у ребенка, когда он считает своего папу другом, равным по положению. Ребенок ведет себя так, как он бы делал это с друзьями. Он уже не слушается или требует от родителей уважения своей точки зрения (что часто оказывается редкостью в семье).
Итак, давайте сделаем вывод. Прежде чем выбирать какую-то продуманную стратегию в отношениях между вами и вашим ребенком, подумайте прежде всего, как ребенок сам воспримет эту форму отношений. Хотя вариант с психологом не так уж и плох.
Наверное, ни у кого не возникнет вопроса, кто важнее для родителя в этом мире - конечно же, ребенок. Самое интересное, что ответили на этот вопрос дети, а именно: "Если бы этот день был последним в вашей жизни, с кем бы вы его провели?" Так вот, 27% назвали отнюдь не родителей, а друзей и своих любимых. Цифра в принципе небольшая, но стоит задуматься...
Что мешает общению с ребенком
1.Приказы, команды: "Сейчас же перестань!", "Чтобы больше я этого не слышал!"
2.Угрозы, предупреждения: "Если ты не прекратишь плакать, я уйду"
3.Критика, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделал не так!"
4.Высмеивание, обзывание: "Плакса - вакса", "Не будь лапшой", "Ну, просто дубина!"
5.Выспрашивание: "Нет, ты все-таки скажи", "Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю", "Ну, почему ты молчишь?".
6.Отшучивание
7.Мораль: "Ты обязан вести себя как полагается", "Каждый человек должен трудиться"
8.Нотации: "Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки", "Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки"
9.Советы:"А ты возьми и скажи...", "Почему бы тебе не попробовать..."
10.Сочувствие на словах: Ребенку нужно сочувствовать, но в словах типа: "Успокойся"
11.Догадки: "Я знаю, это все из-за того, что ты...", "Опять, что ли, подрался"
12.Похвала: "Молодец, ты просто гений!"
Психологи выделили четыре основных подспудных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая - борьба за внимание.
Вторая - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки.
Третья причина - желание отомстить.
Четвертая причина - потеря веры в собственный успех.