Обследование детей с нарушениями речи




Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей поможет логопеду определить, в какой помощи они нуждаются и как эффективнее ее оказать

Основная задача учителя-логопеда при индивидуальном обследовании учащихся - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого ученика Схема логопедического обследования представлена в речевой карте, которая обязательно заполняется на каждого ученика в зависимости от структуры речевого дефекта.

В процессе заполнения паспортных данных о ребенке фиксируется не только официальная успеваемость (пункт 5), но и выясняется реальный уровень знаний учащихся по родному языку В случаях структурно сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться решающими как в определении четкого логопедического заключения, так и в установлении первичности-вторичности речевого нарушения

Данные о ходе развития речи ученика со сложной структурой речевого дефекта учитель-логопед выясняет со слов матери. В ходе беседы важно получить четкое представление о том, как протекало раннее речевое развитие ребенка - когда появились первые слова, фразы, как шло дальнейшее формирование речи. При это отмечается, обращались ли ранее за логопедической помощью, если да, то сколько времени проводились занятия, их эффективность. Кроме того, подлежат фиксации и особенности речевой среды, окружающей ребенка (состояние речи родителей: нарушение произношения, заикание, дву - и многоязычие и др.)

Прежде чем начать обследование речи, логопед обязан убедиться в сохранности слуха (напомним, что слух считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины)

При обследовании ребенка обращается внимание на состояние артикуляционного аппарата. Все обнаруженные при обследовании аномалии строения (губ, неба, челюстей, зубов, языка), равно как и состояние двигательной функции подлежат обязательной фиксации в речевой карте.

Естественно, что грубая патология строения и функций артикуляционного аппарата требует тщательного, детального обследования с подробным описанием всех отклонений, создающих препятствия для образования правильных звуков. В других же случаях обследование может быть более кратким.

Характеристика связной речи учащихся составляется на основании его устных высказываний в ходе беседы по поводу прочитанного, увиденного, а также на основании выполняемых ребенком специальных заданий: составление отдельных предложений, связного высказывания по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок, по наблюдениям и т.д.

Полученный в ходе беседы материал поможет выбрать направление дальнейшего обследования, которое должно быть индивидуализировано, в зависимости от выявленных в процессе беседы представлений об уровне сформированности речи ребенка.

В речевой карте фиксируется общая внятность речи, характер и доступность построения связных высказываний, общие представления о словаре и синтаксических конструкциях, используемых ребенком

При обследовании звуковой стороны речи выявляются дефекты произношения: количество нарушенных звуков, характер (тип) нарушения: отсутствие, искажение, смешение или замена звуков (см. Таблицу 1). Если дефекты произношения преимущественно выражаются заменами и смешением разных групп оппозиционных звуков, следует тщательно исследовать возможности различения звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Кроме того, обязательно подлежит определению уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

* Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выяснение:

1) характера (типа) нарушения произношения: количества дефектно произносимых звуков и групп (в сложных случаях);

2) уровня фонематического развития (уровня сформированности дифференциации оппозиционных звуков);

3) уровня сформированности анализа и синтеза звукового состава слова

В случае общего недоразвития речи аналогично проводятся обследования звуковой стороны речи (произношение, фонематические процессы). Кроме того, предусматривается выявление умения детей произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры.

При обследовании детей с ОНР необходимо установить также уровень сформированности лексико-грамматических средств языка. При обследовании словарного запаса используется ряд общеизвестных приемов, выявляющих у детей как пассивный, так и активный словарь. При этом выявляется знание детьми слов, обозначающих предметы, действия или состояния предметов, признаков предметов; слов, обозначающих общие и абстрактные понятия. Таким образом определяется количественный состав словарного запаса.

Правильное называние предмета еще не означает, что ребенок адекватно может пользоваться этим словом в предложении, связном тексте, поэтому, наряду с определением количественной стороны словарного запаса, особое внимание уделяется его качественной характеристике, т е выявлению понимания ребенком значения употребляемых слов

При составлении логопедического заключения данные о словаре должны рассматриваться не изолированно, а в совокупности с материалами, характеризующими особенности звуковой стороны речи и ее грамматический строй.

При обследовании уровня сформированности грамматических средств языка используются специальные задания, направленные на выявление уровня овладения детьми навыками построения предложений различных синтаксических конструкций, использования формо - и словообразования.

Данные анализа ошибок (аграмматизмов), допущенных учащимися при выполнении специальных заданий, позволяют определить уровень сформированности грамматического строя речи. Установленный уровень сформированности грамматического строя речи соотносится с состоянием словаря и уровнем фонематического развития.

Уровень сформированности устной речи предопределяет определенную степень нарушения чтения и письма.

В тех случаях, когда дефект устной речи ограничивается только несформированностью звуковой стороны ее, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико - фонематической или только фонематической недостаточностью.

В этих случаях наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционных групп

При обследовании письма, которое проводится как коллективно, так и индивидуально следует обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребенок правильно предъявляемое слово или проговаривает его несколько раз, подбирая нужный звук и соответствующую букву; какие испытывает при этом трудности; какие ошибки допускает.

Необходимо произвести количественный и качественный анализ ошибок- выявить, какие специфические ошибки на замену букв допускаются ребенком, оказываются ли эти ошибки единичными или частыми, соответствуют ли речевым нарушениям ребенка. Кроме того, учитываются пропуски, добавления, перестановки, искажения слов. Эти ошибки свидетельствуют о том, что ребенок недостаточно четко овладел звуко - буквенным анализом и синтезом, не умеет выделить акустически или артикуляционно-близкие звуки, разобраться в звуковой и слоговой структуре слова

Должны быть тщательно проанализированы ошибки на правила правописания, так как ошибки на правописание парных звонких - глухих, мягких - твердых согласных, обусловлены несформированностью у детей с дефектами речи представлений о звуко - буквенном составе слова.

У учащихся с нарушениями письма следует обследовать и чтение. Чтение проверяется индивидуально. По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний. Материалом для обследования могут служить специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию, но не используемые в классной обстановке Обследование начинается с предъявления ребенку текста предложений, отдельных слов, слогов (прямых, обратных со стечением согласных).

Если ребенок не владеет навыками чтения, ему предъявляется набор букв для их узнавания

В процессе обследования фиксируется уровень сформированное навыков чтения, а именно: читает ли он по слогам, целыми словами; перебирает ли отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова, какие допускает ошибки, заменяет ли он в процессе чтения название отдельных букв, соответствует ли эта замена дефектным звукам; встречаются ли ошибки на пропуски слов, слогов, отдельных букв, каков темп чтения; понимает ли ребенок значение отдельных слов и общий смысл прочитанного.

Все полученные наблюдения фиксируются. Они помогают уточнить, чем обусловлены недостатки чтения и найти более рациональные приемы и методы преодоления трудностей в чтении. Выявленные недостатки чтения сопоставляют с данными обследования письма и устной речи.

Завершая краткую характеристику нарушения чтения и письма у детей с ФФН, следует “подчеркнуть, что наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, соответствующих звукам, различающимся по акустическим и артикуляционным признакам

Вышеперечисленные ошибки принято считать специфическими (дисграфическими) Обычно они проявляются у детей с ФФН на фоне недостаточного усвоения определенных орфограмм, правила правописания которых тесно связаны с полноценными представлениями о звуковом составе слова.

Что касается нарушения чтения и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка. А именно:

1 Ошибки предложно-падежного управления,

2. Ошибки согласования имен существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т.д.,

3 Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов,

4 Различные деформации предложений: нарушение порядка слов, пропуск одного или нескольких слов в предложении (в том числе пропуск главных членов предложения), пропуск предлогов;

слитное написание 2-3 слов, неправильное определение границ предложений и т.д.;

5 Различные деформации слого - буквенного состава слова ("разорванные" слова, пропуски слогов, недописывание слогов и т.д.).

В письменных работах детей могут встречаться также графические ошибки - недописывание отдельных элементов букв или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных

элементов букв (и-у,п-т л-м,б-д,ш-щ).

Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок.

Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточная связность, последовательность и логичность изложения), так и недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтаксических средств языка

Обследование состояния письма и чтения у учащихся должно проводиться с особой тщательностью В ходе обследования ученику предлагается выполнить различные виды письменных работ

• слуховые диктанты, включающие в себя слова, в состав которых входят звуки, наиболее часто нарушающиеся в произношении,

• самостоятельное письмо (изложение, сочинение)

При обследовании учащихся первых классов в начале учебного года выявляется знание детьми букв, умений и навыков составления слогов и слов

По завершении обследования речи ребенка необходимо провести сопоставительный анализ всего материала, полученного в процессе изучения уровня развития звуковой и смысловой сторон речи, чтения и письма. Это позволит определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в картине речевого дефекта преобладает ли у ребенка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов

В процессе обследования заикающихся учащихся основное внимание логопеда должно быть направлено на выявление ситуаций, в которых заикание проявляется особенно интенсивно, а также1 на анализ возникающих у детей в этих условиях коммуникативных затруднений. Не менее важным является изучение у заикающихся школьников (особенно слабоуспевающих) уровня сформированности языковых средств (произношение, фонематические процессы;

лексический запас; грамматический строй), а также уровень сформированности письма и чтения, т.к. заикание может проявляться как у детей с ФФН, так и с ОНР

Особое внимание обращается на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность), а также на возможности адаптации детей к условиям общения. Фиксируется темп речи заикающихся, наличие сопутствующих движений, уловок, интенсивность проявления запинок.

Нарушение речи необходимо рассматривать вкупе с особенностями личности ребенка. В ходе обследования накапливается материал, позволяющий составить краткую характеристику на ребенка, иллюстрирующую особенности его внимания, способность к переключению, наблюдательность, работоспособность. В ней должно быть отмечено, как принимает ребенок учебные задания, умеет ли организовать себя на выполнение их, самостоятельно ли выполняет задания или требует помощи Фиксируются также реакции ребенка на встречающиеся в ходе учебной работы трудности, утомляемость (истощаемость) ребенка В характеристике отмечаются также особенности поведения детей во время обследования подвижен, импульсивен, отвлекаем, пассивен и т.д.

Обобщенный результат изучения уровня развития устной и письменной речи ребенка представляется в речевой карте логопедическим заключением. Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные мероприятия, отвечающие структуре речевого дефекта, а именно:

=> фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (например, Р - велярное, увулярное; С - межзубное, боковое; Ш-Ж - нижние, губные и т д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков;

=> Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что у ребенка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи- дефекты произношения, трудности дифференциации оппозиционных звуков; несформированность анализа и синтеза звукового состава слова. В этом случае необходимо помимо коррекции дефектов произношения предусмотреть развитие фонематических представлений детей, а также формирование полноценных навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

=> общее недоразвитие речи (ОНР). Поскольку этот дефект представляет собой системное нарушение (т.е. недостаточную сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка), то в ходе коррекционного обучения логопед должен предусмотреть восполнение пробелов в формировании звукопроизношения; фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова; словарного запаса (особенно в плане семантического развития), грамматического строя и связной речи. Приведенные логопедические заключения характеризуют уровень сформированности устной речи.

В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, ринолалия, алалия) логопедическое заключение должно включать как структуру речевого дефекта, так и форму речевой патологии (природу). Например:

Дефекты произношения звуков   ФФН   ОНР (III) ïðè синдроме бульварной дизартрии (диагноз врача)   у ребенка с дизартрией (заключение логопеда)   у ребенка с дизартрическим компонентом (заключение логопеда)
ОНР (II – III уровень)   при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача) у ребенка с моторной или сенсорной формой алалии (заключение логопеда)
Дефекты произношения звуков   ФФН   ОНР (III) у ребенка с расщелиной твердого, мягкого неба, с сум букозной щелью (оперированного или неоперирован- ного)

 

В качестве примера приводим речевую карту на ребенка с ОНР (начало учебного года).

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ №________

Речевая карта

1 Фамилия, имя, возраст Петров Ваня,7 лет

2 Школа №1, класс 1

3 Домашний адрес________________________________________________________________

4 Дата зачисления на логопедический пункт _______18 .09______________________________

5 Успеваемость (к моменту обследования) начало учебного года

6 Жалобы учителей и родителей. С о слов учителя: на уроке малоактивен, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

7 Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача

8 Состояние слуха: проверяется при необходимости

9 Данные о ходе развития речи. Со слов матери: слова появились к 2 - 2,5 годам,

фразы – к 4 - 5

10 Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)

Строение – N

Подвижность – с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний)

В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: "Ваня", "Маму зовут Зойкой".

"Не знаю" /отчества/. "Папу зовут Петя". "Не знаю" /отчества/. "Сестра зовут Люда". "На работе" /про маму/. "Касса" /на вопрос – кем работает?/. "Не знаю" /про папу/.

а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры

Словарь ограничен реалиями обиходных слов и слов,относящихся к прилагательным,глаголам и т. д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа),шланг (вода),графин (бутылка),шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает),почтавиха (вместо почтальон),стеклещик (стекольщик), мащина (вместо слова транспорт),ботинки (вместо обувь) и т. д.

б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов. Привести примеры смотри запись беседы и связного высказывания

Карандаш вытащил из–за книга. Мальчик прыгнул лужу. На деревьев появились первые листочки.

Мн.ч., Им..п.. - деревы, глазы, крыли…

Мн. ч., Род. п. – тетрадов, воротников, осел…

варенье яблочный; вода апельсиновый; медведь плюшеный.

в) Произношение и различение звуков

1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р – увулярное; в потоке речи Л = Р /"ралек" – (ларек)/, Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж=З

2) различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица) па-ба-ба (N) та-да-да (N) за-за-за (жа-жа-жа) ча-ча-ча (тя-ча - тя) ча-ча-ча (ча-ща-ча) ра-ра-ра (ра-ла-ра) за-за-за (за-жа-за) тя-тя-ча (тя-ча-тя) ща-ща-ща- (ща-ча-ча) ла-ла-ла (ла-ра-ра)

2) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (Привести примеры) лигуливат, (регулирует); тлансп, штампат (транспорт), зеле-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый)

3) г) темп и внятность речи: р ечь невнятная, замедленного темпа

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – "2". 1-й звук? – "П"; 2-й звук? - "А"; 3-й звук? – "А". Назови последний звук? – "А"; Назови 1-й звук? – "Т"; Назови 3-й звук? – "А".

13 Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (Письменные работы прилагаются к речевой карте).

варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М: 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА

14 Чтение

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами

варианты: 1) знает отдельные буквы: А, П, М, Т; 2) знает все буквы, но не читает; 3) читает слоги и односложные слова; 4) читает по слогам, медленно; пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы.

б) ошибки при чтении

лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели).

Сердитый ветер кужил (кружил) их… (по) воздуху.

в) понимание прочитанного варианты: 1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов; 2) основное содержание рассказа понимает; скрытый смысл понимает с трудом; 3) испытывает некоторые затруднения.

15. Проявление заикания: не заикается

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.)

 

б) сформированность языковых средств

 

в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)

г) адаптация к условиям общения

 

17. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)

Внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности

 

18. Заключение логопеда

варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР 11- 111ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

19. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта)

Поскольку нарушения чтения и письма являются вторичными проявлениями уровня несформированности устной речи, то логопедические заключения должны отражать причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно:

нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР:

нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН:

нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием.

В случаях сложных дефектов речи (дизартрия, ринолалия, алалия) логопедические заключения о нарушениях чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются данными о форме речевой патологии (см. выше).

Обязательными подтверждениями правильности логопедического заключения в случаях нарушения чтения и письма являются письменные работы и результаты обследования чтения.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫКОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

Основная задача логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно -развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Общую проблему при коррекционно - развивающем обучении, первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно - развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

- сформировать полноценные фонематические процессы;

- сформировать представления о звуко -буквенном составе слова;

- сформировать навыки анализа и синтеза звуко -слогового состава слова;

- скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения: Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.

На основании материалов обследования учащихся целесообразно составить перспективный план работы для каждой группы детей с нарушениями устной и письменной речи, в котором отмечается: состав учащихся и краткая характеристика проявлений речевого дефекта; основное содержание и последовательность работы; примерные сроки прохождения каждого этапа. Он может быть представлен либо схемой, либо описанием направлений работы и ее последовательности на каждом этапе.

Приводим план-схему логопедических занятий с учащимися, страдающими общим недоразвитием речи. В данной схеме (Таблица 2) - поэтапное планирование коррекционного обучения детей с ОНР.

Таблица 2

СХЕМА-ПЛАН КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

 

Этапы коррекционной работы Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей Грамматические термины, используемые на занятиях Содержание коррекционной воспитательной работы
  I ЭТАП Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Звуки и буквы, гласные и согласные; слог, твердые и мягкие согласные; разделительный Ь; Ъ, звонкие и глухие согласные; ударение; двойные согласные Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
  11 ЭТАП Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка 1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования 2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу. Состав слова: корень слова, однокоренные слова, окончание, приставка., суффикс; приставки и предлоги; сложные слова; род существительных и прилагательных, число, падеж Число, время глаголов, безударные гласные Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
  III ЭТАП     Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: а) у становлении логической последовательности, связности; б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т. д.) Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; связь слов в предложении; предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; текст, тема, главная мысль Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля контрольных действий, способности к переключению.

 

Рассмотрим более подробно каждый этап. Как уже отмечалось, основным содержанием 1 этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР. (Поэтому в методическом письме не дается отдельно планирование логопедической работы с группой детей, имеющих ФФН).

1 этап коррекционно - развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, примерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.

Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых является развитие фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

- 15 минут - фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

- 5 минут - подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);

- 20 минут - уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком

С первоклассниками, занимающимися по программе 1-4, можно по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов (35 мин).

На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий

Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе.

В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко - слоговом составе слова, кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно - развивающего обучения детей с ОНР, а именно' одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из работы по"

• развитию фонематических процессов,

• формированию навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины,

• формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

• закреплению звуко - буквенных связей;

• автоматизации поставленных звуков.

Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в следующей последовательности

 

Речь и предложение.

Предложение и слово.

Звуки речи.

Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).

Деление слов на слоги.

Ударение.

Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).

Твердые и мягкие согласные.

Звонкие и глухие согласные.

Звуки П и П'. Буква П.

Звуки Б и Б '. Буква Б.

Дифференциация Б-П. (Б'-П').

Звуки Т и Т'. Буква Т.

Звуки Д и Д'. Буква Д.

Дифференциация Т-Д (Т' - Д').

Звуки К и К ' Буква К.

Звуки Г и Г' Буква Г.

Дифференциация К-Г (К' - Г').

Звуки С и С'. Буква С.

Звуки 3 и 3'. Буква 3

Дифференциация С-3. (С'-3')

Звук Ш и буква Ш

Звук Ж и буква Ж.

Дифференциация Ш-Ж..

Дифференциация С-Ж

Дифференциация Ж-3.

Звуки Р и Р '. Буква Р.

Звуки Л и Л'. Буква Л.

Дифференциация Р-Л (Л'-Р').

Звук Ч и буква Ч.

Дифференциация Ч-Т.

Звук Щ и буква Щ.

Дифференциация Щ-С.

Дифференциация Щ-Ч.

Звук Ц и буква Ц.

Дифференциация Ц-С

Дифференциация Ц-Т

Дифференциация Ц-Ч

Данный вариант последовательности изучения тем на 1-м этапе коррекционно - развивающего обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей. Например, при незначительном нарушении дифференциации звонких и глухих согласных или отсутствии нарушения различения этих звуков в целях пропедевтики можно провести только 5-6 занятий одновременно со всеми звуками данной группы

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука Индивидуализация коррекционного обучения должна находить обязательно отражение в планировании каждого занятия

При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа

К этому времени у учащихся должны быть:

- сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко - буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

- поставлены и отдифференцированны все звуки;

- уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые - мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, предложение и т.д.

Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

На этом исчерпывается работа с детьми, имеющими ФФН. Несмотря на общность задач и приемов коррекции звуковой стороны речи у детей с ФФН и ОНР, логопедическая работа с детьми с ОНР требует использовании дополнительных специфических приемов. Это обусловлено тем, что на первом этапе в процессе решения генеральной задачи упорядочения звуковой стороны речи начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи

В целях подготовки детей к усвое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: