Мысли Святителя Василия Великого




1. По словам Святого Василия Великого, человек, согрешив по причине худого произволения, по причине греха умер. В какой мере он удалился от жизни, в такой же мере приблизился к смерти. Бог - жизнь (добро), лишение Бога - смерть (зло). Адам, таким образом, сам себе приготовил смерть через удаление от Бога, он фактически вступил в область вечной смерти. Так, в человеке, живущем вне Бога, утратилась истинно-человеческая особенность, его религиозно-нравственная принадлежность к величайшей добродетели - бессмертию.

По словам Святителя, “душа уклонившись от того, что ей свойственно, повредилась, а преимущественным для нее благом было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви”.

 

2. «...ипостась не есть понятие сущности, неопределенное и в силу общности означаемого ни на чем не останавливающееся. Ипостась видимыми, отличительными свойствами изображает и очерчивает в любом предмете общее и неопределенное». Ипостась есть свое или собственное, «свойственность по природе» или по одному, ознаменование - знак или примета.

 

3. Святой Василий Великий одним их первых дал ясное и точное решение основных и догматических проблем, выразившихся в спорах о Символе Веры. Он же смягчил острые отношения Восточных богословов и школ с Западными и подготовил внешний успех Православия на Втором Вселенском Константинопольском Соборе (381), который ему уже увидеть не довелось. Здесь окончательно провозглашен был Никейский Символ; в который включены были определения о Духе Святом, о «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», о воскресении тел и вечности Царства Христова и другие пункты.

 

4. Христианин приобщается Христу и становится участником всех благ совершенного Им Искупления чрез Духа Святого, и в Духе Святом человек получает благодать Иисуса Христа. Так Дух является посредником в деле сообщения людям благодати Отца и Сына. Он, по словам Св. Василия Великого, является, “Освятителем” людей по преимуществу: “Дух Святой есть Освятитель, Сила освящающая, совершающая, утверждающая, Освятитель и Совершитель всего творения. От Него так же неотделима Сила освящения и оживотворения, как от огня живительная теплота или от солнца - свет”.

 

5. Именно Святитель Василий Великий пояснил христианский догмат Святой Троицы указанием на различие между “общим” и “собственным, свойственным” или конкретно-индивидуальным. Когда враги христиан ариане предлагали посчитать им Ипостаси, Святой Василий Великий отвечал им: «Счислять Ипостаси можно; но надлежит числить Их благочестиво”, т. е. так, чтобы мыслить при этом одного Бога, и чтобы понимать отношение между Богом и числом, ибо неприменимо число к Самому Единству. Бог есть “монада и энада”, простая и безграничная Сущность, число же относится к области вещественного и ограниченного: “Божество едино. И единство это по самому смыслу Сущности представляется так, что существует различие по числу, но в основании Божества единство созерцаемо”. Итак, по учению Святителя Василия Великого, не следует разделять Божество ни имманентно, ни икономически: “Представляй Троих - повелевающего Господа, сознающее Слово и утверждающего Духа,- но так, чтобы всех мыслить совершенными и едиными”.

 

6. С самого начала зарождения Христианства и установления Символа Веры шла борьба за Единосущее. Тогда и стал вопрос о Третьей Ипостаси - Духе Святом. Святой Афанасий Великий переносил понятие “Единосущия” на Духа Святого, равняя Его по Божественности с Отцом и связуя с Логосом. Еретики ариане, напротив, считали Духа Святого тварью, язычник-философ Плотин считал “третьим Божественным” - “Мировую Душу”, которая соделала и устроила вселенную. На все эти ложные измышления Святитель Василий Великий отвечал такими словами: «…слыша слово «Дух», невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или подлежащего изменениям и переиначиваниям, или вообще подобного твари, но простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо представлять себе сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, не измеримую временами или веками, неоскудевающую в благах, какие имеет. К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении... Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды. Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавления возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе воздружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный Свет, доставляющий Собою всякой разумной силе, при искании Истины, как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству... все исполняет Своею силою, однако сообщается одним достойным. Он прост по сущности, многообразен в сплавах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду” (“О Духе”., 9 глава).

 

7. О действии Святого Духа Святитель писал: «Он разделяемый не страждет, и когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния... как сияние сие озаряет землю и море, и срастворяется с воздухом. так и Дух в каждом из удоприемлющих Его пребывает, как Ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа” (“О Духе”, 9 глава).

 

8. О постижении Святого Духа в учении Святого Василия Великого сказано: «Человек плотский...погряз в плотском мудрствовании, словно в тине, и не в силах воззреть на Свет духовный», а Дух - «нечто бесплотное, вполне невещественное и несложное».

Дух Святой дарует Христову благодать, потому Он и называется “Духом Христовым” (Рим. 8, 9). ПохарактерномувыражениюСвятителя Василия Великого, обитание Духа есть обитание Христа: “где присутствие Духа, там и пришествие Христово”. По учению Святого Евангелия, “если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим. 8, 9). Вот почему сила Божия, совершающая спасение людей, называется и “благодатию Божиею”, и “силою Христовой”, и “Духом Божиим”, и “Духом Христовым”. Таким образом, именно Дух Святой привлекает нас ко Христу, помогает усвоить нам все полезное для нашего же спасения, уготованное нам нашим Искупителем. Христос приходит к нам и обитает в нас только чрез Духа Святого, и вместе с Ним свершает наше спасение.

Дух Святой, по учению Святого Василия Великого, - «умный Свет» и «податель жизни», «распределитель дарований по достоинству каждого. Чрез Духа - восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух, возсеяя очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются святящимися и отбрасывают от себя новый луч: так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать” (“О Духе”, 9 глава).

Дух Святой воздействует на человеческую личность, способности и его волю не подавляя его сил и индивидуальных способностей. Осуществляется воздействие Божественной благодати только при свободном подчинении воли, силы и разума Божественной силе. По православному учению, человек ни в коем случае не оказывается только страдательным предметом при действии сверхъестественной силы - Божественной благодати, ибо должен сам, всеми своими силами, участвовать в своем спасении. Непроизвольная Святость есть внутреннее, непримиримое самопротиворечие, что в нравственном миропорядке явление невозможное.

Нравственное добро никогда не может быть осуществлено путем насилия, навязано человеку извне. Потому даже малейшее дело, должно совершаться сознательно и по своему личному напряжению сил. Таким образом, спасение человека совершается неразлучным взаимодействием свободы и благодати Святого Духа. И с полным правом можно сказать, что не только Дух Святой действует в нас и свершает с нами спасение наше, но и сам человек с помощью благодати Святого Духа, совершает свое спасение. Однако, по учению Святого Василия Великого, “человеческие предприятия относительно добра не достигнут совершенства без помощи свыше, а благодать свыше не снизойдет на того, кто не прилагал к тому старания, необходимо для усовершенствования в добродетели соединение того и другого: и человеческого старания, и содействия, нисходящего свыше, по вере”. Таким образом, проникновение благодатью Святого Духа всей человеческой личности - цель всей жизнедеятельности человека, ибо только благодать Святого Духа вводит человека в действительное общение с Богом и через это “обожествляет” его.

 

9. По учению Святителя Василия Великого, “кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид Царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю, и Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе Самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза... Но необходимо, чтобы он был досточестнее приемлющих Его; потому что приемлющие делаются Святыми, когда Он низойдет на них, и погибают, когда Он оставит их. Дух всегда есть; Он источник вечной жизни” (“О Духе”, 9 глава). Но для этого недостаточно только преуспевание в добродетели, ибо необходимо таинственное действие Духа. Одни добродетели; пост, воздержание, псалмопение и иной чин подвижничества, даже в соединении всего вместе не могут сделать сердце чистым, без воздействия и присутствия Святого Духа.

Таким образом, благодать Божия - Святой Дух связан с определением вечной жизни, преображением всего человека, с будущим восстановлением падшего человечества и тварной природы, и их бессмертием. Дух Святой преисполнен силы и славы, Он отвечает за полноту совершенства души и тела человека в новом совершенном и обновленном их состоянии.

Дух Святой уничтожает последнего врага всего тварного мира - смерть, освобождает от смерти духовной и телесной, от жизни во грехе, что свершится со вторым пришествием Иисуса Христа.

Дух Святой, по определению Святителя Василия Великого, дарует благодать праведникам: “Отсюда - предвидение будущаго, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние со Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу, и крайний предел желаемого - обожение” (“О Духе”, 9 глава).

Именно таким праведником и был Вселенский учитель Василий Великий, чья земная жизнь была так непродолжительна (чуть более 50 лет), но так ярка и вечна в двухтысячелетней истории Вселенского Православия.

Александр Рожинцев

10 января 2005 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: