Мониторинг состояния окружающей среды в замкнутом пространстве это система мероприятий и средств, обеспечивающих в герметической кабине /космический корабль. подводная лодка,самолет/ поддержания искусственной газовой среды /воздуха/ с оптимальными физическими параметрами / давление,температура,влажность,скорость движения и химическим составом. Так в космическом корабле, который является закрытой системой, происходит круговорот основных элементов и веществ: кислорода О, углекислого газа СО с воспроизводством пищевых продуктов на борту, регенерации воды, получения кислорода на основе фотосинтеза и электролиза воды и утилизацией отходов жизнедеятельности человека и биокомплекса.
Теоретически замкнутую сбалансированную систему можно построить в соответствии со следующим уравнением:
Электролиз:
6Н О электрическая энергия 6Н + 3О
Биосинтез, осуществляемый водородными бактериями:
6Н + 2О +СО получаем СН О + 5Н О
Дыхание человека:
СН О+О получаем СО +Н О
Преимущество такой системы - низкая массв и небольшая потребность в энергии.
Основными структурными блоками автоматических систем мониторинга окружающей среды замкнутого пространства в настоящее время являются:
- датчики параметров окружающей среды температуры,состава воды, солнечной радиации,концентраций основных загрязнений воздуха,
- датчики биологических параметров - регенерации воды и воздуха,минерализации отходов,
- автономное электропитание на основе аккумуляторов и солнечных батарей,
- системы спутниковой связи,
- современная вычислительная техника,
- программное обеспечение ЭВМ
Данная система мониторинга позволяет обеспечить нормальные условия для работы экипажа в замкнутом пространстве.
|
В настоящее время процесс миниатюризации электронных схем дошел до молекулярного уровня, делая реальным полностью автоматизированные, со всеобъемлющим программным обеспечением, сложные многоцелевые и в то же время компактные, полностью автономные системы слежения за качеством окружающей среды в замкнутом пространстве.
Экологические принципы, лежащие в основе конструирования,изготовления и эксплуатации ЛА.
Самолет, как и любая система, использующая энергию окисления углеводородного топлива, выбрасывает в атмосферу продукты этого процесса, которые изменяют естественный состав атмосферы и поэтому могут рассматриваться как и загрязнители.Следовательно, авиация, несомненно, - источник загрязнения атмосферы, и вопрос заключается лишь в том, насколько эти загрязнения значительны.
В авиации применяется два вида нефтяного топлива - керосин и бензин несколько отличающиеся по составу продукты сгорания.Основное отличие состоит в том, что этилированный бензин используемый на самолетах с поршневыми двигателями, дает в отработавших газах свинец, являющийся одним из нежелательных компонентов загрязнения воздушной среды.
Роль самолетов с поршневыми двигателями в современной авиации незначительна и постоянно уменьшается.Поэтому целесообразно ограничить рассмотрение загрязнителей воздуха авиационного происхождения только продуктов горения керосина.
Продукта горения керосина, помимо не относимых к загрязнителям двуокиси углерода, паров воды, азота, а также некоторых других естественных компонентов атмосферного воздуха, содержат окись углерода, различные углеводороды(метан CH4, ацетилен C2H6 этан C2H4, пропан C3H8, бензол C6H6 толуол C6H5CH3 и др.), альдегиды (формальдегид HCHO, акролеин СH2=CH-CHO, уксусный альдегид CH3CHO и др.),окислы азота (в оснавном NO и NO2), окислы серы, твердые частицы (например, частицы сажи, создающие дымный шлейф за соплом двигателя) и ряд других составляющих, образующихся в незначительнвх количествах из имеющихся в керосине примесей.Самолеты выбрасывают в атмосферу и исходное топливо.Это роисходит не только в аварийных ситуациях, но и входе нормальной эксплуатации при продувке или опоражнении дренажных емкостей, после неудачного запуска двигателя перед началом полета и после выключения двигателя по окончании полета.
|
Уровни содержания в атмосферном воздухе различных вредных веществ регламентируется специальным общероссийским и нормами-ПДК. ПДК некоторых вредных компанентов, содержащихся в отработавших газах авиадвигателей, приведены в табл.2.В аналогичных иностранных нормах можно встретить некоторые другие интересные компоненты.Так стандартыми США допустимый уровень концентрации углеводородов (суммарно) устаногвлен равным 0,16 мг/м (в пересчете на эквивалентное количество метана).С другой стороны, такие компаненты углеводородного ряда, как бензпирен или пары исходного топлива (бензин), в нормы других стран, как правило, не включают.
В авиации нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) устанавливаются в настоящие время на четыре вредных компонента: окись углерода (CO|), несгоревшие углеводороды (СnHm), окислы азота (NОx), частицы сажи (дым).Кроме того, запрещается преднамеренный выброс в атмосферу топлива.
Таблица 2
ПДК, мг/м | ||
Компоненты | Максимальная разовая | среднесуточная |
Окись углерода СО Двуокись азота NO2 Сернистый ангидроид SO2 Формальдегин HCHO Взвешенные частицы (сажа) Бензпирен Бензин (пары) | 0,085 0,5 0,035 0,50 - | 0,085 0,05 0,03 0,05 1*10 - |