Глава 2. Отношение СССР к польским событиям 1980-1981 гг.




польский рабочий забастовка советский

В 1944-1945 гг. Польша была освобождена от фашистских оккупантов Советской Армией. Под давлением СССР здесь к власти пришла Польская объединенная рабочая партия. И как некоторые другие страны Восточной Европы, Польша стала коммунистическим государством.

Мысль о том, что необходимо уважать суверенитет и независимость социалистических стран, учитывать особенности их позиций по тем или иным вопросам, специфические их политики, неоднократно подчеркивались в выступлениях Л.И. Брежнева и других руководителей КПСС и Советского государства.

Но это была лишь теория, а практика оказалась иной. Она была направлена на сохранение созданной еще при Сталине патерналистской системы отношений СССР с другими социалистическими странами. К любым попыткам кардинальных изменений, которые в представлении советского руководства могли бы означать покушение на существовавшую в странах Центральной и Юго-Восточной Европы административно-командную бюрократическую систему, Брежнев и его окружение, как, впрочем, до этого и Хрущев, относились крайне подозрительно, неприязненно и враждебно.

Между тем кризисные процессы в этакратических государствах углублялись и нарастали. Но советское руководство не считало возможным реально взглянуть на положение вещей и вместе со своими союзниками как-то их нейтрализовать. Когда же социально-экономический и общественно-политический кризис в Польше вылился в открытый конфликт между властями и народом, то его глубинных причин советское руководство не поняло или сделало вид, что оно их не понимает. Сам же польский кризис советские средства массовой информации сводили в основном к тому, что он является результатом империалистического вмешательства в дела Польши, деятельности западных спецслужб и находящихся у них на службе представителей антисоциалистических и контрреволюционных сил. В эту категорию зачислялись практически все организации, выступавшие против политики партийно-государственной верхушки, хотя многие из них, особенно «Солидарность», поддерживались самыми широкими массами рабочего класса и других слоев польского общества. Давая свою интерпретацию событий, связанных с кризисом в Польше, начавшемся летом 1980 г., советские средства массовой информации существенно расходились в оценках этих событий со стороны ПОРП и ее руководства, и не всегда эти оценки доводились до сведения советской общественности. Так, в советских газетах публиковались только в изложении, а не полностью программные выступления руководителей ПОРП и ПНР, материалы пленумов ЦК ПОРП, IX Чрезвычайного съезда партии, состоявшегося в июле 1981 г. Между тем в материалах съезда был дан обстоятельный анализ причин, которые привели к кризису, и были намечены меры, которые, как надеялись тогдашние руководители страны, должны были привести к нормализации обстановки в стране.

В отчетном докладе ЦК ПОРП IX съезду партии, в частности, отмечалось, что кризис летом 1980 г. был связан с выступлением рабочих не против социализма, а против нарушения его принципов, не против народной власти, а против неправильных методов правления, не против партии, а против ошибок в политике ее руководства.

Масштабы и глубина кризиса вытекали из многих ошибочных концепций и решений в области экономической и социальной политики в 70-е годы. В докладе среди таких ошибок, прежде всего, была названа чрезмерная ориентация тогдашнего польского руководства во главе с Э. Гереком на развитие экономических и научно-технических связей с Западом, на получение кредитов для модернизации производства и строительства новых предприятий, продукцией которых, продаваемой на западных рынках, Польша надеялась рассчитываться за полученные кредиты. Однако этого не случилось. Кредиты были использованы малоэффективно: в основном, истрачены в сфере потребления.

Эффективность экономики снижалась из-за бесхозяйственности и разбазаривания средств производства и труда, низкого качества продукции, отсутствия заинтересованности трудовых коллективов в результатах своей работы. Были нарушены принципы социальной справедливости и элементарные моральные нормы. Произошел необоснованный рост различий в доходах. Недостаточное развитие здравоохранения, общественного транспорта, школьного образования болезненно воспринималось людьми с низкими заработками и многодетными семьями.

Как подчеркивалось в документах съезда, еще одной причиной кризиса стали отход в политической практике от главных принципов социализма, принципа общественной справедливости, ограничение содержания и форм народовластия, извращение принципов демократического централизма и ленинских норм в партийной работе. Неправильные критерии и несправедливое распределение произведенных благ способствовали появлению привилегированных прослоек и групп нажима, оказывавших влияние на механизм осуществления власти. Это привело к извращению руководящей роли партии и способов функционирования государственной власти.

Общая черта всех кризисов в Польше, в том числе и кризиса 1980-1981 гг., несмотря на их специфику и своеобразие, как отмечалось в документах съезда, заключалась в том, что они всегда давали одинаковый результат - экономический кризис и общественный конфликт. Следствием такого положения стало недоверие народа и партийных масс к руководству партии и страны. Недоверие распространилось на всю партию, которая отождествлялась с политикой руководства. Те ценности и завоевания, которые в сознании каждого человека ассоциировались с социализмом: справедливость, равенство, уверенность в завтрашнем дне, всеобщий доступ к культуре и образованию, общественная забота о детях, престарелых, одиноких и больных людях, охрана здоровья и окружающей среды, - оказались во второй половине 70-х годов под угрозой. Не произошло и обещанного роста благосостояния. Вместо него - экономический кризис, инфляция, растущая неуверенность в завтрашнем дне. Бремя кризиса особенно ощутило молодое поколение, лишенное перспектив нормального участия в жизни общества, в материальной, социальной и общественно-политической сфере.

Приведенные выше основные положения анализа кризисной ситуации IX Чрезвычайным съездом ПОРП не могли не оказать воздействия на позицию советского руководства. В первоначальную интерпретацию событий как результата происков империализма и внутренней реакции были внесены известные коррективы. В отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, с которым выступил Л.И. Брежнев, говорилось в связи с польскими событиями, что там, где «к подрывной деятельности империализма добавляются ошибки и просчеты во внутренней политике, возникает почва для активизации враждебных социализму элементов». Вместе с тем в докладе говорилось, что «социалистическую Польшу, братскую Польшу мы в беде не оставим и в обиду не дадим». Тем самым, по сути дела, подтверждалась выдвинутая во время чехословацких событий 1968 г. доктрина о коллективной «защите завоеваний социализма», т.е. право союзников Польши по Варшавскому Договору вмешиваться во внутренние дела страны и диктовать польскому руководству такую линию поведения, которую тогдашние советские лидеры считали необходимой для дела социализма в Польше: линию на решительный отпор силам внутренней контрреволюции, на укрепление руководящей роли ПОРП в жизни польского общества, упрочение позиций административно-командной системы, а отнюдь не линию на проведение политических и экономических реформ, демократизацию общества, утверждение в нем принципов социальной справедливости, чего требовали широкие массы коммунистов и трудящихся страны.

После XXVI съезда КПСС политический нажим на польское руководство с целью побудить его проводить угодную Москве линию усилился. В апреле 1981 г. в Варшаву для встречи с руководителями ПОРП выезжала советская партийно-правительственная делегация во главе с М.А. Сусловым. 5 июня 1981 г. ЦК КПСС направил письмо Центральному Комитету Польской объединенной рабочей партии. Это был закрытый документ. Но польской печатью он был опубликован. Поэтому его вынуждена была поместить на своих страницах и советская печать. 12 июня 1981 г. текст письма появился на страницах «Правды». В письме говорилось, что в Польше сложилась не просто опасная обстановка, но она подвела страну к критической черте.

В письме содержались упреки в адрес ПОРП и ее руководства, говорилось о том, что партия не принимает действенных мер по борьбе против контрреволюционной угрозы, что в самой партии к руководству местными организациями нередко приходят случайные люди, открыто пропагандирующие оппортунистические взгляды, и отстраняются опытные и преданные делу партии работники с незапятнанной репутацией.

В письме, наконец, подчеркивалось, что наступление враждебных антисоциалистических сил в Польше угрожает интересам всего социалистического содружества, его сплоченности, целостности, безопасности границ и что в этих условиях необходимо не допустить худшего, предотвратить национальную катастрофу, мобилизовать все силы на отпор классовому противнику, на борьбу с контрреволюцией. Это требует революционной решимости партии, ее актива, ее руководства. Партия может и должна найти в себе силы, чтобы переломить ход событий… направить их в нужное русло.

Угрозы повторения чехословацкого варианта 1968 г. в письме КПСС не содержалось, но не исключалось, что и такой вариант возможен, если польское руководство будет бездействовать.

Исключительная сложность внутренней обстановки в Польше, резкое обострение социально-экономических проблем в стране, ухудшение снабжения населения, рост цен, инфляция, забастовки, деятельность экстремистских сил, рвущихся к власти, активное вмешательство в дела Польши западных держав и их спецслужб, поощрявших экстремистские силы на активизацию противоборства с партией и государством, наконец, давление советского руководства на Польшу - все это заставило тогдашнего первого секретаря ЦК ПОРП и Председателя Совета министров ПНР В. Ярузельского принять решение о введении военного положения в стране, создании Военного совета национального спасения, интернировании лидеров «Солидарности» и бывших членов польского руководства, отстраненных от власти после начала кризиса, запрещении деятельности профсоюзов, забастовок, закрытии ряда печатных изданий и т.д. Как отмечал В. Ярузельский, решение о введении военного положения «было самое драматичное решение в моей жизни, оно сидит во мне, как заноза, и будет сидеть, пока я жив».

Даются разные оценки тому, что произошло в те дни. Одни считают, что введение военного положения было вынужденным шагом, что в условиях, когда страна оказалась на краю пропасти, только военное положение могло спасти ее от национальной катастрофы, гражданской войны, внешнего военного вмешательства, избежать которого можно было только одним путем: показать, что польское руководство само может защищать социализм и его завоевания. Другие полагают, что введение военного положения было трагической ошибкой, оно отбросило Польшу назад, усугубило кризис в стране, не решило проблем, выявившихся в ходе кризиса. Руководство партии и государства выиграло тактически, введя военноеположение, продлив тем самым почти на десятилетие свое пребывание у власти. Но оно проиграло стратегически, прервав процесс реформ, а затем проводя их осторожно, половинчато, с опозданием, что привело в конечном итоге к дискредитации ПОРП, убежденности общественности в том, что правящая партия, руководимый ею государственный аппарат не в состоянии эффективно управлять страной. Все это в конечном итоге привело к поражению ПОРП на выборах летом 1989 г., в результате чего партия сначала перестала быть правящей, а затем вообще прекратила свое существование. На смену ей в январе 1990 г. пришла социал-демократия Польской Республики. Конечно, в таком печальном для ПОРП повороте событий виноваты, прежде всего, сама партия, ее руководители и проводимая ими политика. Но она осуществлялась в крайне неблагоприятной для ПОРП и ее реформаторского крыла внешней обстановке.

Таким образом, необходимо отметить, что советское руководство недооценило или не хотело правильно оценивать события в Польше 1980-1981 гг. Они пытались свести причины кризиса к империалистическому вмешательству в дела Польши, деятельности западных спецслужб и находящихся у них на службе представителей антисоциалистических и контрреволюционных сил. На самом же деле, масштаб и глубина кризиса состояли из многих ошибочных концепций и решений в области экономической и социальной политики в 70-е годы.

Впоследствии, понимая серьезность польских событий, советское руководство осознало, что «наступление враждебных антисоциалистических сил в Польше» угрожает интересам всего социалистического содружества, его сплоченности, целостности, безопасности границ и что в этих условиях необходимо принимать соответствующие меры. Но руководство СССР решило не применять силу, так как ввод войск на территорию Польши мог привести к непредсказуемым последствиям. Единственным решением осталось введение военного положения, что и было сделано.


Заключение

 

Летом 1980 г. экономическое положение Польши начинает ухудшаться; огромная задолженность западным банкам, вызванная большим количеством займов, сделанных в 70-е годы, способствует дальнейшим осложнениям. Все это вызывает растущее недовольство рабочего класса, но сигналами, поступающими от первичных парторганизаций, пренебрегают. В июле и августе происходят волнения экономического характера на многочисленных предприятиях. Власти принимают противоречащий элементарным экономическим законам принцип: коллективы прерывающих работу предприятий получают значительное повышение зарплаты. Это вызывает цепную реакцию - забастовками угрожают все новые предприятия.

Таким образом, в августе начинаются уже массовые выступления рабочих, а их требования с экономических расширяются до социальных и политических. Тут на арену выходит новое профобъединение «Солидарность», во главе которого встал Лех Валенса.

Тем временем ухудшалось международное положение страны. Л.И. Брежнев произнес угрожающую фразу: «Мы не оставим братскую Польшу в беде и не дадим ее в обиду». Однако СССР не решился на военную операцию.

В январе 1981 года напряженность в польском обществе усиливалась. Бешено росли цены, с прилавков магазинов исчезли остатки товаров. В различных районах проходили «голодные марши». Коммунисты попытались спасти положение, избрав нового энергичного лидера партии - генерала В. Ярузельского. Но 28 ноября началась всеобщая забастовка. Тогда Ярузельский как глава Совета министров в ночь с 12 на 13 декабря ввел военное положение, запретил деятельность «Солидарности». Но она продолжала свою деятельность в подполье.

К концу 1980-х годов «Солидарность» станет легальной. На выборах в парламент добьется впечатляющих успехов. В результате, в Польше будет создано первое в странах восточного блока правительство, возглавляемое противником коммунистической системы (Т. Мазовецким), хотя несколько ключевых постов все же заняли коммунисты. Компромисс положил начало коренным преобразованиям в Польше, которым предстояло привести к созданию демократического государства.

 


Список использованной литературы

1. Брониславский Е., Вачнадзе Г.Н. Польский диалог. События в Польше глазами польских, советских, американских, английских, западногерманских и французских журналистов. - Тбилиси: Ганатлеба, 1990.

2. Лавренов С.Я. Советский союз в локальных войнах и конфликтах / С.Я. Лавренов, И.М. Попов. - М.: ООО «Издательство АСТ». 2003.

. Лойко Л.В. Испытание на прочность: о-во пол.-сов. дружбы: становление, развитие. - Минск: Беларусь, 1989.

. Лосото О., Третьяков М. Лех Валенса. Политический портрет // Эхо планеты. - 1989. - №22.

. Погружение в трясину: {Анатомия застоя} / Сост. и общ. ред. Т.А. Ноткиной. - М.: Прогресс, 1991.

. Польша. Вопросы и ответы: Справочник / Общ. ред. и сост. В.А. Светлова. - М.: Политиздат, 1991.

. Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. История Польши. - М.: Издательство «Весь мир», 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: