Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо развивать ребенка. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.
Сенсорная интеграция - это методика, которая помогает восполнить ребенку то, чего ему не хватает в проработке информации
В работе с детьми раннего возраста с ОВЗ нужно задействовать все группы анализаторов. Так как только через восприятие сенсорных свойств и качеств ребёнок получит наиболее полный образ объекта.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ требует особого целенаправленного подхода к сенсорному развитию. Все используемые приемы и средства применяются с учётом насыщенности сенсомоторной среды.
Работа была строится с учётом имеющихся проблем по следующим направлениям:
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие тактильно-двигательного восприятия
- развитие слухового восприятия
- развитие восприятия форм, цвета и величины
- развитие зрительного восприятия
- развитие восприятия пространства
При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать их психофизические и индивидуальные особенности. Так при задержке психоречевого развития у детей наблюдается нестабильность эмоционально-волевой сферы (снижение волевой активности, повышенная эмоциональная возбудимость, заторможенность, немотивированное упрямство, раздражительность и т.д.), неразвитая мелкая моторика, снижение познавательной активности, диапазона понимания и переживания эмоций.
|
Эти особенности ведут к частому колебанию уровня работоспособности и активности. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, трудности переключения.
Такие же нарушения могут наблюдаться и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наряду с задержкой психического развития у них страдает крупная и мелкая моторика.
При наличии у детей аутистических проявлений учитывается их поведение на данный момент, уровень дисфункции сенсорной интеграции, готовность ребёнка принять взрослого и взаимодействовать с ним.
Применение же 5-ти правил помогут найти подход к любому ребёнку.
1 правило – это поощрения, необходимые для мотивации ребёнка (это могут игрушки, похвала, жетоны, мотивационная деятельность или то, что нравится ребёнку на данном этапе.)
2 правило – это чередование деятельности
3 правило – подражание, имитация (если ребёнок готов повторять за взрослым, то это половина успеха)
4 правило – повторение (многократное повторение необходимо детям с речевыми нарушениями)
|
5 правило – комментирование или комментирующая речь (например, предмет, игра, действие может сопровождаться стихотворными строчками)
Итак, представляем вашему вниманию игры, которые направлены на развитие зрительного восприятия.
Игра. Пляшущие тени
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратить внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения. Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
Игра. Фонарик
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Когда стемнеет, ходим вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по комнате. рассматриваем окружающие предметы. Затем передаем фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.
игра. Цветные резиночки на пальчики
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику, пространственное восприятие, зрительное и тактильное восприятие.