Знакомство с русской народной сказкой «Терешечка».




ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ КАРТ ПРОППА Т.Н. ДЕРЯГИНА

(инновационная технология)

 

Более 27 лет я работаю с детьми, у которых имеются речевые проблемы.

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказок, коротких рассказов, заучивание стихов с помощью карт Проппа.

Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 20, но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления.

Для обучения детей пересказу я отобрала 15 карт, обозначающих наиболее частотные функции.

Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоци­ирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).

Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, рассказы.

Моя методика заключается в следующем.

На вводных занятиях я помогаю детям определить жанр произведения, усвоить понятие, что такое сказ­ка, чем она отличается от рассказа, учу детей соотносить сюжеты сказок со схемами (картами). Только после этого приступаем к работе над пересказом. На каждую сказку отвожу по два занятия.

На первом происходит знакомство со сказкой, работа над ее содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем - карт Проппа.

На втором занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с выделенными на предыдущих занятиях узловыми моментами и, наконец, пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

В результате проведенной работы дети научились:

· определять жанр произведения;

· запоминать последовательность событий;

· выделять основное содержание сказки, рассказа;

· выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

· уверенно манипулировать картами;

· чувствовать красоту и образность родного языка.

Для примера привожу фрагменты трех занятий.

Занятие 1.

Чтение русской народной сказки «Рукавичка» и рассказа К. Ушинского «Лиса Патрикеевна».

 

Программное содержание занятия:

1. Воспитывать умение воспринимать на слух художественное произведение.

2. Познакомить детей с понятиями «сказка», «рассказ».

3. Учить определять жанр произведения.

4. Учить использовать в речи образные выражения.

5. Учить подбирать прилагательные к существительному дед.

Ход занятия.

1. Чтение сказки «Рукавичка». Беседа с детьми.

· Какие звери попали в рукавичку?

· Почему дед потерял рукавичку?

· Какой он? (Подбор определений)

· Хорошо или плохо, что звери встретились в рукавичке?

· А деду хорошо без рукавички?

· Как вы думаете, могут ли такие со­бытия происходить на самом деле?

· Значит, это выдумка, вымысел?

· Что такое сказка?

2. Чтение рассказа «Лиса Патрикеевна». Беседа с детьми.

· Есть ли в «этом произведении вымысел, волшебство? (Определяем, что это рассказ)

· Как в рассказе выглядит лиса?

· Как она принаряжена?

· Покажите и расскажите, как хо­дит лисонька?

· Почему свой пушистый хвост она носит бережно?

· Почему писатель назвал звал лису разбойницей и хитрой?

Рассказываю детям о писателях, которые пишут сказки и рассказы.

3. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

 

Занятие №2.

Знакомство с русской народной сказкой «Терешечка».

 

Программное содержание занятия:

1. Учить детей проникать в смысл текста, обращать их внимание на выразительные средства.

2. Совершенствовать умение удер­живать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моменты с помощью карт Проппа.

3. Развивать способность передавать свое отношение к положительным и отрицательным героям сказки.

4. Образовывать однокоренные слова от слова мать.

5. Обогащение словаря: колодочка, челнок (челночок).

Ход занятия.

1. Чтение сказки «Терешечка». Беседа с детьми.

· Понравилась ли вам эта сказка?

· Покажите свои эмоции, используйте мимику.

· Знаете, мне понравился Терешеч ка... Угадайте, почему. (Он ловил рыбу, кормил родителей.)

· Какой поступок Терешечки мне не понравился, как вы думаете?

· Из чего был сделан Терешечка?

· Вы знаете, что такое колодочка? (Деревянный брусок.)

· На чем Терешечка поехал рыбу ловить? (На челноке - это легкая лодочка.)

· На чем можно еще плавать по озеру или реке?

· Как мать звала Терешечку? Скажите и покажите голосом, как она это делала.

· Образуйте новые слова от слова мать (Мама, мамочка, мамуленъка и т.д.)

· Почему защипанный гусенок спас Терешечку?

2. Зарисовка детьми узловых моментов сказки с помощью карт Проппа (см. внизу). Какую карту вы нарисовали пер вой? Почему?

· О чем рассказывает нам эта карта?

· Был ли в сказке запрет и какой?

· Можно ли ведьму назвать доброй?

· Какой картой мы ее обозначим?

· Есть ли в сказке вредительство?

· Какую задачу нужно было выполнить Терешечке?

· Кто помог ему вернуться домой?

· Будет ли гусенок героем? (В сказке два героя.)

· Как закончилась сказка? Счастливый ли у нее конец?

3. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

 

 
 

 

 


Занятие № 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: