ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ КАРТ ПРОППА Т.Н. ДЕРЯГИНА
(инновационная технология)
Более 27 лет я работаю с детьми, у которых имеются речевые проблемы.
Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказок, коротких рассказов, заучивание стихов с помощью карт Проппа.
Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 20, но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления.
Для обучения детей пересказу я отобрала 15 карт, обозначающих наиболее частотные функции.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).
Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, рассказы.
Моя методика заключается в следующем.
На вводных занятиях я помогаю детям определить жанр произведения, усвоить понятие, что такое сказка, чем она отличается от рассказа, учу детей соотносить сюжеты сказок со схемами (картами). Только после этого приступаем к работе над пересказом. На каждую сказку отвожу по два занятия.
На первом происходит знакомство со сказкой, работа над ее содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем - карт Проппа.
На втором занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с выделенными на предыдущих занятиях узловыми моментами и, наконец, пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
В результате проведенной работы дети научились:
· определять жанр произведения;
· запоминать последовательность событий;
· выделять основное содержание сказки, рассказа;
· выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
· уверенно манипулировать картами;
· чувствовать красоту и образность родного языка.
Для примера привожу фрагменты трех занятий.
Занятие 1.
Чтение русской народной сказки «Рукавичка» и рассказа К. Ушинского «Лиса Патрикеевна».
Программное содержание занятия:
1. Воспитывать умение воспринимать на слух художественное произведение.
2. Познакомить детей с понятиями «сказка», «рассказ».
3. Учить определять жанр произведения.
4. Учить использовать в речи образные выражения.
5. Учить подбирать прилагательные к существительному дед.
Ход занятия.
1. Чтение сказки «Рукавичка». Беседа с детьми.
· Какие звери попали в рукавичку?
· Почему дед потерял рукавичку?
· Какой он? (Подбор определений)
· Хорошо или плохо, что звери встретились в рукавичке?
· А деду хорошо без рукавички?
· Как вы думаете, могут ли такие события происходить на самом деле?
· Значит, это выдумка, вымысел?
· Что такое сказка?
2. Чтение рассказа «Лиса Патрикеевна». Беседа с детьми.
· Есть ли в «этом произведении вымысел, волшебство? (Определяем, что это рассказ)
· Как в рассказе выглядит лиса?
· Как она принаряжена?
· Покажите и расскажите, как ходит лисонька?
· Почему свой пушистый хвост она носит бережно?
· Почему писатель назвал звал лису разбойницей и хитрой?
Рассказываю детям о писателях, которые пишут сказки и рассказы.
3. Подведение итога занятия, оценка работы детей.
Занятие №2.
Знакомство с русской народной сказкой «Терешечка».
Программное содержание занятия:
1. Учить детей проникать в смысл текста, обращать их внимание на выразительные средства.
2. Совершенствовать умение удерживать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моменты с помощью карт Проппа.
3. Развивать способность передавать свое отношение к положительным и отрицательным героям сказки.
4. Образовывать однокоренные слова от слова мать.
5. Обогащение словаря: колодочка, челнок (челночок).
Ход занятия.
1. Чтение сказки «Терешечка». Беседа с детьми.
· Понравилась ли вам эта сказка?
· Покажите свои эмоции, используйте мимику.
· Знаете, мне понравился Терешеч ка... Угадайте, почему. (Он ловил рыбу, кормил родителей.)
· Какой поступок Терешечки мне не понравился, как вы думаете?
· Из чего был сделан Терешечка?
· Вы знаете, что такое колодочка? (Деревянный брусок.)
· На чем Терешечка поехал рыбу ловить? (На челноке - это легкая лодочка.)
· На чем можно еще плавать по озеру или реке?
· Как мать звала Терешечку? Скажите и покажите голосом, как она это делала.
· Образуйте новые слова от слова мать (Мама, мамочка, мамуленъка и т.д.)
· Почему защипанный гусенок спас Терешечку?
2. Зарисовка детьми узловых моментов сказки с помощью карт Проппа (см. внизу). Какую карту вы нарисовали пер вой? Почему?
· О чем рассказывает нам эта карта?
· Был ли в сказке запрет и какой?
· Можно ли ведьму назвать доброй?
· Какой картой мы ее обозначим?
· Есть ли в сказке вредительство?
· Какую задачу нужно было выполнить Терешечке?
· Кто помог ему вернуться домой?
· Будет ли гусенок героем? (В сказке два героя.)
· Как закончилась сказка? Счастливый ли у нее конец?
3. Подведение итога занятия, оценка работы детей.
![]() |
Занятие № 3.