Ermita de la Santa Cruz
Ћт часовни ‘вЯтого Љреста (1664 год) сохранилсЯ только фасад. ‘ 1973-го он стал задником длЯ сцены театра под открытым небом. Џод землей имеетсЯ специальнаЯ камера длЯ оркестра. Ђ певцы иногда во времЯ выступлений забираютсЯ на крышу
40 Le théâtre antique dХOrange
”ранциЯ, Ћранж
Ђнтичный театр в Ђраузионе (Ћранже) С один из наиболее сохранившихсЯ древнеримских театров. —етырехъЯруснаЯ стена за сценой и амфитеатр, выбитый в горе, выглЯдЯт грандиозно. ‘ 1869 года здесь проходил фестиваль Зђимские праздникиИ. ‘ 1902-го он сменил название на З•орегии ЋранжаИ и стал ежегодным. Ќа этой сцене блистали ‘ара Ѓернар и Њонтсеррат Љабалье.
Dalhalla
?вециЯ, ђоттвик
Џервые три буквы в названии театра, намекающем на ‚альхаллу, означают провинцию „аларна. ’еатральнаЯ площадка оборудована в 1993 году в бывших каменоломнЯх, в карьере глубиной 60 метров.?зумрудное озеро с чистой питьевой водой используетсЯ как естественнаЯ декорациЯ. Ђкустика в карьере не хуже, чем в солидных европейских театрах, здесь практически отсутствует эхо. Љаждое лето в театре проходит около 20Р30 представлений
Center for Performing Arts in Downtown Albany
‘?Ђ, Ћлбани (штат Ќью-‰орк)
…сли смотреть издалека, его трудно отличить от скульптуры. ‡дание похоже на половину разбитого Яйца на подставке. Ћснование уходит на шесть этажей под землю. ‚нутри два зала. Ћдин предназначен длЯ концертов камерной музыки, кабаре, лекций и мультимедийных презентаций, второй С длЯ концертов и музыкальных спектаклей.
Љадр 43?експировский театр в Ђнглии ѓлобус
Ќачало истории театра относитсЯ к 1599 году. ‘редства на постройку зданиЯ были собраны актерской труппой Lord ChamberlainХs Men, в число которой входил и ‚ильЯм?експир. ‚сего у театра было 6 владельцев-актеров, поэту принадлежало часть, равнаЯ 12,5%
|
Љадр 48 ‘иднейский оперный театр
„анное здание ЯвлЯетсЯ всемирно признанным шедевром австралийскойи мировой архитектуры. Ћно имеет уникальную серию парусообразныхоболочек, образующих крышу, которые делают театр не похожим ни на одно другое здание в мире. …го планировалось построить за три года, потратив около семи миллионов австралийских долларов, однако строительство затЯнулось на десЯть лет, а итоговые затраты составили около 100 миллионов.
Ћперный театр открыт 20 октЯбрЯ 1973 года королевой Ђвстралии…лизаветой II.
Љадр 53 ЌациональнаЯ опера Џекина
‘овременное здание театра открылось совсем недавно, и как любое здание с нестандартным дизайном, вызвало множество противоречий и споров. ‚ этой тем Я расскажу вам о подробностЯх строительства Џекинского Ѓольшого театра
Ќациональный центр исполнительских искусств Р официальное название этого зданиЯ-красавца. Ћднако, за ним закрепилось другое название, его называют Ѓольшим Ќациональным театром. ‘троительство этого сооружениЯ было запланировано в ходе подготовки Џекина к Ћлимпийским играм. Ђрхитектором выступил француз Џоль ЂндрЮ, строительство продолжалось с декабрЯ 2001 по декабрь 2007 года и обошлось государству в 3.2 миллиарда юаней. ‚ итоге получилсЯ очень оригинальный проект, ставший в один рЯд с такими сооружениЯми, как ‘иднейскаЯ Ћпера.
ќто обтекаемое здание, с общей площадью поверхности в 149 500 квадратных метров, расположено на острове в центре озера. ’итановый каркас в форме эллипсоида построен с максимальным промежутком в 213 метров, минимальным промежутком 144 метров и высотой в 46 метров. ‡дание разделено на две части стеклЯнным покрытием шириной в 100 метров
|
‚ течение днЯ потоки света легко проникают через стеклЯнную крышу в здание. ‚се что происходит внутри зданиЯ ночью очень хорошо видно снаружи
Ѓольшой Ќациональный театр включает в себЯ три основных зала: 2,416-местный оперный театр, 2 017-местный концертный зал и театр на 1014 мест. ‡десь также находитьсЯ множество выставочных залов, интегрированных в единое целое
‡дание оперы свЯзано с берегом посредством прозрачного тоннелЯ длиной в 60 метров. ќтот тоннель как бы символизирует переход от повседневного мира к миру оперы, беллетристики и мечтаний
‚се залы и области внутри Ќационального театра Џекина открыты длЯ широкой публики, и принимают форму городского района. ‡десь есть все: улицы, площади, торговые центры, рестораны, места длЯ отдыха и залы ожиданиЯ. Љомплекс разработан как открытое длЯ всех место, сюда может попасть каждый желающий, независимо от социального положениЯ
Ћперный театр находитсЯ в самом центре. ќто самый важный и таинственный элемент в проекте. Љонцертный зал и театр расположены с обеих сторон от оперного театра. „оступ к залам очень прост и легок благодарЯ продуманной системе улиц и проходов, эффективно соединЯющих все области национального центра в единое целое
ђешение построить Ѓольшой Ќациональный театр в таком историческом месте Ясно свидетельствует о важности проекта, о свЯзи древней культуры и истории с современным миром. ќто строение в различных формах отражает историю архитектуры в Љитае, демонстрируЯ при этом мощь современной архитектуры.
|
’ехника сцены
Ћсновополагающим длЯ всех видов сцен ЯвлЯетсЯ и способ сочетаниЯ обоих пространств. ‡десь также могут быть только два решениЯ: либо четкое разделение объема сцены и зрительного зала, либо частичное или полное их слиЯние в едином, неразделенном пространстве.?наче говорЯ, в одном варианте зрительный зал и сцена помещаютсЯ как бы в различных помещениЯх, соприкасающихсЯ друг с другом, в другом С и зал, и сцена располагаютсЯ в едином пространственном объеме.
‚ зависимости от названных решений можно довольно точно произвести классификацию различных форм сцены. „лЯ сцены-коробки рис.1. характерно закрытое сценическое пространство, и поэтому она принадлежит к категории закрытых сцен.
‘цена-арена рис.2 имеет произвольную по форме, но чаще круглую площадку, вокруг которой расположены зрительские места. ‘цена-арена представлЯет собой типичный пример центрового театра. Џространства сцены и зала здесь слиты воедино.
ЏространственнаЯ сцена рис.3 С это собственно один из видов арены и тоже относитсЯ к центровому типу театра. ‚ отличие от арены, площадка пространственной сцены окружена местами длЯ зрителей не со всех сторон, а только частично, с небольшим углом охвата. ‚ зависимости от решениЯ пространственнаЯ сцена может быть и осевой и центровой. ‚ современных решениЯх длЯ достижениЯ большей универсальности сценического пространства пространственнаЯ сцена часто сочетаетсЯ со сценой-коробкой.
ЉольцеваЯ сцена рис.4 бывает двух типов: закрытаЯ и открытаЯ. ‚ принципе это сценическаЯ площадка, выполненнаЯ в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри которого находЯтсЯ места длЯ зрителей. ЃольшаЯ часть этого кольца может быть скрыта от зрителей стенами, и тогда кольцо используетсЯ как один из способов механизации сцены-коробки. ‚ наиболее чистом виде кольцеваЯ сцена не разделЯетсЯ со зрительным залом, находЯсь с ним в едином пространстве. ЉольцеваЯ сцена относитсЯ З разрЯду осевых сцен.
‘ущность симультанной сцены рис. 5 заключаетсЯ в одновременном показе разных мест действиЯ на одной или нескольких площадках, расположенных в зрительном зале. ђазнообразные композиции игровых площадок и мест длЯ зрителей не позволЯют отнести эту сцену к тому или иному типу. Ќесомненно одно, что в этом решении театрального пространства достигаетсЯ наиболее полное слиЯние сценической и зрительской зон, границы которых подчас трудно определить. ‘ценическаЯ площадка, ограниченнаЯ со всех сторон степами, одна из которых имеет широкое отверстие, обращенное к зрительному залу, называетсЯ сценой-коробкой.
‘ценическаЯ коробка по вертикальному сечению распадаетсЯ на три основные части: трюм, планшет и колосники
’рюм Сэто помещение, находЯщеесЯ под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. ‚ трюме находЯтсЯ механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование. ЌижнЯЯ сцена используетсЯ длЯ устройства люков-спусков со сцены и длЯ осуществлениЯ различных эффектов.
Џланшетом - называетсЯ пол сцены, деревЯнный настил, служащий местом длЯ игры актеров и установки декорационного оформлениЯ.
Љолосники - решетчатый потолок сцены. Ќа колосниках размещаютсЯ блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. Ќа уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее переднЯЯ часть С авансцена, сзади С помещение арьерсцены, а с боков С так называемые карманы.
Ђвансцена - это участок сцены, выходЯщий в зрительный зал за линию занавеса. ‚ современных театрах авансцена зачастую включаетсЯ в объем сценической коробки и снабжаетсЯ всем необходимым набором механического оборудованиЯ длЯ перемены декораций. ЏереднЯЯ сцена используетсЯ как место длЯ игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей.
ѓраницей между главной сценой и ее передней частью служит краснаЯ линиЯ - линиЯ, по которой проходит антрактовый занавес.?ногда красной линией называют часть сцены, на которую опускаетсЯ огнезащитный занавес, но в свЯзи с тем, что в современных постройках этот занавес часто выноситсЯ на барьер оркестра, правильнее считать началом сцены активную зону, т. е. зону, находЯщуюсЯ позади главного занавеса сцены.
‚сЯ площадь сцены разбиваетсЯ на условные участки, идущие параллельно рампе. ќти участки называютсЯ планами сцены. Ћтсчет планов начинаетсЯ с красной линии. ‘начала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Џрежде границей, отделЯющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висЯщие на постоЯнных местах. Љулисы представлЯют собой мЯгкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части.
Џадуги С это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. Ћни служат длЯ маскировки софитовС приборов, освещающих сцену сверху, С и всего верхнего хозЯйства. Љулисы и падуги составлЯют рЯд арок, подвешенных параллельно рампе.
‘цена сообщаетсЯ с авансценой при помощи портального отверстиЯ. ЂрхитектурнаЯ арка, обрамлЯющаЯ это отверстие, называетсЯ порталом сцены.
Ђ пространство, заключенное внутри портальной арки, С зеркалом сцены. ‚ театрах классического типа зеркало сцены несколько меньше размеров портала, так как сверху оно обрезаетсЯ специальной падугой С арлекином.
Ђрлекин служит длЯ маскировки подошвы огнестойкого и конструкции дороги антрактового занавесов. ‚ современных решениЯх сцены арлекин, как правило, отсутствует.
Џо бокам сцены располагаютсЯ дополнительные резервные площадки, называемые карманами. Љарманы служат длЯ заготовки декораций, собранных на накатных площадках - фурках.
Ђрьерсцена, или иначе заднЯЯ сцена, представлЯет собой, как и карманы, отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части главной сцены. “стройство и назначение арьерсцены аналогично карманам. …е пространство часто используетсЯ длЯ установки проекционной аппаратуры, работающей на принципе рирпроекции, т. е. проекции Зна просветИ. ‚ рЯде случаев, когда требуетсЯ особенно большаЯ глубина сценического пространства, площадь арьерсцены включаетсЯ в игровую часть и на ней устанавливаютсЯ декорации.
‚ трюме сцены находЯтсЯ механизмы поворотного круга, подъЮмно опускные площадки. ‹ючки. ‹ебЮдки.
Љадр 50. Џланшет сцены.
‘амым распространенным видом планшета сцены ЯвлЯетсЯ разборный щитовой планшет. ‚сЯ игроваЯ часть сцены покрываетсЯ отдельными съемными щитами, а закулисные пространства С сплошным дощатым настилом. ‘овременный планшет строитсЯ по единой схеме, независимо от способа механизации. „еревЯнный настил укладываетсЯ на несущие балки каркаса сцены. Љаркас сцены представлЯет собой рЯд металлических или бетонных балок, положенных параллельно рампе, начинаЯ от красной линии. Џоверх несущих балок укладываютсЯ деревЯнные подщитовые прокладки (рис.9). Ћни служат опорами длЯ щитов, доски которых идут перпендикулЯрно рампе. Џо средней линии подщитовых прокладок заподлицо с щитовым настилом привинчиваютсЯ продольные бруски. ќти бруски называютсЯ междущитовыми прокладками. Ћни служат пазами и ограничителЯми щитов, выравнивающими их в одну линию. Џланшет сцены изготавливаетсЯ из доброкачественной мел-кослойной древесины сосновой породы. ‚се крупные и средние по размерам сучки высверливаютсЯ, а получившиесЯ отверстиЯ заделываютсЯ деревЯнными пробками на клею. Ѓольшое значение длЯ качества планшетного настила имеет влажность древесины, котораЯ не должна превышать 15%. ‚се эти меры предотвращают коробление планшета при высыхании дерева. Ќеровный, покоробленный планшет, со щелЯми и выбоинами, затруднЯет работу на сцене и небезопасен в эксплуатации. Ќеровности планшета особенно сказываютсЯ на устойчивости станков и плавности хода фурок. ‚ некоторых театрах планшетные щиты, как и весь настил, собирают из брусков, поставленных на ребро. Љак показывает опыт, ЗпалубныйИ настил меньше коробитсЯ, не скалываетсЯ от забиваемых в него гвоздей и очень долговечен. ‚ процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы планшет сцены всегда был ровным, но не скользким. ‚ыступающие металлические части С головки болтов, шурупов и пр. С утапливаютсЯ в древесину не менее, чем на 1 мм.
Љадр 51. Џоворотный круг ЯвлЯетсЯ одним из самых распространенных способов механизации сцены. Џервое применение круга на европейской сцене преследовало довольно простую цель С быструю смену строенных декораций.
Џо конструкции круги разделЯютсЯ на три типа С врезные дисковые, барабанные и накладные.
‚резной дисковый круг С это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены. ‚ращающийсЯ диск снабжаетсЯ съемными щитами длЯ образованиЯ люков.
Ѓарабанный круг представлЯет собой двух- или трехэтажную конструкцию, верхний этаж которой находитсЯ на одном уровне с планшетом сцены. ‚ плоскость круга вписываютсЯ отдельные площадки, поднимаемые и опускаемые при помощи электропривода или гидравлики.
ЌарЯду с этими стационарными устройствами большое распространение получили накладные круги. ‘амо их название говорит о том, что это временные сооружениЯ, накладываемые поверх основного планшета. Ќесложные конструкции разборных кругов легко монтируютсЯ на планшете во времЯ установки декораций и убираютсЯ по окончании спектаклЯ. Ћни не свЯзаны законом соотношениЯ диаметра к ширине портала и могут быть использованы на сценах любых размеров. Љоличество накладных кругов, применЯемых в одном спектакле, в принципе не ограничено.
ЉонструкциЯ врезного дискового круга, разработаннаЯ институтом ѓипротеатр, предусматривает довольно большое количество раскрываемой площади при сохранении всех требований прочности и жесткости. ђис 52. Ћснову конструкции составлЯет прочный кольцевой поЯс, проходЯщий по внешней окружности круга, и мощнаЯ балка, проходЯщаЯ по диаметру. ѓлавнаЯ балка составлена из двух стальных двутавровых профилей. •одоваЯ часть круга состоит из рельса, ЯвлЯющегосЯ частью каркаса и серии катков, рис.53 установленных на бетонной эстакаде. Ќастил круга строитсЯ по принципу настила планшета сцены. Џривод дискового круга, как правило, осуществлЯетсЯ бесконечным тросом, охватывающим его по всей окружности. „лЯ более плотного сцеплениЯ троса с кругом по наружному боку рельсовой балки устанавливаютсЯ специальные тросодержатели С деревЯнные или пластиковые бруски с треугольным пазом. ‚едущий трос заклиниваетсЯ в этих пазах, обеспечиваЯ нужные силы сцеплениЯ между ним и кругом.
Џодъемные площадки делаютсЯ в виде двухэтажной конструкции с верхним и нижним настилом. ђасстоЯние между настилами равно высоте одного трюма. Џри максимальной высоте подъема нижний настил подходит к уровню планшета, закрываЯ получившиесЯ отверстиЯ.
’акие площадки чаще всего снабжаютсЯ винтовыми подъемниками на электрическом приводе рис. 63. „лЯ этой цели к низу площадки по всем четырем углам монтируютсЯ большие муфты-гайки с внутренней резьбой. —ерез каждую из этих гаек проходит винтовой нарезной вал, верхний конец которого закреплЯетсЯ под неподвижной частью планшета или пола первого трюма, а нижний С заканчиваетсЯ редуктором, составленным из пары конических шестерен. ќлектропривод устанавливаетсЯ в нижней части каркаса под каждой площадкой.
”урки.рис.71. Ќакатные площадки или, как их иначе называют, фурки служат длЯ перемещениЯ строенных декорационных комплексов. ‘тационарные площадки размещаютсЯ в карманах сцены и на арьерсцене. ђазмеры фурок стационарного типа определЯютсЯ размерами портального отверстиЯ. Ћбычно их длина равна или несколько превышает ширину портала, а ширина занимает примерно одну треть глубины сцены. ’аким образом, фурка представлЯет собой самостоЯтельную передвижную сцену, перекрывающую портальное отверстие и несущую полное оформление одной картины спектаклЯ.
ђабочие галереи рис. 74. Љ вспомогательному оборудованию сцены относЯтсЯ: галереи, переходные мостики, портальные кулисы и башни, колосники. ѓалереи С это своеобразные балконы, идущие по боковым и задней стенам сцены. Ќазначение и функции галерей зависЯт от мест их расположениЯ. ЏерваЯ, самаЯ низкаЯ галереЯ устанавливаетсЯ на высоте 1С1,5 м от верхнего обреза портала. ќта галереЯ называетсЯ осветительской, так как на ее переднем поручне обычно монтируют прожектора, освещающие сцену верхнебоковым светом. ‘амаЯ верхнЯЯ галереЯ находитсЯ ниже колосников на 2С2,5 м. Ћстальные делЯт расстоЯние между первой и последней на равные части. ќто рабочие галереи. ’а, с которой производитсЯ управление декорационными подъемами, называетсЯ основной рабочей галереей. Ђ галереи, на которых установлены электроприводы подъемов и лебедки длЯ разных сценических нужд, принЯто называть машинными. ‡адние галереи служат продолжением боковых и используютсЯ длЯ перехода с одной стороны сцены на другую, а также длЯ установки радиоакустической аппаратуры, контражурного освещениЯ и разных вспомогательных работ. ЉаждаЯ боковаЯ галереЯ (рис. 4) ограждаетсЯ с двух сторон прочными стальными перилами, обычно выполнЯемыми из газовых труб. ‚нешнее ограждение должно иметь высоту не менее 1 м.
Џортальные башни рис. 77. Џортальные башни выполнЯют функции кулис: они диафрагмируют зеркало сцены и образуют подвижную раму, обрамлЯющую сценическую картину, и вместе с тем ЯвлЯютсЯ передвижным световым постом. …сли портальные кулисы во многих случаЯх устанавливаютсЯ почти вплотную к антрактовому занавесу, то портальные башни отодвигаютсЯ на расстоЯние, достаточное длЯ выхода по нулевому плану и устройства двух-трех штанкетных подъемов.
Ћгнезащитный занавес рис. 78. Ћгнестойкий противопожарный занавес обЯзателен длЯ всех театров вместимостью в 800 и более мест. Ћсновное назначение занавеса С надежнаЯ защита зрительного зала от огнЯ и проникновениЯ Ядовитых газов, образующихсЯ при горении. Џомимо огнестойкости и герметичности занавес должен обладать повышенной прочностью, так как во времЯ пожара на сцене развиваетсЯ огромное давление, которое может выдавить его в зрительный зал. Џо существующим нормам противопожарный занавес рассчитываетсЯ на горизонтальное давление со стороны сцены, равное 40 кг/м2 при температуре каркаса не менее 200Ў ‘. ‚о времЯ пожара занавес охлаждаетсЯ потоками воды, идущими из специальной трубы с распылительными головками, находЯщейсЯ на портальной сцене.
Ћгнестойкие занавесы, как правило, делаютсЯ подъемно-опускного типа.?сключение составлЯют занавесы в театрах, построенных в сейсмических районах, в которых занавесы могут быть раздвижными. „ело в том, что подъемно-опускнаЯ система обеспечивает не только большую герметичность перекрытиЯ сцены, но значительно облегчает устройство аварийного безмоторного спуска.
Џравила безопасности запрещают ставить под занавесом декорации, мебель С все то, что может помешать моментальному перекрытию сцены. ЏроекциЯ занавеса наноситсЯ несмываемой краской на планшет сцены.
„екорационные сейфы.ђис. 81. „екорационные сейфы или, иначе, склады длЯ мЯгких декораций по давнишней традиции располагаютсЯ в трюме на заднем плане сцены. Ћгнестойкое хранилище сообщаетсЯ со сценой несгораемыми крышками, врезанными в планшет сцены и сверху покрытых деревЯнным настилом. „лина сейфа несколько превышает длину штанкета, длЯ того чтобы в нем можно было хранить мЯгкие живописные декорации, скатанные на бруски. ’ранспортировка и укладка скаток на полки весьма трудоемкаЯ и небезопаснаЯ операциЯ. Џоэтому механизации загрузки и разгрузки сейфов придаетсЯ большое значение. Ћдним из интересных способов механизации сейфов ЯвлЯетсЯ система подвижных полок, сконструированнаЯ и осуществленнаЯ впервые в ‹енинградском академическом театре оперы и балета им. ‘. Њ. Љирова в 1954 году ђис. 81
Љассетный сейф, по существу, подъемно-опускной склад. ђЯд полок помещаетсЯ в едином каркасе, который при помощи шпиндельных или выжимных устройств поднимаетсЯ на нужную высоту. ‡акрытаЯ конструкциЯ кассеты не требует планшетных ограждений, что предельно упрощает технику загрузки и разгрузки полок. ‚ настоЯщее времЯ кассетные сейфы получают широкое распространение.
‚ерховое оборудование ђис. 83.?танкетные, индивидуальные и софитные подъемы составлЯют верхнюю механизацию и принадлежат к главным видам механического оборудованиЯ сцены. ЌесмотрЯ на то что современный театр в основном отказалсЯ от плоских живописных декораций и использует объемно-пространственный метод оформлениЯ спектаклЯ, верховое оборудование сцены не потерЯло своего значениЯ. ‘егоднЯ невозможно представить себе профессиональную сцену без подвески объемных и плоских декораций, верхнего освещениЯ. ‘ помощью верхового оборудованиЯ и, главным образом, декорационных подъемов осуществлЯетсЯ не только моментальнаЯ смена декораций, но во многом облегчаетсЯ решение разнообразных монтировочных задач, монтаж отдельных конструкций при сборке. ‚ самом простейшем виде подъем можно представить как канат, переброшенный через блок. Љ одному концу каната прикреплЯетсЯ полезный груз, к другому С равный ему по тЯжести противовес. Џоскольку декорации, особенно мЯгкие, не могут крепитьсЯ к одной точке, штанкетный подъем имеет не один канат, а несколько. Љ одним концам тросов-канатов прикреплЯетсЯ длинный стержень из дерева и металла, называемый штанкетом (отсюда и название подъема), а другие концы через систему блоков соединЯютсЯ вместе на устройстве противовеса. “правление штанкетным подъемом производитсЯ специальным канатом, соединЯемым с противовесом. Ћдин конец тЯгового каната прикреплЯетсЯ к верхней части противовеса, а другой, обогнув блок, расположенный на колосниках, и блок, находЯщийсЯ в трюме, привЯзываетсЯ к низу противовеса.
ЊаксимальнаЯ грузоподъемность декорационных штанкет-ных подъемов с ручным приводом равна 300 кг. Џри механическом приводе грузоподъемность штанкетов достигает 500 кг. ЊаксимальнаЯ скорость движениЯ декорационных подъемов, вне зависимости от привода, допускаетсЯ в пределах от 0,75 до 1,25 м/сек.
Џротивовес рис. 88. или, как его еще называют, калкаш имеет несколько различных конструкций, основанных на едином принципе. ЋсновнаЯ задача любой конструкции противовеса заключаетсЯ в прочном и надежном закреплении съемных плиток контргруза. Џротивовесы, встречающиесЯ в театральной практике, можно разделить на два основных типа С стержневые и балочные. ‘тержневые противовесы просты в изготовлении, удобны в работе, но с точки зрениЯ обеспечениЯ безопасных условий работы не обладают стопроцентной надежностью. Ѓалочные сложнее по устройству и менее удобны, но зато имеют высокую степень безопасности.
‚ целЯх безопасности шахты штанкетных подъемов зашиваютсЯ прочной металлической сеткой от трюма до уровнЯ рабочей галереи. “правление подъемами разрешаетсЯ только с рабочих галерей. ’ам же и производЯтсЯ все операции, свЯзанные с уравновешиванием системы. Џроцесс подвески декораций к подъему и его уравновешивание протекает в следующей последовательности. ђис. 91.
’еатральный занавес рис.102 С это одновременно и техническое устройство и декорациЯ. ‚первые занавес понадобилсЯ театру длЯ временной оптической изолЯции сцены от зала в момент перемены сценической обстановки. ’аким образом, с одной стороны, занавес служит длЯ перекрытиЯ сцены, а с другой, обозначает начало и конец сценического действиЯ. ќта втораЯ функциЯ занавеса логически вытекает из первой, поскольку закрывать сцену и открывать ее возможно только по окончании действиЯ или при его начале. Џомимо этого, занавес способствует созданию сценической иллюзии и предварительной, жанровой настройки зрителей к восприЯтию спектаклЯ.
ќстетическое назначение занавеса впервые было обосновано?. ”уртенбахом в книге З“веселительнаЯ архитектураИ. ‡наменитый театральный архитектор XVIII века считал, что зрители, придЯ в театр, не должны видеть, что происходит на сцене. Џо ”уртенбаху, открытие занавеса повергает зрителей в иллюзорный мир сцены, мгновенно настраиваЯ их на восприЯтие ЗгероическогоИ искусства. ‡анавес ЯвлЯетсЯ необходимым атрибутом сцены, перекрываЯ ее он позволЯет незаметно длЯ зрителЯ сменить декорации. ‘ занавеса начинаетсЯ театральное действие, занавесом заканчиваетсЯ спектакль. ЋткрывающийсЯ занавес, привлекаЯ внимание зрителЯ, дает ему времЯ эмоционально настроитсЯ на восприЯтие событий, разворачивающихсЯ на сцене. Џоэтому важен не только внешний вид, цвет и фактура занавеса, а также динамика его движениЯ и способ раскрытиЯ. Џо расположению занавесы разделЯют на антрактный и по плановые. Џо функциЯм различают антрактные, игровые, акустические и пожарные занавесы. Џо способу раскрытиЯ: подъемно- опускной, раздвижной, комбинированный, эффектный, фигурный, световой занавес и горизонт.
Ђнтрактный занавес ЯвлЯетсЯ постоЯнным оборудованием сцены. ќто генеральный занавес театра.
?гровой (интермедийный) занавес изготавливаетсЯ специально длЯ конкретного спектаклЯ. …го задача передать зрителю нужный настрой. ”актически он ЯвлЯетсЯ декорацией к этому спетаклю. Џоэтому и способ раскрытиЯ игрового занавеса зависит от задумки режиссера. Џринцип действиЯ подъемно-опускного и раздвижного занавеса понЯтен из названиЯ. Џо такому принципу обычно делают генеральный занавес. Љомбинированный занавес сочетает в себе два или три разных способа раскрытиЯ. Ќапример подъемно опускной и раздвижной или раздвижной и фигурный. ќфектные занавесы несут в себе какой-нибудь эффект. Ќапример эффект смены цвета, который достигаетсЯ быстрым переворотом полотна занавеса, или скручиванием занавеса по краЯм сцены, образуЯ некое подобие колонн. ќффектные занавесы используютсЯ как игровые. ”игурные занавесы бывают подъемно- опускными, раздвижными или подъемно раздвижными. ‘ обратной стороны фигурного занавеса пришивают направлЯющие кольца, сквозь которые продеты шнуры. Џри натЯжении этих шнуров в разных сочетаниЯх такой занавес образует фигурные складки - фестоны. ”игурный занавес может быть как антрактным, так и игровым. ‘ветовой занавес состоит из рЯда световых приборов, прожекторного типа с узким пучком, расположенных на противоположных стенах сцены. ќффект занавеса создаетсЯ при подсвечивании находЯщихсЯ в воздухе мелких частичек пыли. ’ак как такой занавес полупрозрачный он может использоватьсЯ только как игровой. Ђкустический занавес служит длЯ приглушениЯ шума при смене декораций. Ћбычно акустический занавес делаетсЯ подъемно опускным.
Ђнтрактно-раздвижные занавесы рис. 104.
Ђнтрактно раздвижной занавес состоит из двух частей которые закрываЯсь перекрываютсЯ с некоторым запахом (обычно 0,7м.), необходимым длЯ надежного закрытиЯ занавеса. “стройство антрактно раздвижного занавеса состоит из направлЯющих, называющихсЯ дорогой занавеса, по которым ходЯт каретки с прикрепленной тканью, лебедки и шкафа управлениЯ. Њеханизм антрактно раздвижного занавеса должен обеспечивать синхронное движение обеих половин. ќто достигаетсЯ использованием одного тЯгового троса длЯ двух половин. ЏраваЯ и леваЯ половины монтируютсЯ на горизонтальных направлЯющих, расположенных параллельно друг другу, но на некотором расстоЯнии. ‚нутренние верхние углы обеих половин полотна занавеса прикреплЯютсЯ к ведущим кареткам, а по всей остальной длине верхней кромки равномерно закреплЯютсЯ ведомые каретки. ’Яговый трос закольцовываетсЯ, и каждаЯ из ведущих кареток жестко прикреплЯетсЯ к противоположным сторонам троса при закрытом состоЯнии занавеса. „орога антрактно раздвижного занавеса может быть прЯмой или радиальной. Њы применЯем направлЯющие длЯ дорог занавеса из алюминиевого сплава, с внутренним расположением кареток. ’акие направлЯющие имеют меньший люфт кареток, а следовательно меньший уровень шума и повышенную надежность, котораЯ достигаетсЯ еще и за счет того, что все каретки реализованы на подшипниках.
Џодъемно-опускные занавесы рис 110.
Џодъемно-опускной занавес - это обычный штанкетный подъем, но с одним отличием - по боковым сторонам занавеса натЯгивают направлЯющие канаты от колосников до планшета сцены, длЯ того, чтобы занавес не парусил при опускании. Џо этой же причине необходимо закрепить утЯжелители в нижней части полотна занавеса. „лЯ привода занавеса необходима лебедка и шкаф управлениЯ с постоЯнной или переменной скоростью.
Ђкустические занавесы
Ђкустический занавес обычно устанавливаетсЯ за главным занавесом и служит длЯ приглушениЯ рабочего шума за закрытым главным занавесом во времЯ перемен декораций. ’акже целесообразно использование боковых акустических занавесов. Џрименение акустических занавесов помогает эффективно боротьсЯ с паразитными шумами. Џолотно акустического занавеса делаетсЯ из специальной звукопоглощающей ткани. ’ак как акустический занавес не виден длЯ зрителЯ, основным требованием к нему ЯвлЯетсЯ быстрое открытие и закрытие, поэтому длЯ привода акустического занавеса целесообразно использовать подъемно опускной механизм. „лЯ привода акустического занавеса необходима лебедка и шкаф управлениЯ с постоЯнной или регулируемой скоростью.
Џоплановые занавесы
Ѓез совокупности поплановых занавесов вместе с кулисами невозможно было бы визуально передать глубину и структурную насыщенность внутреннего пространства сцены. Џоплановый занавес предназначен длЯ уменьшениЯ глубины сцены или длЯ того, чтобы скрыть часть сцены, находЯщуюсЯ за ним длЯ смены декораций и перемещениЯ артистов. Џоплановые занавесы ЯвлЯютсЯ полем действиЯ длЯ сценической светотехники, могут играть роль проекционного экрана. Љроме того поплановые занавесы с кулисами маскируЯ шумы технологического оборудованиЯ сцены, улучшают общую акустику сцены. Џо способу открытиЯ поплановые занавесы могут быть подъемно опускными, раздвижными или комбинированными. —аще всего поплановый занавес раздвижной. –елесообразнее при классической сцене с колосниками использовать длЯ его реализации дорогу балку, что позволЯет при необходимости быстро менЯть его положение на сцене. „лЯ привода попланового занавеса применЯетсЯ электромеханическаЯ лебедка, а длЯ управлениЯ механизмом попланового занавеса требуетсЯ шкаф управлениЯ с постоЯнной или переменной скоростью.
”игурные занавесы
”игурные занавесы по рисунку открытиЯ делЯтсЯ на три категории - раздвижные, подъемно-раздвижные и подъемно-опускные, открываЯсь они образуют фигурные складки, что и послужило основанием длЯ названиЯ ЗфигурныйИ. Џринцип работы такого занавеса состоит в следующем: с обратной стороны к полотну занавеса пришиваетсЯ рЯд направлЯющих колец, через которые продеваетсЯ тЯговый канат, один конец которого закреплен к кромке полотна занавеса, а другой через блок идет к лебедке. ‚ зависимости от количества тЯговых канатов, места их прикреплениЯ к кромке полотна занавеса, а также от траектории расположениЯ направлЯющих колец, такой занавес открываЯсь может образовывать разнообразные живописные складки. …сли тЯговые канаты разбить на группы и прикрепить к разным лебедкам, поЯвитсЯ возможность менЯть рисунок раскрытиЯ занавеса. ђисунок такого занавеса формируетсЯ под действием собственного веса, поэтому в нижнюю кромку занавеса вшивают утЯжелители. ’очечные лебЮдки, как правило, располагаютсЯ над занавесом. Ќаиболее эффектно смотритсЯ работа такого занавеса при использовании компьютерного пульта управлениЯ механизмами сцены
Ћсветительное оборудование рис. 122
Ћ‘‚…’?’…‹њ, работник одного из технических цехов театра, отвечающих за световое оформление спектаклЯ.
‘вет Р одно из важнейших средств художественной выразительности спектаклЯ. ‘ветоваЯ аппаратура в театре сегоднЯ чрезвычайно сложна и многообразна. ЌасчитываетсЯ несколько основных видов сценического освещениЯ:
1. ‚ерхний свет Р осветительные приборы (прожекторы и софиты) подвешиваютсЯ над игровой частью сцены в несколько рЯдов (первый план, второй план и т.д.)
2. Ѓоковой свет Р прожекторы, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереЯх.
3. ‚ыносной свет Р прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частЯх зала, в том числе Р на специальных осветительских балконах. Љ выносному свету относитсЯ и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper Р отлогий спуск) Р световаЯ аппаратура, установленнаЯ на полу сцены по ее переднему краю и спрЯтаннаЯ за бортиком просцениума. ‘лужит длЯ освещениЯ сцены спереди и снизу.
‚ыносной софит рис 128С группа осветительных приборов, расположенных в один или два рЯдЯ в зрительном зале сверху перед порталом сцены.
Џистолет рис.137С осветительный прибор проекционного типа, предназначенный длЯ высвечиваниЯ узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.
ђампа рис.135
Ћт фр.Ramper С спускатьсЯ отлого
ђампа С в театре С система осветительных приборов рассеЯнного света:
С установленнаЯ на планшете по переднему краю авансцены;
С предназначеннаЯ длЯ освещениЯ пространства сцены спереди и снизу;
С скрытаЯ от зрителей низким бортиком (рампой).
‘ветоваЯ проекциЯ С метод светового оформлениЯ спектаклЯ, с помощью которого создаютсЯ: С динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.; и
С статические изображениЯ, заменЯющие живописные или некоторые детали декорационного оформлениЯ (светопроекционные декорации).
‘ветовые сценические эффекты С сценические эффекты:
С имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещениЯ; или
С создающие иллюзии льющегосЯ дождЯ, движущихсЯ облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струЯщейсЯ воды и т.д. с использованием светопроекции.
светорегулирующаЯ установка С система централизованного управлениЯ осветительным оборудованием театральной сцены, позволЯющаЯ включать, выключать и изменЯть световой поток в отдельных осветительных устройствах, аппаратах и отдельных цветах установленных светофильтров. ђегулирование светового потока происходит за счет изменениЯ силы тока или напрЯжениЯ в цепЯх электропитаниЯ осветительных устройств.
‘офит С театральнаЯ осветительнаЯ аппаратура, подвешеннаЯ под мостиками верхней сцены и предназначеннаЯ длЯ освещениЯ сцены сверху и спереди. ‘офиты подвешиваютсЯ параллельно порталу на границах между планами сцены.
’еатральный прожектор С осветительный прибор с узким углом рассеЯниЯ света, служащий длЯ освещениЯ отдельных участков сцены и действующих лиц.
‚ процессе подготовки спектаклЯ непре