Номинация – «Великая Отечественная война»




Конференция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Тема исследовательской работы: «Уроки Холокоста. Размышление о толерантности»

Номинация – «Великая Отечественная война»

 

 

Баженов Иван

Группа 1 «К»

Специальность 100701

«Коммерция (по отраслям)»

 

Головина Ирина Фёдоровна

Преподаватель истории

 

г. Ярославль, 2015 г.

Содержание

 

Введение

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛИЗМ И ФАШИЗМ

ГЛАВА 2. УРОКИ ХОЛОКОСТА И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Введение

Прошло семьдесят лет со дня окончания второй мировой и Великой Отечественной войны, семьдесят лет мира, восстановления. Вторая мировая война стала самой страшной войной в истории человечества, таких ужасов, желания уничтожить, стереть с лица земли целые народы, мир еще не встречал. Сломано миллионы судеб, уничтожено миллионы жизней. Начало этой ужасной бойне положила идея. Идея о так называемой чистоте нации, о превосходстве одного человека над другим. Эта идея реализовалась в Германии, под нацистским режимом Адольфа Гитлера. Чем опасна эта идея? Мир неимоверными усилиями сумел выстоять, сумел победить. Несмотря на тяжелейшие потери, на отголоски боли сломленных судеб по сей день, идея эта проникает в умы современной молодежи. Как будто не было этой бойни, как будто не было преступлений против человечества, как будто мало ужасающих свидетельств жертв адской машины убийства – жертв Холокоста.

Мне показалось важным изучить этот вопрос, глядя на события современности, есть ощущение, что история начинает повторяться. Еще живы свидетели ужасов войны, но и в долгожданном мире они вынуждены наблюдать то, против чего боролись, против чего умирали товарищи.

Гипотеза работы: нас научили уроки Холокоста. Национализм не возродится.

Объектом работы является национализм и фашизм, приведшие к Холокосту.

Предмет работы – развитие толерантности в современном мире.

Цель работы – определение решения проблемы толерантности в современном мире, основываясь на уроках Холокоста.

Задачи:

- проанализировать понятия «национализм» и «фашизм»;

- собрать информацию о Холокосте, сделать выводы;

- определить, может ли существовать толерантность.

 

 

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛИЗМ И ФАШИЗМ

«Что такое национализм?» - сейчас этот вопрос довольно распространен, но и сегодня далеко не каждый знает значение этого слова.
1) Полный Исправленный словарь Вебстера:

«Национализм - основы нации, национальная привязанность, национальное самосознание, характерная, особенная черта каждой нации; национальная независимость »

2) Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова:

1) «Национализм - буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, подчиняющая классовые интересы трудящихся так называемым общенациональными интересам, а фактически - интересам эксплуататорских классов».
2) «Национализм - проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.»

3) Ефремова, Татьяна Фёдоровна Толковый словарь русского языка.
«Национализм – это

1) а) Идеология и политика, основа которых - идеи национальной исключительности
и национального превосходства,трактовка нации как высшей формы общества.

б) Возведение в ранг государственной политики эгоизма какой-либо нации.

2) Национальное самосознание, которое в определенных социально-исторических
условиях - в условиях национального угнетения - служит делу национального раскрепощения и национальной независимости.
Фашизм – это

1) Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова:

«Фашизм – идеология воинствующего антикоммунизма, шовинизма и расизма, выражающая интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии»

«Фашизм» - идеология воинствующего антикоммунизма, шовинизма и расизма, выражающая интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии; основанные на такой идеологии политические течения, а также открытая террористическая диктатура, направленная на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии, установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн.

2) Ефремова, Татьяна Фёдоровна Толковый словарь русского языка.

«Фашизм - идеология крайне воинствующего шовинизма и расизма и практика порабощения (с частичным уничтожением порабощенных народов, с превращением в рабов народом-победителем оставленных в живых побежденных народов), а также опирающиеся на эту идеологию политические течения, открытая политическая диктатура и репрессивный режим, направленные на подавление прогрессивных общественных движений и на уничтожение демократии; идеология превосходства над всеми другими нациями, возведенная в государственную и международную политику»

 

3) Сергей Иванович Ожегов, Наталия Юльевна Шведова. Толковый словарь русского языка.

«Фашизм - идеология воинствующего расизма, антисемитизма и
шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая
террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею
репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных
движений, на уничтожение демократии и развязывание войны.»

 

Зная сегодня эти определения, имея в руках историю, взрослые люди и современная молодежь продолжают прямо или косвенно продвигать эту идеологию, поддерживают ее. Все знают, к чему она привела, но, тем не менее, следуют ей. Зачастую эти два понятия путают, смешивают, заменяют. Что может быть плохого в национализме? В осознании себя отдельной, самобытной нацией со своей историей и культурой? Понимать свою принадлежность к определенному народу – нормально. Но использовать эту мысль, без того расплывчатую, в сочетании с фашизмом – начало трагедии, как нам известно на примере Германии. Нужно всеми силами не допустить проникновения этого сочетания в мир. Для этого необходимо разъяснять эти два понятия, показать страшные уроки, которые нам преподнес Холокост.

 

 

ГЛАВА 2. УРОКИ ХОЛОКОСТА И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии (NSDAP), принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек. «Окончательное решение» (от нем. Endlosung) еврейского вопроса в Германии, а позднее в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который был присвоен евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами».

Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав.

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 млрд. марок «за причиненный ущерб». 24 января 1939 Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находившейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселенцах, но и в другие государства мира.

 

«Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе

После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн. евреев этой страны. 21 сентября 1939 был издан приказ шефа РСХА Р. Гейдриха о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в г. Петроков-Трибунальский в октябре 1939. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве (создано в конце 1940). Здесь 500 тысяч евреев треть населения города были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн. евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. Австрии; 80 тыс. Чехии; 110 тыс. Словакии; 83 тыс. Франции; 65 тыс. Бельгии; 106 тыс. Нидерландов; 165 тыс. Румынии; 60 тыс. Югославии; 67 тыс. Греции; 350 тыс. Венгрии. Подавляющее число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).

Холокост на территории СССР

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз. В нем участвовали 4 айнзацгруппы СС «А»,«В», «С» и «D». Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи (так мотивировались расправы с евреями Киева, где в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев, и Одессы). Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе просуществовали до середины 1943. Они изолировались от остального населения колючей проволокой, внутреннее самоуправление осуществляли «юденраты» (советы старейшин), назначавшиеся нацистами для сбора контрибуции, организации рабочей силы и предотвращения эпидемий, а также распределения продуктов питания. Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса. Лишь на территории Транснистрии, захваченной румынскими войсками, уцелело около 70 тыс. узников гетто. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941, погибли от рук нацистов и их пособников (уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине).[1]

Уроки Холокоста

Сейчас в России проживает довольно большое количество национальностей, если быть точным 151 народность. Русского население пока большинство, наверное именно поэтому, Русские люди считаются «главными» на этой земле, но это не дает никакого права гнать людей других национальностей из нашей страны, ведь все люди не выбирают кем и где им рождаться. Россия перенесла очень печальный опыт еще не так давно во время Холокоста, но не смотря на это, сейчас все последствия, которые привели к катастрофе Еврейского населения Германии, так или иначе повторяются.

Пример из Российской газеты: «30 октября 2001 г. Около 300 молодых людей, жители Москвы и ближнего Подмосковья, вооруженные кусками железной арматуры, совершили нападение на рынок, расположенный между железнодорожной станцией «Царицино» и одноименной станцией метро. С криками «бей черных» они набросились на продавцов и прохожих, сбивая их с ног и зверски избивали, выламывали двери палаток, разбивали витрины. В результате побоища был убит на месте москвич Вартан Кулиджанян, 25 человек получили ранения, один из них, гражданин Индии Кумар Шарма Провид умер, не приходя в сознание в 7-ой городской больнице. Прибывшим на место побоища сотрудникам вневедомственной охраны УВД Южного округа, чтобы рассеять толпу, пришлось стрелять в воздух, после чего хулиганы отступили в метро, где на станциях «Каширская», «Красногвардейская», «Каховская» и в поездах метро нападали на пассажиров, внешне напоминавших кавказцев. Около 150 человек, доехав до станции «Каховская» направились к гостинице «Севастополь», в общежитии которой проживают граждане Афганистана. По пути они били стекла в киосках, припаркованных автомашинах, витринах в фойе гостиницы. У гостиницы были жестко избиты 10 человек, в числе которых была семилетняя девочка София Саидова. Спустя несколько дней в результате тяжелейшей черепно–мозговой травмы в больнице скончался 18-ти летний уроженец Таджикистана Карам Джанмамедов…» Московский Комсомолец.2001 год

Эта история сильно напоминает печально известную «Хрустальную ночь» - Kristallnacht, буквально – «Хрустальная ночь», известна также как «Ночь разбитых витрин». Так называют волну антиеврейских погромов, прошедших в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года и охвативших всю Германию, аннексированную Австрию и Судетскую область Чехословакии, незадолго до этого оккупированную германскими войсками. Спровоцированная главным образом руководителями нацистской партии, членами СА (Sturmabteilungen: буквально «Отряды нападения», обычно известные как «штурмовые отряды») и гитлеровской молодежной организацией, «Хрустальная ночь» получила свое название от осколков стекла, покрывших улицы Германии и положивших начало погрому. Это были осколки разбитых окон синагог, домов, магазинов и частных учреждений, принадлежавших евреям, разворованных и разрушенных во время этого насилия.
Насилие началось в разных частях рейха поздним вечером 9-ого и ранним утром 10-ого ноября. В 1 час 20 минут ночи Рейнхард Гейдрих, будучи начальником полиции безопасности (Sicherheitspolizei) послал в полицейские управления и участки, а также руководителям СА срочную телеграмму, содержащую распоряжения по поводу предстоящего бунта. Отделения СА и гитлерюгента по всей аннексированной Германией территории разрушали еврейские дома и частные предприятия, члены многих подразделений переодевались в гражданскую одежду, чтобы поддержать измышления будто бы беспорядки являлись «реакцией возмущенной общественности». Несмотря на явно выраженную стихийность насилия и местный оттенок, который приняли погромы в различных регионах рейха, руководством к действию были специальные инструкции Гейдриха, предупреждавшие о том, чтобы «стихийные» бунты не затронули жизнь или имущество нееврейских граждан; иностранцы (даже евреи) не должны были стать жертвами насилия. Предписывалось также накануне варварского разрушения синагог и других владений еврейских общин вывезти из них все архивы и передать их Службе безопасности (СД). Кроме того, было приказано руководству полиции арестовать столько евреев, сколько могли вместить местные тюрьмы, главным образом интерес вызывали молодые здоровые мужчины.

События Хрустальной ночи» означали один из самых важных поворотных моментов национал-социалистической антисемитской политики. Историки отмечают, что после погрома осуществление антиеврейской политики стало интенсивно концентрироваться в руках СС. Более того, пассивность, с которой немецкое население отнеслось к погрому, явилось сигналом для нацистского режима, означавшим готовность немецкого общества к более радикальным шагам. Нацистский режим расширил и укоренил меры, направленные на вытеснение евреев из немецкой экономики и социальной жизни на ближайшие годы, постепено продвигаясь к политике насильственной эмиграции, а в конечном итоге к реализации плана «Германия «свободная от евреев» путем депортации всего еврейского населения «на восток». Таким образом, «Хрустальная ночь» представляет собой существенный перелом в преследовании евреев нацистской Германией, кульминацией которого явилось стремление к физическому уничтожению всех европейских евреев.

Я считаю, что люди должны анализировать историю прошлого, чтобы избежать таких же, ошибок в будущем, огромных ошибок, таких как – Холокост.
Вот к чему привел Холокост:

1. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира, уничтожение от четверти до трети цыганского народа; уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами); уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных; Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных; Истребление около 9 тысяч гомосексуалов;

2. Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании (многочисленные списки потенциальных жертв, лагеря смерти и т. д.).

3. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления людей вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.

4. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами Холокоста.

Формирование толерантности

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Проблема формирования толерантного сознания является довольно актуальной темой в наше время, я считаю, чтобы ее решить нужен довольно серьезный подход, организация определенных действий на уровне образовательных учреждений, так и во всем Российском образовании. Здесь много что зависит от преподавателей, учителей и психологов они все должны быть сами толерантны, что бы было с кого брать пример.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нужно усвоить толерантность не только к другим нациям, но и толерантность к своему народу и к самому себе, так как не достаточно быть по настоящему толерантным без любви к своему отечеству, при этом быть равнодушным к собственной нации. Но нельзя быть и сто процентным патриотом и думать то, что твоя нация самая лучшая и самая первая в этом мире. Нужно жить в согласии, а для этого идти на компромиссы, уметь договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых безнадежных ситуациях. В то же время уметь мирно, неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Только так возможно воспитать в себе толерантность.

Никогда не должны быть забыты эти ужасающие дни. Каждый убитый, замученный не должен быть забыт. Герои, что сумели отстоять мир, сумели выжить будут в нашей памяти. Казалось бы, невозможно забыть Холокост, глядя на многочисленные снимки, но находятся люди, которые считают одного человека выше другого. Мы все одинаковы – две руки и две ноги, но со своей культурой, историей, менталитетом. Каждый человек обязан учитывать особенность другого, чтобы сосуществовать, чтобы открывать новое, развивать, культивировать доброе начало. Иначе – зачем нужна жизнь? Мир не был создан для одного человека, во всех ужасах виноват человеческий эгоизм, мы стали забывать, для чего мы живем.

Считаю, что урок Холокоста был усвоен, но молодому поколению следует уделять больше внимания этому вопросу, больше читать, узнавать, развивать на уроках. В школе мало внимания уделяется отдельному вопросу Холокоста, национализма в частности. Следовательно – гипотеза верна. Мы сможем развить толерантность.

Цель, поставленная для исследования – определение решения проблемы толерантности в современном мире, основываясь на уроках Холокоста была решена, но в данных рамках невозможно было уделить внимание отдельным аспектам вопроса. Эту тему необходимо развивать.

 

 


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Массовые беспорядки 2001-2013. https://tass.ru/info/1188323 (дата обращения 20.04.2015 г.)

2. Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте.Выпуск 7: Сборник / Составитель: Д.В. Прокудин. // Под ред. И.А.Альтмана. - М.: Центр и Фонд «Холокост», 2010.

3. Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог. М., 1964.

4. Полный исправленный словарь Вебстера. https://www.dict.t-mm.ru/all/vebctera_clovari.html (дата обращения 20.03.2015 г.)

5. Толковый словарь русского языка: С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Изд.-е 4-ое, дополненное. М., 1997.

6. Центр и фонд «Холокост». Память и предупреждение. https://www.holocf.ru/ (дата обращения 19.04.2015 г.)

 


[1] https://www.holocf.ru/pages/72 (дата обращения 19.04.2015 г.). Историческая справка о Холокосте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: