ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ




1. Измерьте расстояние до различных объектов методом построения подобных треугольников (3-мя способами) и при помощи рулетки или пар шагов проверьте свои результаты и определите погрешность измерений.

 

2. Определите местонахождение группы туристов (карта представлена в Приложении 3)

А. Группа туристов заблудилась, и чтобы сориентироваться на местности, один из туристов забрался на дерево, откуда он опознал две вершины и взял на них азимут, г.Острец - 45°, г.Ладья - 293°. Определите на карте место нахождения группы.

Б. Группа туристов заблудилась, и чтобы сориентироваться на местности, один из туристов забрался на дерево, откуда он увидел г.Острец по азимуту 30° и определил, что вершина от него находится примерно в 9 км. Определите на карте место нахождения группы.

В. Группа туристов планирует совершить восхождение на гору. Для этого им необходимо выехать из с.Медвежье и проехать по дороге 13-13,5 км в южном направлении, а затем остановившись на реке, взять азимут 240° и держаться его, пока не взойдут на вершину. Определите название реки, на которой туристы планируют остановиться и название горы.

Г. Группа туристов двигается по дороге в северном направлении, но определить на каком именно участке они находятся они не могут. Один из туристов по правому траверзу (азимут - 90°) замечает опору ЛЭП и достав линейку, отметил, что на линейке опора занимает 2 мм, при реальном размере опоры 6м. Определите, где находится группа.

 

3. Подготовить и защитить реферат (презентацию) на выбранную тему:

Съедобные растения Сахалинской области (описать 3-4 растения в реферате. Представить в реферате качественные изображения растений, описать ареал их распространения, пищевые свойства и способы заготовки и употребления их в пищу.):

1. Крапива

2. Одуванчик

3. Белокопытник

4. Бамбук

5. Рогоз

6. Папоротник

7. Черемша

8. Борщевик

9. Ревень

10. Лопух

11. Клевер

12. Кипрей

13. Марь белая

14. Лилия кудреватая

15. Лимонник

16. Шиповник

17. Побеги деревьев, бамбука

18. Другие.

Съедобные и ядовитые ягоды Сахалинской области.

Съедобные и ядовитые грибы Сахалинской области.

Животные Сахалинской области и способы их добычи в условиях автономного существования (без применения огнестрельного оружия, описать действие силков, ловушек, самоловов и самострелов).

Способы разведения костра без спичек

Климатогеографическая характеристика Сахалинской области

 

4. Практическое занятие – просмотр учебных видеофильмов об автономном существовании.

https://vk.com/video-63758929_171575239 разведение костра без спичек

https://www.youtube.com/channel/UCAL3JXZSzSm8AlZyD3nQdBA/videos видеоролики о изготовлении предметов обихода в условиях автономного существования.

 

 


 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Сделать анализ действий человека в экстремальной ситуации по книге об автономном выживании людей (15-20 страниц).

Аннотация произведения;

Дать климатогеографическую характеристику района выживания;

Проанализировать психологическую, физическую и специальную подготовку героя повествования, дать характеристику умений и навыков, которыми обладали герои повествования и их анализ (какие навыки оказались полезными, какие развились и т.п.);

Психологическое состояние героя повествования;

Подробно описать методы добычи пищи, воды, разведения огня, постройки укрытия, которыми пользовались герои повествования (нарисовать схемы устройств и сооружений, если применимо).

 

 

Перечень литературы:

1. Голдинг Уильям «Повелитель мух»

2. Ален Бомбар «За бортом по своей воле»

3. Каллахэн Стивен «В дрейфе: 76 дней в плену у моря»

4. Астафьев Виктор «Васюткино озеро»

5. Арсеньев Владимир «В дебрях уссурийской тайги»

6. Арсеньев Владимир «Дерсу Узала»

7. Тур Хейердал «Путешествие на «Кон-Тики»

8. Скороходов Михаил «Северные робинзоны»

9. Внуков Николай «Один» («Один на один»)

10. Дефо Даниель «Робинзон»

11. Лондон Джек «Любовь к жизни»

12. Лондон Джек «Костер»

13. Кракауэр Джон «В разреженном воздухе»

14. Букреев Анатолий «Восхождение» («Эверест. Смертельное восхождение» или «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте»)

 

Художественные/документальные фильмы:

1. «Чудо в Андах»

2. «Изгой»

3. «На грани»

4. «Выживший»

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

А) Не имея горного опыта (туристы за год до похода были в Карелии), они решили идти по следам плановой группы всесоюзного маршрута № 101 "Через перевал Гезевцек к Черному морю". Однако недостаточная физическая подготовка и организованность не позволили им на подъеме двигаться даже в медленном темпе плановых туристов. На перевальную седловину они вышли, разбившись на две неподдерживающие между собой связь двойки, тогда, когда плановая группа заканчивала спуск по навешенным перилам на южный склон. На седловине турист из отставшей двойки бросил в одиночестве свою напарницу, сказав ей (по его словам): "Следуй за мной" - и начал спуск по веревке. Не подождал он ее и у нижнего конца стометровых перил, хотя стоял туман, сильно ограничивавший видимость тропы.

Дальнейший ход событий можно предполагать, поскольку достоверно только известно, что Б. спустилась по веревке, но на другой день ее нашли замерзшей в спальном мешке у перевальной седловины. Вероятно, не найдя в тумане оставившую ее группу и не рискнув продолжать спуск по неизвестному склону, она решила вернуться назад знакомым ей путем. Поднявшись по веревке на перевал, но не обнаружив тропы на леднике, Б., возможно, решила переждать непогоду или ждала помощи от своих товарищей. Напрасно: ее друзья по группе спустились далеко вниз, на удобной поляне поставили палатку и легли спать, не предпринимая никаких действий для поисков пропавшей девушки. Не пошли они искать ее на перевал также утром, как и не решились обратиться за помощью к местным жителям или спасателям. Случайно найденная другой туристской группой, погибшая транспортировалась ею до Южного приюта.

 

Б) Три туриста из Петропавловска отправились в пеший поход по Горному Алтаю. Поскольку группа не оформляла свое путешествие и не обращалась ни к кому за консультацией, маршрут и условия похода она представляла себе очень неопределенно. В первые же дни из-за обилия в горах мокрого снега туристы оставили безопасную трассу планового маршрута (которой они придерживались) и пошли левым берегом Малой Сумульты. Утомившись от ходьбы по тяжелым тропам, они решили изменить способ движения и от слияния Малой и Большой Сумульты поплыть на плоту. Ни руководитель, ни участники группы не знали характера реки и не имели водного опыта. Поэтому, ограничившись просмотром небольшого спокойного участка будущего сплава, они из наносного материала (топора не было) с помощью веревки связали небольшой плот и, вооружившись шестом, легкомысленно доверились течению. Результатом подобного авантюризма была авария практически неуправляемого плота на порожистом участке Сумульты и гибель двух человек.

 

В) Во время зимних каникул группа студентов и аспирантов нескольких столичных вузов вышла на маршрут лыжного путешествия Ш категории сложности на Кольский полуостров. Рассчитывая пройти за второй день пути горный проход Корнескорч, туристы, однако, вышли с ночлега в 10 часов и к 15 часам достигли границы леса. Несмотря на наступавший вечер, лыжники продолжали подъем, причем из-за крайне слабой организации разбились на три мелкие группы в 6, 3 и 2 человека. Состав людей в подгруппах оказался случайным, ни старшие, ни замыкающие назначены не были, разрыв между людьми достигал часа движения на лыжах. Члены подгрупп, кроме руководителя, находившегося в передовой шестерке, не имели картосхемы района и слабо знали дальнейший маршрут, порядок движения и место встречи. Начавшаяся пурга, весьма обычная на Кольском полуострове, лишила подгруппы возможности взаимодействия, и в дальнейшем каждая из них, а также отколовшийся от передовой шестерки и оказавшийся в одиночеетве руководитель в течение двух суток действовали на свой страх и риск. Поскольку палатка была только в передовой подгруппе, остальным пришлось организовать ночлеги в снегу, опыта которых они не имели. В результате двое участников замерзли, а другие получили обморожения.

 

Приложение 2

В ноябре 1969 г. шесть студентов Уральского политехнического института под руководством старосты группы, не поставив в известность туристскую секцию, самовольно вышли на маршрут в районе Денежкина Камня. После завтрака в избушке на реке Большой Шегультан (в 9 км от поселка Сольва) группа в 13 часов собралась на восхождение. С собой взяла лишь одноразовое питание: немного хлеба, сухарей, банку мясных консервов, килограмм колбасы и... бутылку водки. Лыжи и топор оставили в избе.

На границе леса встретили туристов, возвращавшихся после неудачного (из-за непогоды) восхождения на Денежкин Камень. Однако плохие метеоусловия и пример другой группы не остановили студентов: считая, что ветер и ограниченная видимость обычны для гор, они продолжили подъем, отнявший много сил. Взойдя, наконец, на вершину, решили обогнуть отрог Камня, -ггобы "ветер не дул в лицо". Однако, поскольку видимости почти не было, а в группе не оказалось ни компаса, ни картосхемы местности, люди сбились с пути и, думая, что спускаются в долину реки Малый Шегультан, стали спускаться is противоположную сторону, к реке Тальничной. Положение осложнилось тем, что еще на вершине один из студентов стал жаловаться на плохое самочувствие. При спуске его пришлось поддерживать под руки. Но остановиться и отдохнуть, как просил ослабевший товарищ, группа не решалась, боясь обморожений, и продолжала путь к лесу.

До первого редколесья удалось добраться около полуночи. Здесь на ветру студенты попробовали развести огонь, но маленький костер, который они разожгли, израсходов единственную коробку спичек, задуло очередным порывом поземки. Тогда, перекусив и распив бутылку водки, группа стала спускаться дальше.

В лесу снег был более глубок и труднопреодолим. Поэтому староста опрометчиво предложил разбиться на подгруппы: он и еще один физически сильный студент ушли вперед торить тропу, а остальные, поддерживая заболевшего, медленно пошли их следом.

Пройдя около 4 км, передовая двойка, утомившись, заночевала без костра под корнями вывороченного бурей дерева. Утром студенты обнаружили, что они не могут надеть замерзшие ботинки. У старосты в запасе оказались валенки, а его напарник привязал к ногам шапки-ушанки (что и спасло его от обморожений).

Вскоре эти студенты услышали выстрелы охотников, стали кричать и идти на звук. В полдень на крик вышел их товарищ из отставшей группы, который уже четыре часа спешил к старосте, чтобы сообщить, что больной потерял сознание.

Втроем студенты опять вышли на Тальничную и двинулись вверх по течению обратно на Денежкин Камень. Скоро им встретилась охотничья избушка. Там они задержались на несколько часов, пока не поели, не отдохнули и не узнали у местных охотников дорогу в ближайший поселок. С приближением сумерек в избушку совершенно случайно спустились два отставших студента, которые и сообщили, что их товарищ, несмотря на искусственное дыхание и растирание рук и ног, скончался.

Поскольку группа нигде не была зарегистрирована, она не расчитывала на чью-либо помощь. Однако туристы, встретившиеся студентам при подъеме на вершину, чувствуя моральную ответственность за них, два дня ожидали под Камнем, а затем подняли тревогу. На место выехали туристские спасательные отряды. К поисково-спасательным работам было привлечено более 100 человек, включая милицию, местных жителей, охотников, путешественников, находившихся в районе Денежкина Камня.

Благодаря быстрому вмешательству другие студенты из группы отделались лишь обморожением ног.

Чем вызван этот случай группового травматизма?

 

 

Приложение 3

 


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас Сахалинской области, Ч 2. Южная часть острова Сахалин – Хабаровск: ФГУП «ДВ АГП», 2007.

2. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. – 196 с.

3. Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. N 293 "Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности, Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации

4. Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

5. Способы автономного выживания человека в природе. Под редакцией Л. А. Михайлова Издательство: Питер, 2008 г., 272 стр.

6. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии – М.: Профиздат, 1986. – 162 с.

7. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М.:Профиздат, 1985. – 272 с.

8. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: Физкультура и спорт, 1983. – 70 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: