Учителя -дефектолога
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учитель дефектолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем ГОУ.
1.2. На должность учителя-дефектолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда 2-й категории не менее 2 лет; на должность учителя-дефектолога 2-й категории – лицо, имеющее высшее профессиональное (дефектологическое) образование и стаж работы в должности логопеда не менее 2 лет.
1.3. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – ее руководителю.
1.4. –Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:
· Конституцией РФ;
· Декларацией прав и свобод человека;
· Законом РФ «Об образовании»;
· Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
· Решениями Правительства РФ;
· Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
· Типовым положением о детских дошкольных учреждениях;
· Уставом ДОУ;
· Локальными правовыми актами дошкольного учреждения;
· Правилами внутреннего распорядка ДОУ;
· Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
1.6 Учитель-дефектолог должен знать:
· Конституцию РФ;
· Закон РФ «Об образовании»;
· Конвенцию ООН о правах ребенка;
· Решения Правительства РФ и органов управления образования по вопросам дошкольного образования;
· Возрастную специальную педагогику и психологию;
· Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
|
· Современные методы и приемы по оказанию различных видов дефектологической помощи;
· Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в речевом и нервно-психическом развитии ребенка;
· Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
· Программно-методическую литературупо работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
· Новейшие достижения дефектологической науки;
· Базисную программу воспитания детей;
· Нормативные документы в рамках компетенции;
· Инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
1.7 Учитель-дефектолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Функции
2.1 Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии детей.
2.2 Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
2.3 Проведение углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от3 до 7 лет для определения структуры и степени выраженности имеющихся аномалий развития.
2.4 Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.
2.5 Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
|
2.6
Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций учитель-дефектолог обязан:
3.1 Проводить:
· обследование детей с целью определения особенностей речевой функции у ребенка, структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов в его развитии;
· комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния детей;
· индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психических отклонений в развитии.
3.2 Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно-психическом развитии детей.
3.3 Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические Центры.
3.4 Составлять заключения по результатам логопедического обследования и доводить до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью их ориентации в проблемах развития дошкольника.
3.5 Разрабатывать и использовать:
· Коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на устранение у дошкольников собственно речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции;
· Рекомендации для педагогов, специалистов и родителей;
· По работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. В условиях ДОУ при возможных отставаниях и пробелах в познавательной деятельности и при подготовке детей к школе;
· По социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению;
|
· по организации помощи детям с отклонениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.
3.6 Осуществлять:
· Тесное взаимодействие с воспитателями групп и педагогами дополнительного образования по закреплению положительных результатов коррекции и формированию связной повествовательной речи у дошкольников;
· Динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий посредством периодических обследований ребенка.
3.7 Формировать навыки речевой культуры у воспитанников на основе русской детской классической литературы и устного народного творчества.
3.8 Консультировать всех участников образовательного процесса с целью профилактики речевых нарушений и выбора технологий логопедической помощи детям.
3.9 Участвовать:
· В опытно-экспериментальной деятельности в рамках научного эксперимента, проводимого в дошкольном учреждении;
· В заседании Педагогического совета;
· Совета психолого-педагогической службы;
· В родительских собраниях и круглых столах.
3.10 Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
3.11 Вести:
· Документацию по установленной форме, использовать ее по назначению;
· Методическую и аналитико-статистическую работу.
Права
Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет право:
4.1 Принимать участие:
· В разработке стратегии развития ДОУ;
· В создании соответствующих нормативных документов;
· В разработке управленческих решений, настоящих вопросов в рамках психолого-педагогической службы;
· В разработке положений о функциях данной службы, компетенции, обязанностях, ответственности.
4.2 Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.3 Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
4.4 Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.
4.5 Требовать от руководства дошкольным учреждением оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.6 Повышать свою квалификацию.
Ответственность
5.1 Учитель-дефектолог несет ответственность (в порядке, определенном трудовым законодательством) за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной должностной инструкции, в том числе за неисполнение предоставленных прав.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2 За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью воспитанников. В данном случае учитель-дефектолог может быть освобожден от должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании» и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3 За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе образовательного процесса учитель-дефектолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.4 За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством РФ.
Взаимоотношения и связи по должности
Учитель-дефектолог:
6.1 Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем ДОУ.
6.2 Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно. Планы согласуются с руководителем психолого-педагогической службы, зам.зав. по воспитательно-образовательной работе и утверждается руководителем ДОУ.
6.3 Представляет руководителю службы письменный отчет о своей деятельности за полугодие и по окончании года.
6.4 Получает от руководителя ДОУ, зам.заведующей и руководителя ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5 Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с работниками службы и педагогическим коллективом
6.6 Информирует руководителя ППС и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.7 Передает руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.
6.8 Подотчетен Совету педагогов.