Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.
Учитель-дефектолог: Патраева Эльвира Александровна
Некоторые особенности воспитания слабовидящих детей в семье.
Что вам нужно знать о нарушениях функций зрения?
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Функциями зрения являются: острота зрения, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.
Нарушение функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.
Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.
Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.
Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.
Сказывается ли нарушение функции зрения на общем развитии ребенка? Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов. Дети затрудняются в установлении причинно- следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.
Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей. У таких детей возникают трудности в овладении эталоном «цвет», «форма», «пространство».
|
При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, оценивать расстояние между предметами.
Как воспитывать слабовидящего ребенка в семье?
Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития. Ребенка не следует, с одной стороны, чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. С другой - нельзя уделять ему мало внимания и заботы.
При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Помогите ребенку обследовать предметы — выделять составные части, цвет, форму, величину, пространственное расположение.
Активно используйте не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.
Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.
Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений.
|
Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, коричневые, черные). Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.
Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям. Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.
Рассматривая с ребенком иллюстрации, обращайте его внимание на характерные особенности предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям словесно оформить, то что они увидели. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.
При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.
По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:
1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).
|
Помните!
Место для игры должно быть хорошо освещено.
Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.
Научите ребенка бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться. Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.
Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.
Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.
Желаю всем творческих успехов!