Промышленный переворот создал предпосылки формирования и распространения капитализма в Западной Европе и США. Начало ХIХ столетия - это период формирования и бурного роста капитализма, и, конечно же, время проявления его противоречий и диструкций. Внедрение машин и развитие машинного производства изменило структуру и организацию производства, условия труда, а система разделения труда стала померной. Эти явления обусловили качественные изменения в различных сферах общественной жизни.
В экономической сфере:
• Интенсификация труда;
• Расширение приемов и методов эксплуатации наемных работников;
• Превращение рабочего в придаток машины;
• Специализация и, как следствие, изменение содержания труда, который становится частичным (не творческим);
• Конкуренция приводила к разорению мелких собственников и к появлению их на рынке туда, создавало условия формирования резервной армии труда;
В социальной сфере:
• Рост промышленности и городов сопровождался массовым разорением крестьян, ремесленников, мелких собственников;
• Безработица, появившаяся в результате усложнения производства и интенсификации труда, появлению раздела между бедными и богатыми;
• Изменение социальной структуры общества, появление новых классов и социальных групп, формирование нового класса – пролетариата;
• Обострение классовой борьбы.
В социально-политической сфере.
• Концентрация и централизация капитала в руках немногочисленной социальной группы требовали гарантий защищенности, что привело к сращиванию частного капитала с государством;
• Характер развития капиталистической экономики того времени обнаружил новые тенденции – роста и спада производства;
• Кризисы перепроизводства приобрели циклический характер, а с конца 50-х годов ХIХ века стали носить всемирный характер;
• Укрепление государственной власти и усиление репрессивных форм управления внутри общества;
В духовной и внутри научной сфере.
• Внедрение науки в производство;
• Успехи естествознания привели к формированию и популяризации нового научного мышления, основанного на изучении объективных данных, далеких от абстрактных спекуляций и морализаторства;
• Зарождение социальной статистики и проведение эмпирических исследований: социальных опросов, анкетирования;
• Первые шаги в развитии методики и техники эмпирических исследований, требовали научной методологии в социальном исследовании;
• Кризис метафизического мышления.
Разочарование в результатах буржуазной революции и возвещенном ею «царстве Разума» охватило и широкие слои интеллигенции. Утраченные иллюзии сменились горьким скепсисом, усилилась потребность в реалистическом анализе и оценке существующего общества, его прошлого, настоящего и будущего.
В первой трети XIX в. в общественно-политической мысли Западной Европы четко вырисовываются три главные ориентации и соответственно три группы мыслителей:
• консерваторы-традиционалисты;
• либералы-утилитаристы;
• утопические социалисты, которые не только воплощают разные интеллектуальные традиции, но и выражают интересы разных общественных классов.
Консерваторы-традиционалисты - Эдмунд Берк (1729—1797), Жозеф де Местр (1754—1821) и др.,— занимали откровенно негативную позицию по отношению к французской революции 1789 г. и ее результатам. Послереволюционное развитие ассоциируется у них с хаосом и разрушением, которым они противопоставляют идеализированную гармонию и порядок феодального общества предреволюционных времен.
С одной стороны традиционалисты рассматривали общество как некое органическое целое, имеющее собственные внутренние законы развития, коренящиеся в прошлом. Общество состоит, из отношений и институтов, а не из индивидов, при этом в общественной системе каждому человеку отведена определенная функция или роль. Все части социального целого органически взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому изменение любой части целого неизбежно подрывает устойчивость всей социальной системы. Разрушение или ослабление деятельности любого социального института неизбежно вызывает расстройство и дезорганизацию функций социальных институтов.
С другой - общество, по мнению традиционалистов, исторически предшествует индивиду, формирует его, определяет место и назначение индивида в нем, отсюда существование человека принципиально невозможно вне общества. Основные установки традиционалистов – познание общества, приспособление к социальным условиям и сохранение порядка. Не случайно, что такие процессы как индустриализация, урбанизация, изменение традиционные форм социального общежития рассматривались в качестве диструктивных, ведущих к социальной дезорганизации.
Либеральное крыло социально-политической мысли ориентировалось на изменение и усовершенствование общественной системы силами людей, а общество рассматривалось в качестве некоего «искусственного тела», «агрегата частей», где приоритет определенно отдается индивиду, а существование любого социального института оправдывается только его полезностью.
В теориях английских утилитаристов Бентама (1748—1832) и Джеймса Милля (1773— 1836) общественный интерес полностью сводится к сумме частных интересов, состоящее из индивидуальных лиц, которые рассматриваются как составляющие его члены. Выдвигая в качестве общего этического закона принцип обеспечения максимального блага для максимального числа людей, Бентам вместе с тем считал социально нормальным и морально приемлемым такое положение, когда стремятся к достижению собственных интересов, даже если это сопряжено с вредом для других.
Утопический социализм Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна также базировался на определенной социальной философии, знаменем которой были требования «научности», «трезвости» и «позитивности». Особенно важны в этом плане труды Сен-Симона (1760—1825).
В своем «Очерке науки о человеке» (1813 г.), во многом предварившем пути развития социальной мысли, Сен-Симон отмечал, что «наука о человеке до сих пор была лишь гадательной наукой», и предлагал возвести ее «на степень наук, основанных на наблюдении», «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики». В противовес спекулятивным философским построениям он предлагает заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний».
Помимо трех указанных позиций в формировалась еще одна – «радикально-революционная», отчасти имеющая самостоятельное начало, отчасти солидаризующаяся с идеями социалистов - утопистов. Речь идет о научной и социально-политической позиции К.Маркса.
С точки зрения Маркса понимание общества как целостной, закономерной, структурированной и внутренне связанной системы влечет за собой принцип объективного научного исследования: «...задача заключается уже не в том, чтобы сконструировать возможно более совершенную систему общества, а в том, чтобы исследовать историко-экономический процесс, необходимым следствием которого явились названные классы с их взаимной борьбой, и чтобы в экономическом положении, созданном этим процессом, найти средства для разрешения конфликта».
Но в противоположность традиционалистскому и позитивистскому преклонению перед «данным», включая «целостность» социальной системы, К. Маркс, прежде всего, фиксирует ее внутренние противоречия. Стабильность социальной системы, описываемая в структурных терминах,— лишь момент более общего процесса исторического развития. Любая системная модель общества требует исторической конкретизации, и нельзя понять законы развития и функционирования конкретного общества, «пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой состоит в ее надысторичности».
Признание классовой борьбы движущей силой истории выводит социологическую теорию за рамки структурно-функциональных отношений между отдельными социальными институтами и нормами, выдвигая на первый план проблему субъекта социального действия и оценки его реальных возможностей. Социология становится, таким образом, элементом и теоретическим фундаментом научного социализма.
Вместе с тем господствующий класс нуждался в определенной дозе социологического реализма для объяснения социальных процессов и в конкретной эмпирической информации о разных сторонах общественной жизни, так как без этого становилось все труднее управлять обществом. Но социологические теории, в которых нуждалась буржуазия, должны были не ставить под угрозу коренные устои капиталистических порядков. Социология создавалась как альтернатива социализму. Ее философско-методологической базой стал позитивизм.