Методика проведения обследования ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи




 

 

Задачей углубленного логопедического обследования является выявление осо­бенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой сис­темы, соотношения развития различных компонентов речи, импрессивной и экс­прессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активиза­цией (использованием в речевой деятельности).

Такое обследование позволяет обнаружить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности, определить зону ближайшего развития. Диагностика позволяет логопеду решать задачи развивающего обучения и адапти­ровать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ре­бенка.

Сбор анамнестических данных. Отмечаются антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия (генетические дефекты, резус-конфлик­ты, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромаг­нитных и других полей, острые, хронические, бытовые и производственные ин­токсикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, (давления, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков; отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родо­вспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение; нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания).

При изучении постанатального развития отмечается характер грудного вскармли­вания (как ребенок взял грудь, как удерживал сосок, не было ли подтекания молока по уголкам губ, пота над верхней губой при сосании, засыпания во время кормления, частых и обильных срыгиваний), особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение, сильный приступообразный, так называемый мозговой крик), особенности раннего развития ребенка (когда стал удерживать голову, само­стоятельно сидеть, стоять, ходить, узнавать близких, когда появились первые зубы, сколько зубов было к году).

По медицинской карте делается заключение о соматическом состоянии ребенка (у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом).

При изучении характера речевого развития необходимо отметить время появле­ния гуления, лепета, первых слов и первых фраз; прерывалось ли речевое развитие и по какой причине; использование жестов в качестве замены или дополнения речи; отношение окружающих к состоянию речи ребенка; занимался ли с логопедом, с какими результатами.

Проведение обследования. Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, следует обязательно отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, уровень аде­кватности и устойчивости эмоциональных реакций, наличие импульсивности или эмоциональной стабильности.

Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и разли­чения контрастного звучания двух игрушек. Логопед показывает ребенку две игруш­ки, например деревянный молоточек и дудочку; металлический колокольчик и свис­ток; резинового цыпленка-пищалку и погремушку, называет их, объясняет, как можно издавать звуки с помощью этих игрушек, и предлагает ребенку поиграть с ними. Затем логопед закрывает игрушки маленькой ширмой и производит за ней звуки с помощью игрушек. Ребенок узнает и называет игрушки. При отсутствии речи ребенок должен показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использо­вать предметные картинки с изображениями данных игрушек, предварительно про­ведя работу по соотнесению каждой игрушки с ее изображением на предметной картинке.

Исследование зрительного восприятия проводится в процессе узнавания и раз­личения ребенком большого и маленького мячей, большой и маленькой кукол, большого и маленького мишек или их изображений на предметных картинках. Ис­следуя восприятие и различение основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), логопед предлагает ребенку показать кубики и шарики заданного цвета или их изображения на предметных картинках. Далее ребенку предлагают выбрать из коробки деревянные или пластиковые круги, потом квадраты и, наконец, треуголь­ники.

Исследование восприятия пространственных представлений проводится в про­цессе выполнения ребенком следующих заданий: складывания простых предметных картинок (мяч, неваляшка, машинка, ведерко) из двух частей с горизонтальным, вертикальным, диагональным разрезами по образцу; выкладывания из трех счетных палочек дерева и крыши по образцу; постройки из трех кубиков домика и башенки по образцу; показывания ребенком по просьбе логопеда предметов, расположенных вверху (люстра, лампа) и внизу (ковер); показывания по сюжетным картинкам изо­бражения воробышка вверху и внизу.

При исследовании состояния органов артикуляции логопед отмечает наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы), зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный), твердого нёба (высокое, готическое, плоское, уко­роченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная пол­ная или неполная, субмукозная), мягкого нёба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аде­ноиды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, маленький, корот­кий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка), подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

Исследуя состояние общей моторики, логопед предлагает ребенку выполнить по подражанию следующие упражнения: пройти, а потом пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на ширине 25 см; переложить мягкую игрушку из одной руки в другую перед собой, над головой; бросить одной рукой (попере­менно) маленький матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м; похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно. После этого логопед отмечает состояние общей моторики, объем выполняемых движений (полный или неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), проявление моторной нелов­кости.

Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), ма­нипуляций с предметами (складывание игрушек в ведерко и поочередное их выни­мание), навыков работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки). После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключе­нию движений.

Исследование состояния мимической мускулатуры проводится при выполнении ребенком по подражанию логопеду следующих упражнений: надуть щеки — «толс­тячок»; показать, как ешь лимон, — «кисло»; показать, как ешь мороженое, — «сладко». После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем вы­полняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, не­точно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполне­нии по подражанию логопеду следующих упражнений: широко улыбнуться («улыб­ка»), вытянуть губы, как слоник («хоботок»); показать широкий язык («лопата»); показать узкий язык («жало»); положить язык сначала на верхнюю, потом на ниж­нюю губу («качели»); подвигать языком влево-вправо («маятник»); пощелкать язы­ком («лошадка»); широко открыть рот и зевнуть. После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышен­ный, пониженный), темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный), нали­чие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способ­ность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

Исследование импрессивной речи проводится в процессе рассматривания с ре­бенком предметных картинок с достаточно крупными и яркими изображениями предметов без лишних, отвлекающих ребенка деталей. Выявляя понимание суще­ствительных, логопед предлагает ребенку показать на картине отдельные предметы, части тела и лица человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, руки, ноги девочки, нос, ухо, глаза мальчика). Для выявления понимания обобщающих слов ребенку предлагают показать на картинках, содержащих изображения раз­личных предметов (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка), сначала иг­рушки, потом посуду, потом одежду. Для проверки понимания ребенком действий ему предлагается показать на простых сюжетных картинках, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет. Завершает исследование состояния пассивного словаря вы­полнение ребенком поручений по словесной инструкции (принести машинку, по­катать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в коробку).

Для понимания различных грамматических форм словоизменения ребенку пред­лагают показать по картинкам один и много предметов (кот — коты, мяч — мячи, кукла — куклы, рука — руки у куклы, дом — дома); большой и маленький предметы (стул — стульчик, кукла — куколка, миска — мисочка, дом — домик); картинки, где действие совершает один объект или несколько объектов (собака стоит — собаки стоят, самолет летит — самолеты летят). Завершает исследование состояния имп­рессивной речи проверка понимания ребенком содержания текста знакомой сказки («Курочка Ряба»). Логопед предлагает ребенку показать по картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка Ряба, где на картинке дед, где на картинке баба, кто разбил яичко.

Исследование экспрессивной речи начинается с заключения о ее характере (однословная, фразовая, связная). Затем проводится исследование состояния лек­сики. Логопед предлагает ребенку вспомнить и назвать или назвать по картинкам несколько игрушек (машинка, коляска, клоун), предметов посуды (тарелка, чай­ник, стакан), одежды (брюки, платье, юбка), обуви (тапки, ботинки, сапоги), животных (лошадь, собака, кошка, корова); потом назвать действия, совершаемые детьми на сюжетных картинках (сидит, стоит, играет, рисует); вспомнить и назвать цвет игрушек на предметных картинках (красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок), размер игрушек (большой шар, маленький мяч), вкус продук­тов (сладкая конфета, кислый лимон).

Исследуя состояние грамматического строя экспрессивной речи, логопед проверяет употребление ребенком существительных в именительном падеже единственного и множественного числа при назывании картинок (стол — столы, петух — петухи, сумка — сумки, дом — дома); употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога при ответе на вопрос по картинкам: «Что ты видишь?» (Вижу дом, вижу рыбку.); согласование прилагательных с существи­тельными единственного числа мужского и женского рода при ответе на вопрос по картинкам: «Какой мяч?» (Красный мяч.), «Какой шар?» (Синий шар.), «Какая чашка?» (Красная чашка.), «Какая лопатка?» (Синяя лопатка.), употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами при ответах на вопрос в ходе манипуляций с предметами: «Где лежит кубик?» (В коробке, на коробке.); употреб­ление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами при называ­нии большого и маленького предметов, изображенных на уже знакомых картинках (дом — домик, стул — стульчик, кукла — куколка, миска — мисочка); употребление глаголов в форме единственного и множественного числа в изъявительном накло­нении при назывании действий одного или нескольких объектов по картинкам (петух поет — петухи поют, мальчик играет — мальчики играют); употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам (Мальчик умывается. — Мама умывает мальчика. Девочка одевается. — Мама одевает девочку.)

При исследовании фонетической стороны речи логопед сначала проверяет со­стояние имитационных способностей ребенка с опорой на картинки. Ребенок должен показать вслед за логопедом, как девочка укачивает куклу (а-а-а!), гудит поезд (у-у-у!), сердится щенок (о-о-о!), кричит ослик (и-и-и!), кричат дети (ау!), Л плачет малыш (уа!), кричат гуси (га-га-га!), лает собака (ав!), пищит цыпленок (пи-пи-пи!), мяукает кошка (мяу!), кудахчет курица (ко-ко-ко!), мычит корова (му!). При исследовании звукослоговой структуры слов ребенок повторяет за ло­гопедом с опорой на наглядность сначала односложные слова (дом, бык, дуб, кот), потом двусложные слова из двух открытых слогов (Тома, Дима, нога, ухо), затем трехсложные из трех открытых слогов (вагоны, панама, бананы, батоны).

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нару­шения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность но­совых звуков) в речевом потоке. Учитывая возраст обследуемого ребенка, логопед проверяет только состояние произношения гласных, согласных раннего онтогенеза и мягких звуков подгруппы свистящих [с'], [з'].

При исследовании дыхательной и голосовой функций отмечается тип физио­логического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное), объем ды­хания (достаточный, недостаточный), продолжительность речевого выдоха, сила голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), моду­ляция голоса.

При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются ха­рактеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нор­мальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность к употреблению основных видов интонации (повествовательной, во­просительной, восклицательной).

Исследуя фонематические функции, логопед проверяет способность ребенка диф­ференцировать на слух звуки при показе следующих пар предметов на картинках (кот — кит, бак — мак, миска — киска), способность к фонематическому анализу. Ребенку предлагают с опорой на картинки показать собачку, как только он услышит в слове ее «рычание» — звук [р]. Для этого логопед произносит слово и показывает соответствующую картинку (дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки), а ребенок поднимает или не поднимает собачку.

В логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ре­бенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией (общее недораз­витие речи, I уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, II уровень ре­чевого развития). Затем отражается специфика речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией (алалия, ринолалия, дизартрия и др.), пере­числяются нарушения неречевых психических функций и всех компонентов речевой системы.

Например: общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития), стертая псевдобульбарная дизартрия. Полиморфное нарушение звукопроизношения. Несформированность фонематической стороны речи. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-, двусловная. Нарушение психомоторики, слухового и зрительного восприятия. Повышенная истощаемость в общении и дея­тельности. Несформированность игровой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: