Жил старик со своею старухой




У самого _________ моря;

Они жили в _________ землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Насколько хорошо учащиеся усвоили понятие «эпитет», покажет работа по контрольному листку.

1. Выберите из приведенных отрывков стихо­творений А.С.Пушкина эпитеты, близкие народ­ной речи, фольклору:

С башни царь Гвидон сбегает.

Дорогих гостей встречает.

Царь Салтан за пир честной

Сел с царицей молодой.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

2. Выберите из приведенных примеров эпитеты (художественные определения):

И завидуют оне

Государевой жене.

Ах ты мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят.

3. Выберите из приведенных примеров опреде­ления:

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку...

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

 

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь...

4. Выберите правильные ответы из предло­женных:

- эпитетам славный Пушкин чаще всего хара­ктеризует:

а) Дадона; б) Елисея; в) Салтана;

- эпитетом милая:

а) Царицу; б) Царевну; в) Шамаханскую царицу;

- эпитетом белая:

а) Царевну; б) Царевну Ле­бедь; в) Ткачиху.

5. Выберите из приведенных примеров оценоч­ные эпитеты:

Торговали мы конями,

Все донскими жеребцами.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят,

Злыми жабами глядят.

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

Очень любят обучающиеся такие задания, как «Угадай, кто это», «Найди меня».

1. Зачитывается отрывок из произведения, предлагается угадать, о ком идет речь.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица;

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

- Чья это характеристика?

2. «Найди меня».

- Назовите эпитеты, которые помогают создать характеристику.

Входят семь богатырей,

Семь ________________усачей.

- Какого эпитета не хватает?

Учитель должен помнить о развитии ребенка на уроках литературы, ученик должен переходить со ступеньки на следующую ступеньку литературного образования. На каждом этапе у него необходимо сформировать способность воспринимать и понимать тексты любой сложности, в том числе и те, с которыми столкнет учеников жизнь уже за пределами школы. Поэтому при изучении эпитетов уже на начальном этапе целесообразно использовать задания творческого характера. Примеры:

1. «Составление характеристики».

- Подберите эпитеты, которыми вы могли бы охарактеризовать этих персонажей.

Людмила Руслан Черномор

2. «Сам писатель».

- Дополните текст художественными определениями.

Январь – месяц больших ___________ сугробов. Вместе со снегом набежали в лес _____________ существа. Расселились они по пням и веткам, вскарабкались на елки и сосны. Тут вылез из сугроба ____________ человечек в __________ шапке. Там сидит зайчонок. Сложил он _____________ лапки на ____________ пузечке, молчит и смотрит на ___________ лес. На камне у речки сидит _____________ Аленушка. Склонила она головку на плечо, подперла __________ ладошкой _____________ щечку.

3. Ученики знают пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Только у
А.С. Пушкина описания рыбки нет, можно предложить детям попробовать сделать это.

-Вставьте подходящие по смыслу эпитеты.

У нее чешуйки (какие?) чудесные

Как одна чешуйка (какая?) янтарная

А другая рядом (какая?) алмазная

От них свет идет (какой?) ослепительный

Плавнички у рыбки (какие?) самоцветные

А в хвосте (какие?) звездочки светятся серебряные

На головке (какой?) красивой

Корона (какая?) красуется узорчатая, золотая

На волне (какой?) рыбка качается морской, зеленой, гривастой

Да владенья (какие?) оглядывает невиданные, морские

Слова для справок: невиданные, чудесные, красивые, серебряная, алмазная, янтарная, ослепительный, несказанный, узорчатые, самоцветные, морской, золотая, зеленой, гривастой, морские.

4. Составление сочинения-миниатюры.

- Напишите сочинение-миниатюру, используя эпитеты. Темы могут быть самыми разнообразными.

При изучении литературоведческих терминов на уроке должны царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие текста субъективно и зависит от множества факторов, прежде всего от открытости и искренности всех участников диалога (прежде всего от учителя), даже от их настроения, вот почему так важна создаваемая учителем на этих уроках особая «этико-эстетическая атмосфера».

Работа над эпитетами формирует читательские навыки, способствует развитию ведущих читательских качеств: развивает воображение, мышление, способность эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль, оценивать себя и других, преобразовывать нравственный урок художественного произведения в личный жизненный опыт. И главное, что ученик, войдя во взрослую жизнь, готов к дальнейшему осознанному чтению, которое выведет его к высотам человеческого духа.

Литература

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1975.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2005.

3. Литература в школе: Методический журнал. № 2, 2002.

4. Словарь литературоведческих терминов. Сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. – М.: Просвещение, 1974.

5. Шкуран Р.А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы: Учебно-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: