ПРАКТИКУМ.
Тематическое направление «Чем люди живы?»
Эпиграфы, цитаты
ü Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро. (В. Крупин)
ü Быть человеком и остаться им всегда в любых случаях, какие бы несчастья ни были. (Ф.М.Достоевский)
ü Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. (Л.Н.Толстой)
ü Один поступок или цепь поступков, совершенных долгом и совестью, выражают смысл человечности, который я бы определил как доброта. (Ю.В. Бондарев)
ü Русское искусство прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников великих и малых. (М. Горький)
ü Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.(Ф.М. Достоевский)
ü Человек отражается в своих поступках. (Ф. Шиллер)
ü Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других. (А. Энштейн)
Возможные формулировки тем сочинений
ü Нравственная сила добра. (По произведениям литературы XX века).
ü Духовная красота человека в произведениях русской литературы.
ü «В человеке всё должно быть прекрасно…» (А.П. Чехов)
ü Проблема гуманизма в произведениях писателей XIX века.
ü Вечное и непреходящее в литературе XX века.
ü «Что же это с нами происходит?» (В. Шукшин) Нравственные искания героев в современной литературе.
ü Человек беспокойного сердца в современной литературе.
ü «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий)
ü Проблема чести и долга в русской литературе.
ü Человек, с которым я хотел бы идти по жизни рядом (по произведениям современной литературы).
ü Нравственные проблемы в литературе 19-20 века.
ü Изображение русского национального характера в произведениях писателей 19-20 вв.
ü «Человек есть тайна. Ее надо разгадать...» Ф.М.Достоевский. Гуманизм романов...
ü Идеал простоты добра и правды в литературе 19-20 вв.
ü Тема родины в творчестве поэтов 19-20 века.
ü О величии человека и о его ответственности в литературе 20 века.
ü Судьбы героев - отражение «русской судьбы» в 20 веке.
ü Нравственные уроки в произведениях поэтов и писателей 19-20 века
ü Духовная мудрость героев в произведениях писателей 20 века.
ü Чувство кровного родства в лирике поэтов 20 века.
ü Нравственный выбор героев в произведениях писателей 19-20 века.
ü Нравственные ценности в произведениях писателей 19-20 века.
Понятия, связанные с тематическим направлением
МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). • Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными, ранеными.
СОСТРАДА́НИЕ, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания.
НРА́ВСТВЕННОСТЬ, -и, жен. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
ГУМАНИ́ЗМ, -а, муж.
1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.
СОЧУ́ВСТВИЕ, -я, ср.
1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. С. чужому горю.
2. Одобрительное, благожелательное отношение. Его поддерживало с. сына.
(Толковый словарь Ожегова.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).
Круг произведений
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.А.Блок «Русь», «Стихи о России», «Россия», «Коршун».
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
М.А.Шолохов «Судьба человека»
В.Г.Распутин «Уроки французского», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии».
А.И.Солженицын «Матренин двор»
К.Симонов «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Тот самый длинный день в году».
А.Т.Твардовский «Вся Русь в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом..»
Б.Л.Васильев. «Завтра была война»
В.П.Астафьев «Последний поклон», «Конь с розовой гривой», «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»
Ф.А.Абрамов «Пелагея», «Алька»
В.И.Белов «Привычное дело»
Е.А.Евтушенко «Хотят ли русские войны...», «Какая-то такая тишь...»
Б.Ш.Окуджава. «До свидания, мальчики...», «Московский муравей», «Виноградную косточку в теплую землю зарою...»
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Ю.Леднев«Муська»
В. Крупин«Мария Сергеевна»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Солженицын А.И. «Матренин двор»
Вопросы к рассказу «Матренин двор»
1. Нарисуйте словесный портрет Матрены.
2. Опишите окружающую обстановку, в которой живет Матрена, ее мир? Сопоставьте старые названия деревень и новое название поселка. На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система?
3. Как в рассказе складывается понимание о нелегком жизненном пути героини?
4. Какое верное средство было у Матрены, чтобы сохранять доброе расположение духа?
5. Как же относились к Матрене соседи по деревне, родственники? Как складывались ее отношения с окружающими? Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом?
6. Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? Какими красками нарисованы в рассказе ФаддейМиронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
7. Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств? Какие приметы предвещают гибель героини?
8. Проследите, как звучит в рассказе мотив разрушения дома. Что происходит с домом в день гибели Матрены?
9. Чем становится смерть героини для ее близких и для рассказчика? Что осознал рассказчик после гибели Матрены?
10. В чем заключается смысл этого рассказа, его основная идея? Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?
В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам, Матрена делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
Варианты вступлений
1) «Лишь слову жизнь дана», - эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. И действительно, мы, современные читатели, слышим голоса Пушкина, и Достоевского, Некрасова и Чернышевского, Толстого и Чехова… Именно писатели ставят в своем «Слове»«вечные» вопросы и проблемы: для чего человек живет; что такое правда и ложь, добро и зло; кто виноват и что делать; как остаться человеком, сохранить в себе человеческие качества.
2) Мы часто не замечаем, какая великая сила скрыта в простом слове «надо». За этим словом стоит величие, сила нравственных способностей человека. Люди, которые идут на личные жертвы, а в случае необходимости даже на смерть из чувства долга, рассудив: «Если не я, то кто?», представляют собой цвет человечества и достойны величайшего уважения.
Нравственный долг - это правило, но правило чисто внутреннее, понимаемое рассудком и признаваемое совестью. Это правило, от которого никто не может нас освободить. Нравственные качества - это требования личности, предъявляемые к самой себе, отражающие стремление к добру. Нравственный долг - это стремление к самосовершенствованию с целью утверждения человеческого в человеке. (КоноваловаТ.)
3) Искусство всегда стремилось запечатлеть наиболее яркое, волнующее, значительное в истории человечества. Важнейшую роль в этом можно с полной уверенностью отвести книгам. Писатель выбирает из всего множества событий только те, которые кажутся ему самыми главными, достойными того, чтобы навечно остаться в памяти народа. С другой стороны, литература почти всегда заставляет нас не просто воспринимать факты, она помогает задуматься над проблемами, актуальными для конкретного общества, определенной эпохи или всего человечества вне временных рамок. (Егоренков А.)