ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. Подготовку к практическим занятиям необходимо начинать со знакомства с учебной программой курса.
2. Следующий шаг - поиск учебной литературы и знакомство с содержанием учебника по данному разделу отечественной истории. Кроме того, можно воспользоваться записями лекционных занятий. Основная цель данного этапа подготовки сводится к формированию представлений о широком историческом контексте той или иной проблемы.
Например, для полноценного изучения культуры Древней Руси необходимо иметь представление об общественно-экономическом развитии Руси в X-XIII веках, внешнеполитических контактах данного периода.
3. Следующий этап подготовки - знакомство с историческими документами по изучаемой теме. Для этого необходимо обратиться к списку источников.
Задания для подготовки к семинарским занятия основаны на исторических документах, опубликованных в учебном пособии: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2012.
При работе с источниками необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Где, когда и при каких обстоятельствах был создан изучаемый источник.
- Тип источника: правовой документ (закон, указ, грамота); статистический источник (перепись населения, финансовые данные по отдельным промышленным объектам); литературное произведение; источник личного происхождения (письма, дневники, воспоминания).
- Структура документа (неразделенный текст; текст разделен на главы, параграфы, отдельные темы; выделены введение, заключение).
- Сформулировать вопросы, которые можно решить при изучении данного источника.
|
- Найти и выделить выдержки из источника, которые послужат доказательством того или иного предположения.
Например, изучение "Русской правды".
"Русская правда" - правовой документ (свод законов), созданный в Древней Руси. Создание этого исторического памятника связывают с именем Ярослава Мудрого.
Под названием "Русская правда" известны три памятника: "Краткая правда" (древнейшая), "Пространная правда" (вторая половина XII - начало XIII вв.) и "Сокращенная правда" (основанная на "пространной" и на несохранившихся до настоящего времени более ранних законодательных актах). В свою очередь "Краткая правда" делится на "Правду" Ярослава (время создания около 1016 г.) и "Правду" Ярославичей (вторая половина XI в.).
Свод законов древнерусского времени разделяется на отдельные статьи, которые в свою очередь в "Пространной правде" объединены в разделы, например: "о убийстве", "о княжи муже", "о закупе" и т.д.
"Русская правда" дает возможность ответить на вопрос - существовал ли в Древней Руси обычай кровной мести? Каким образом стремились ограничить этот обычай?
Кровная месть - узаконенное убийство родственников нападающей стороны. Статья 1 "Краткой правды": "убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры…" (см. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. М., 2012. С.45). При этом оговаривается круг родственников, которые могут отомстить за убитого - брат убитого, сын убитого, племянник убитого. Однако, предлагается и альтернативный способ решения конфликта - уплата денег нападавшей стороной пострадавшим родственникам: "… если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого"(см. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. М., 2012. С.45). В данном случае проявляется заинтересованность княжеской власти в сохранении жизни своих подданных.
|
4. Работа с научной литературой. Во-первых, необходимо ознакомиться со списком научной литературы. Главная задача, которая стоит перед студентом при подготовке к семинарам - выяснить способ разрешения научных задач по изучаемой проблеме разными исследователями. Необходимо выяснить, схожи или различны точки зрения разных авторов. Студенту необходимо иметь представление об аргументации авторов статей или монографий.
Для того чтобы более основательно ознакомиться с новой информацией, необходимо произвести ряд мыслительных операций:
- прокомментировать новые данные;
- оценить их значение;
- поставить вопросы;
- сопоставить полученные сведения с ранее известными.
5. При подготовке по каждому из пунктов семинарского занятия студенту необходимо составить план ответа (либо развернутый текст). В плане (тексте) должны быть указаны сноски на выдержки из источников или научной литературы (полное название, №№ страниц).
Правила конспектирования.
1. Выделять названия тем, подзаголовков (писать ручкой с цветной пастой, подчеркивание цветной пастой, подчеркивание прерывистой линией, волной).
2. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей доработки конспекта.
|
3. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.
4. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».
Тема 1. Введение в изучение отечественной истории.
Семинар 1. Методы исторических исследований
Цель - выявить и классифицировать методы исследований, применяемые историками. Сформировать навык владения основами методологии научного исследования, умение различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности.
1. Общенаучные методы исследований (классификации, систематизации).
2. Специально-исторические методы (хронологический, периодизации).
3. Естественно-научные методы (радиоуглеродного датирования, дендрохронологии, иммунологический и т.д.).
4. Формализованно-статистические методы исследования (количественный, математический).
Литература:
Ваганов П.А. Физики дописывают историю. Л., 1984.
Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994.
Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.
Дорошенко Н.М. Философия и методология русской истории. СПб, 1995.
Славко Т.И. Математические методы в исторических исследованиях. Екатеринбург, 1995.
Электронные ресурсы:
«Методы исторических исследований». https://www.hist.msu.ru/Association/HAC/aik/metodol.htm
«Ассоциация «История и компьютер»». https://www.ab.ru/~kleio/aik/rindex.shtml
Темы докладов:
Формационный и цивилизационно-культурологический подход к изучению истории.
Природно-климатический фактор и его влияние на социально-экономическое развитие России.
Роль художественной литературы в формировании массового исторического сознания.
Роль географического фактора в истории.
Роль личности в истории.
Тема 2. Восточные славяне на пороге образования государства. Русь в IХ-ХIII вв.
Семинар 2. Религиозные представления.
Цель - изучить религиозные представления восточных славян; проанализировать переход от политеизма к монотеизму; ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в современном социуме.
1. Верования восточных славян:
- тип религиозных представлений;
- пантеон богов и его изменения;
- пережитки языческих представлений в современности.
2. Крещение Руси (с использованием сведений "Повести временных лет"):
- причины перехода к монотеизму;
- повод для крещения;
- распространение христианства на Руси;
- значение крещения Руси;
- внешние атрибуты культа: система организации, сооружения, культовые предметы;
- первые русские святые.
3. Религиозные представления как отражение социально-экономического и политического устройства общества восточных славян.
Семинар 3. Культура Древней Руси.
Цель - обобщить материалы по развитию искусства, образования и быта Древней Руси, выявить закономерности и особенности этого процесса. Сформировать представление о значении гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, культурного наследия.
1. Общая характеристика мировоззрения древнерусского населения: соотношение традиций и инноваций.
2. Письменность, грамотность и образование. Проанализировать содержание берестяных грамот.
3. Летописи, литература, фольклор.
4. Архитектура (каменное, деревянное зодчество).
5. Быт, традиции, праздники.
Источники:
Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.
Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII вв. М., 1978.
Литература:
Анисимов Е.В. Древняя Русь. М., 2009.
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.
Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М., 1992.
Введение христианства на Руси. М., 1987.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2010.
Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.
Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: историко-археологические очерки. Л., 1985.
Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.
Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства. М., 1990.
Рогов В.А. Государственный строй Древней Руси. М., 1984.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.
Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1994.
Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб, 2000.
Скрынников Р.Г. Русь. X-XVII века. СПб, 2000.
Славяне и скандинавы. М., 1986.
Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. Л., 1973.
Формозов А.А. Древнейшие этапы истории Европейской России. М., 2002.
Фроянов И.Я. Киевская Русь. СПб., 1999.
Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М, 2010.
Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
Электронные ресурсы:
«Русская правда» https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
или https://rushistory.stsland.ru/Document.html; https://www.hrono.info/dokum/pravda72.html
«Русь древняя и удельная». https://avorhist.narod.ru/
«Древняя Русь: Вопросы медиевистики». https://www.drevnyaya.ru/
Темы рефератов:
Восточные славяне и норманны в XI - XII вв.
"Повесть временных лет" - как источник по истории Киевской Руси.
Язычество восточных славян.
Русь и Византия в XI - XI вв.
Христианизация Руси.
Русь и кочевники (X - XII вв.).
Ремесленники Древней Руси.
Византийское влияние в культуре России.
Тема 3.Образование и развитие Русского централизованного государства. XIV-XVII вв.
Семинар 4. Внешняя политика Ивана Грозного.
Цель - проанализировать внешнеполитическую ситуацию Российского государства второй половины XVI в., выявить взаимосвязь внешнеполитического курса страны с ее социально-экономическим развитием. Сформировать навык анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование внешней политики государств.
1. Основные задачи и направления внешней политики в середине XVI в.
2. Присоединение Астраханского, Казанского ханства, Ногайской орды.
3. Ливонская война.
4. Завоевание Сибири. Причины стремительных успехов Ермака.
5. Взаимоотношения с Крымским ханством. "Засечная черта".
Семинар 5. Социальные потрясения середины – второй половины XVII в. Церковный раскол.
Цель - изучить причины и последствия социальных потрясений в России XVII в., выявить взаимосвязь с социально-экономическими изменениями в стране. Умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме.
1. Причины городских и крестьянских восстаний.
2. Городские восстания ("медный", "соляной" бунты). Соборное уложение 1649 г. Глава XIX "О посадских людях".
3. Восстание под предводительством Степана Разина:
- участники;
- требования;
- ход восстания;
- итоги.
4. Причины проведения церковной реформы.
5. Раскольники. Методы сопротивления.
Семинар 6. Культура Руси XIV - XVII вв.
Цель - проанализировать развитие отечественной культуры средневековья, выявить традиционную тенденцию развития и новшества. Привить навык уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.
1. Общая характеристика развития культуры средневековья. Соотношение светского и религиозного компонентов.
2. Грамотность и образование.
3. Литература и искусство в период феодальной раздробленности и формирования единого централизованного государства.
4. Быт русской семьи по "Домострою".
Источники:
Домострой М., 1990.
Россия XV – XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.
Литература:
Алексеев А.Ю. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992.
Борзаковский В.С. История Тверского княжества. Тверь, 1994.
Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. XIII – XVII вв. М., 1988.
Буров В.А. Очерки истории и археологии средневекового Новгорода. М., 1994.
Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.
Воробьев В.М., Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение: от «Смутного времени» до кануна петровских реформ. Л., 1986.
Горский А.А. Русское средневековье. М., 2010.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор или дворец. М., 1991.
Зимин А.А., Хорошевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991.
Мавродин В.В. Древняя и средневековая Русь. М., 2010.
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978.
Пресняков А.Е. Образование великорусского государства: Очерки по истории XIII – XV столетий. М., 1998.
Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. М., 1969.
Скрынников Р.Г. Смутное время. Крушение царства. М., 2008.
Сорина Х.Д. Роль Верхневолжья в образовании и развитии Русского централизованного государства в XV - XVII вв. Калинин, 1978.
Сорина Х.Д., Урбан Ю.Н. Из истории Верхневолжья. Вып. 1. Калинин, 1976 г.
Тихомиров М.Н. Российское государство XV - XVII веков. М., 1973.
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. М., 1978.
Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства. XIV-XV вв. М., 1980.
Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества. XIII-XV вв. Тверь, 1996.
Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М., 1988.
Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением: XIV – XVI вв. Л.. 1987.
Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина. М., 1981.
Электронные ресурсы:
«Русский город». https://www.russiancity.ru/index.html
Темы рефератов:
Восстание в Твери 1327 г.
Тверское княжество в XIV - XV вв.
Боярская Дума.
Городские восстания в России в середине XVII вв.
Земские соборы в истории России.
Мануфактуры в России в XVII в.
Патриарх Никон и протопоп Аввакум: противостояние в церковном расколе.