Работа с тестовыми заданиями. Тестовые задания ориентированы на самоконтроль знаний по курсу «История». Цель данного пособия – овладение навыками работы с тестами по истории.
Задания выполняются студентами самостоятельно во внеаудиторное время. Проверка правильности выполнения заданий проводится либо коллективно на семинарских занятиях с обсуждением и доказательной базой либо индивидуально преподавателем (доказательства решений должны быть письменными). Работа оценивается как дополнительные задания.
1. Внимательно прочитайте формулировку задания. Обратите внимание на количество предполагаемых правильных ответов. Например, «выделите два фактора …»; «какие из перечисленных факторов …» (множественное число). Если в формулировке задания отсутствует указание на несколько правильных ответов, значит, предполагается только один правильный ответ.
2. Обратите внимание на присутствие в формулировке задания отрицания. Например, «экономический кризис не был связан с …»: Необходимо найти факторы, не связанные с кризисом.
3. Выбор правильного ответа в задании начинайте с того варианта, ответ на который Вы знаете точно (вне зависимости от правильности решения тестового задания). Отбросьте те варианты, которые однозначно не подходят. Например, «кто из правителей русского государства относился к династии Рюриковичей: Иван IV, Алексей Михайлович, Борис Годунов»: Рюриковичи – родовое имя (сопоставимо с фамилией), в последнем варианте задания – Борис по фамилии Годунов. Следовательно, последний вариант не подходит. Продолжайте анализ оставшихся вариантов.
4. Для успешного решения тестовых заданий можно воспользоваться методом хронологии. Для этого необходимо выяснить, когда происходили события, описываемые в вопросе и в вариантах ответов. Например, «в период правления Екатерины II было (был, была) присоединено: Казанское ханство, Крым, Сибирь»: Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг. Казанское ханство вошло в состав Российского государства в 1556 г., Крым – в 1783 г., Сибирь – в 1580-х гг. Во временной отрезок 1762 – 1796 входит дата 1783. Следовательно, правильный ответ «в период правления Екатерины II был присоединен Крым».
|
Отчет о посещении музея (выставки, галереи и т.д.). При выборе музея для коллективного или индивидуального посещения можно руководствоваться следующими принципами: индивидуальный интерес, учебное или творческое задание, близкое или удобное месторасположение. Необходимо учитывать, что при коллективном посещении музея существует возможность сопроводить осмотр экспозиции с рассказом экскурсовода, что значительно облегчает процесс восприятия материала. При индивидуальном посещении музея необходимо пользоваться научно-вспомогательными материалами музея. При посещении музея желательно фиксировать всю получаемую информацию (записывать на бумагу, на диктофон, при возможности - фотографировать или зарисовывать).
В письменном виде отчет не должен превышать 2 - 3 печатных листа.
При сборе информации можно руководствоваться следующими положениями (вопросами):
- Как точно называется музей, где он расположен.
- Выяснить профиль музея (краеведческий, художественный, мемориальный, военный и т.д.).
- Когда и у кого возникла идея создания музея.
|
- Что из себя представляет экспозиция музея:
- какой исторической эпохе посвящена;
- перечислить основные залы и отделы музея;
- какие экспонаты представлены (подлинники, муляжи), охарактеризовать наиболее запоминающиеся предметы, их назначение;
- есть ли в залах подлинные предметы (бытовые вещи, портреты, картины, рукописи, печатные издания, украшения, оружие, орудия труда и т.д.);
- можно ли без сопровождения экскурсовода понять экспозиционный замысел отдельных залов и всего музея (тексты, сопровождающие экспонаты, пояснения к отдельным предметам, мультимедиа-комментарии по залам и отдельным предметам);
- можно ли экспонаты взять в руки и т.д.
- В музее есть возможность подобрать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, карты-схемы и в печатном виде и на сайте музея).
- В музее было приятно провести время:
- там регулируемый климат-контроль;
- в каждом зале можно присесть отдохнуть;
- в фойе есть буфет, киоски с сувенирами и т.д.
Реферат. При подготовке доклада (реферата) необходимо руководствоваться следующими правилами:
Структура работы предполагает введение, основную часть и заключение. Во введение следует обосновать актуальность исследования, цель и задачи работы, раскрыть степень изученности данной проблемы, дать краткий обзор источников по проблеме, осветить основные методы, используемые при подготовке работы.
Основная часть реферата может состоять из нескольких глав (от 2 до 5), которые должны освящать отдельные задачи, поставленные к исследованию. При необходимости главы можно разбить на параграфы. В конце главы необходимо сделать вывод по поставленной исследовательской задаче.
|
В заключении должны содержаться общие выводы автора, содержащие основной ответ на цель исследования, аргументированный выводами по исследовательским задачам. Главная цель заключения - подведение итогов всей работы.
В конце реферата обязательно должен быть список литературы, которым пользовался автор. Список формируется по алфавитному принципу.
Оформление работы. Работа пишется на листах белой бумаги формата А4. На каждой странице должны быть поля не менее 3 см для замечаний преподавателя. Объем работы составляет 17 - 24 машинописных страниц (через 1,5 интервала). Все листы реферата, кроме титульного, нумеруются. При этом титульный лист считается листом № 1. На титульном листе указываются: название учебного заведения, кафедры, на которой выполнена работа; фамилия и инициалы автора; название факультета; полное наименование работы; звание, фамилия и инициалы научного руководителя; город и год выполнения научной работы. На втором листе работы приводится ее план, далее - текст.
Все факты, утверждения и выводы, почерпнутые из литературы, должны быть оформлены в виде ссылок на использованную литературу.
Электронная презентация включает графический и текстовый материал по определенной проблеме отечественной истории. Структура электронной презентации аналогична структуре реферата (см. выше). Слайды должны содержать материал, освещающий основные разделы учебной работы: вводную часть, основную часть, заключение. Объем электронной презентации не должен превышать 5-7 МБ, в среднем составлять 15-20 слайдов. Тема презентаций может быть расширена или сужена по согласованию с преподавателем.
Темы презентаций:
1. Культура Древней Руси: иконопись архитектура (X-XIII вв.).
2. Внешняя политика Древней Руси: военные походы (IX-XIII вв.).
3. Монголо-татарское нашествие на русские земли.
4. Изобразительное искусство средневековой Руси (XIV-XVI вв.).
5. Зодчество средневековой Руси (XIV-XVI вв.).
6. Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси (XIV-XVI вв.).
7. Родословная Рюриковичей.
8. Родословная Романовых.
9. Внешняя политика Ивана Грозного.
10. Смутное время в России.
11. Культура России XVII в.
12. Внешняя политика России XVII в.
13. Внешняя политика России XVIII в.
14. Культура России XVIII в.: изобразительное искусство.
15. Культура России XVIII в.: архитектура и градостроительство.
16. Отечественная война 1812 г.
17. Крымская война 1853-56 гг.
18. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
19. Первая мировая война.
20. Изобразительное искусство России XIX в.
21. Архитектура России XIX в.
22. Культура России начала ХХ в.
23. Гражданская война в России.
24. Культура 20-х гг. ХХ в.
25. Великая отечественная война.
26. Быт людей советского времени.
27. Киноискусство советского периода.
28. Изобразительное искусство советского периода.
29. Наука и образование советского времени.
30. Музыкальная культура советского времени.
Критерии оценки презентации: Полнота освещения заданной темы, достоверность информации, доступность подачи материала, сложность технического исполнения, эстетическое оформление.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ