Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач.
Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.
ФОРМУЛА: подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.
ТЕХНОЛОГИЯ
Первый этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ
На первом этапе целесообразно ограничиться короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т. п. Главная цель первого этапа — научить составлять и пользоваться "картой сообщения", которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал (или план) остального текста. Первая и последняя фраза должны быть выучены наизусть! Почему? Да потому, что это типичные места сбоя речи. Кто не слышал этих "ну...", с которых начинают часто свою речь не только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы — заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершать сообщение можно стандартной фразой типа: "Я закончил доклад и передаю слово (учителю, соученику)" или "На этом доклад закончен, и я готов ответить на вопросы".
Пример. Ученица 7 класса Алина Р. готовила сообщение на уроке биологии. Начать его она собиралась так: "Ну, я буду рассказывать о страусах". После ознакомления с технологией подготовки доклада первая фраза стала звучать намного интереснее: "Знаете ли вы, что есть птицы, выполняющие работу почтальонов? Нет, не у нас в городе, а..."
|
Второй этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА
Этот этап отличается от предыдущего только тем, что учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал ± 20 секунд. Цель этапа — научить детей "чувствовать время". На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше, песочные часы.
Третий этап. ДОКЛАД
Доклад отличается от сообщения большим объемом. Оптимальное время доклада — 5—7 минут. Если тема "не вмещается" в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик докладывает о биографии ученого, другой — о его научных достижениях.
Четвертый этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ
Внимание! Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной (не учебной) обстановке. На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился и т. п. Для этого также заранее отрабатываются стандартные фразы типа: "Извините, я продолжу" или "Простите, я оговорился"...
Иногда целесообразно специально закладывать такие сбои при подготовке ("Вот это слово ты произнесешь так, а потом поправишься..."), особенно для стесняющихся учеников. При этом можно заранее сообщить классу, что докладчик запланированно собьется, и попросить поддержать его мимикой и жестами.
Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с текстом доклада. Например: светоносный, семипудовый, невообразимый. Эти слова ученик должен встроить в доклад.
|
Затруднение 2. То же самое, только вместо слов ученик получает пословицу, афоризм или крылатое выражение. Тренировки с затруднениями 1 и 2 подготавливают к использованию импровизации, что всегда отличает сильных лекторов.
Затруднение 3. Докладчика во время его речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументированно отреагировать и связно продолжить свою речь.
Затруднение 4. Во время доклада "штатный хулиган' издает мешающий звук. Например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжать речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в подобных условиях учителю.
Работа по данной технологии требует некоторых затрат сил и времени. Но зато потом она сторицей окупается. При серьезной подготовке, особенно на факультативе или уроках риторики, полезно проводить конкурсные доклады на сходные темы. После любого доклада (не обязательно конкурсного) оценивать его по заранее выбранным критериям. Можно обойтись и без критериев, но с комментариями. Педагогические технологии, подобные этой, нужны, когда мы хотим научить учеников (подчеркиваю, не отдельных, способных — а практически всех) любому сложному умению. Например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: в дополнение к этой технологии было бы полезно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся. Не исключено, что проявятся специфика разных учебных предметов, возрастные особенности. Мне кажется, что это хорошая тема для исследования.