Охарактеризовать организационную культуру, используя предложенную таблицу «Типы организационных культур». В работе необходимо отметить характеристики, присущие данной организации, по каждой строке таблицы. Тип организационной культуры следует определить по наибольшему числу отмеченных позиций в столбце таблицы (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных типов организационных культур
Типы организационных культур | |||
Органическая | Предпринимательская | Бюрократическая | Партиципативная |
Организация направляется… | |||
согласием с общей идеей | свободной инициативой | сильным руководством | всесторонними обсуждениями |
Проблемы решаются на основе… | |||
исходного согласия целями и задачами | Индивидуального творчества | ясного и сосредоточенного продумывания | открытого. взаимодействия |
Лидерство основывается на… | |||
разделяемых взглядах о направлении общего движения | наличии авторитета и признания | власти и положении | содействии контактам и сотрудничеству |
С хроническими проблемами справляются с помощью | |||
непридания им значения и отказа от обсуждения | поиска новых творческих подходов | укрепления руководства и следования правилам | более напряженной дискуссии и выработки способов решения |
Повседневная работа | |||
осуществляется при минимальном вмешательстве в нее | выполняется и видоизменяется каждым по-своему | зависит от неизменности курса и активности руководства | постоянно перепроверяется для большего совершенства |
Окончание табл. 9
Типы организационных культур | |||
Органическая | Предпринимательская | Бюрократическая | Партиципативная |
Функции и ответственность | |||
реализуются с почти автоматической точностью | получаются такими, какими их делают люди | предписываются и закрепляются | разделяются и сменяются по необходимости |
Желания и интересы отдельных людей | |||
оцениваются по степени их согласованности с целями организации | считаются более важными, чем интересы организации | подчиняются интересам организации | согласуются с интересами организации путем договоренностей |
Руководство | |||
задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство | дает людям возможность делать так, как они считают нужным | определяет лидеров и возможные направления развития | действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества |
Разногласия и конфликты | |||
отражают факт расхождения с общими целями и задачами | являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий | угрожают стабильности организации и мешают работе | считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем |
Коммуникации (общение) | |||
ограничены и несущественны | меняются по интенсивности и непредсказуемы | формальны и подчиняются правилам | открыты и насыщенны |
Информация и данные (как правило) | |||
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить наружу | используются для индивидуальных достижений | контролируются, и доступ к ним ограничен | оцениваются и распределяются открыто |
|
Следует сделать выводы о достоинствах и недостатках выявленной организационной культуры.
Вывод по главе: оценка факторов внутренней среды организации
|
Для оценки факторов внутренней среды организации необходимо выделить сильные и слабые стороны в деятельности организации и определить степень их значения для организации (табл. 10).
Таблица 10. Оценка факторов внутренней среды организации
Факторы воздействия на организацию | Сильные стороны | Не заметны | Слабые стороны | ||||
+3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | ||
Большие | Умеренные | Минимальные | Нулевые | Легкие | Опасные | Критические | |
1. Культура организации | |||||||
2. Структура организации | |||||||
3. Материальные ресурсы организации | |||||||
4. Менеджмент организации |
Сделать вывод по наиболее значимым факторам внутренней среды организации и их влиянию на ее развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении (1–2 с.) необходимо отразить, что сделано в процессе проделанной работы, и привести основные выводы о роли организации на рынке, наиболее существенных факторах внешней и внутренней среды организации и выводы о перспективах развития организации.
Список литературы
1. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики, 2009. – 216 с.
2. Герчикова, И. Н. Менеджмент = Management: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
3. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2007. – 432 с.
4. Исаев, Р. А. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2010. – 264 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/5242.
|
5. Егорова, Т. И. Основы менеджмента [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – М.; Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика: Ижевский институт компьютерных исследований, 2005. – 136 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/16587.
6. Маслова, Е. Л. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: практикум. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 160 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/17597.
7. Михненко, П. А. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: учебник. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 304 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/17048.
8. Основы менеджмента: практикум / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 472, [4] с.: ил., табл.
9. Основы менеджмента: электронный учебный курс / Л. В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева и др. – Электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2008. – 1 электрон. опт. диск: зв., цв.
10. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: курс лекций. – Электрон. текстовые данные. – Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2011. – 131 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/15701.
11. Теория организации: учебник для вузов / Б. З. Мильнер. – Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 862, [2] с.: ил., табл.
12. Теория организации: учебник для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 462, [2] с.: ил., табл. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Учебник для вузов).
13. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / под ред. В. В. Кондратьева. – М.: Эксмо, 2007.
14. Тебекин, А. В. Менеджмент организации [Электронный ресурс]: электрон. учебник / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – Электрон. дан. – М.: Кнорус, 2010. – 1 электрон. опт.
15. Теория организации: учебник для вузов/ Б. З. Мильнер. – Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 862, [2] с.: ил., табл.
Учебное издание
ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2»
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся
по направлению 080200 «Менеджмент»
Составители:
Шибанова Людмила Ивановна
Назарова Наталья Михайловна
Вычужанина Елена Федоровна и др.
В редакции составителей
Корректор М. А. Ложкина
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 18.УЦ.02.953.П.000169.06.10 от 08.06.2010 г.
Подписано в печать 27.06.2014. Усл. печ. л. 1,63. Тираж 50 экз. Заказ № 40
Издательство Ижевского государственного технического университета
имени М. Т. Калашникова
Отпечатано в типографии Издательства ИжГТУ. 426069, Ижевск, Студенческая, 7