Для формулирования выводов по оценке внешней среды следует заполнить табл. 4.
Таблица 4. Оценка внешней среды организации
| Факторы воздействия на организацию | Сильные стороны организации | Не заметны | Слабые стороны организации | |||||
| +3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | |||
| Большие | Умеренные | Минимальные | Нулевые | Легкие | Опасные | Критические | ||
| Среда косвенного воздействия | 1. Политические | |||||||
| 2. Экономические | ||||||||
| 3. Международные | ||||||||
| 4. Научно-технические | ||||||||
| 5. Физико-географические | ||||||||
| 6. Социально-культурные |
Окончание табл. 4
| Факторы воздействия на организацию | Сильные стороны организации | Не заметны | Слабые стороны организации | |||||
| +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | |||
| Большие | Умеренные | Минимальные | Нулевые | Легкие | Опасные | Критические | ||
| Среда прямого воздействия | 7. Потребители | |||||||
| 8. Конкуренты | ||||||||
| 9. Поставщики | ||||||||
| 10. Состояние отрасли | ||||||||
| 11. Профсоюзы | ||||||||
| 12. Государственные организации | ||||||||
| 13. Местные органы управления |
На основе анализа данных табл. 4 в выводах необходимо указать:
- наиболее опасные угрозы и возможное их влияние на организацию;
- наиболее значимые для развития организации шансы внешней среды и возможности использования этих шансов для организации.
ГЛАВА 4. Оценка внутренней среды организации
Объем четвертой главы – 5–7 с.
Структура организации
Для осуществления необходимых бизнес-процессов требуется определенный состав подразделений организации, выполняющих определенные функции, и соответствующая организационная структура. Под структурой организации понимается состав подразделений организации, выполняемые ими задачи и связи между подразделениями. Структура дает общее представление о местонахождении каждого подразделения, человека в организации и их подчиненности. Структуру организации можно представить в виде схемы, на которой отображаются все подразделения организации с указанием иерархических (вертикальных) связей между ними, а также горизонтальных связей (связей согласования). Пример такой структуры представлен на рис. 2.
Для анализа и оценки такой структуры организации в курсовой работе необходимо выделить:
- основные подразделения организации, непосредственно связанные с производством продукта или услуги;
- вспомогательные подразделения, обеспечивающие работу основных подразделений структуры;
- обслуживающие хозяйства, занятые обеспечением функционирования организации в целом;
- подразделения системы управления организацией.

Рис. 2. Пример структуры организации
Таблица 5. Виды подразделений в составе оргструктуры
| Основные подразделения | Вспомогательные подразделения | Обслуживающие службы | Подразделения системы управления |
| Сборочный цех | Инструментальный цех | Транспортное хозяйство | Бухгалтерия |
На примере одного подразделения необходимо также описать 1-2 информационных потока в его деятельности, виды получаемой и передаваемой информации (письменная, устная, сетевая, программные продукты, с помощью которых происходит передача и обработка информации). Результаты оформить в виде таблицы (табл. 6).
Таблица 6. Информационный поток расчета численности персонала
| Информация на входе | Передатчик | Информация на выходе | Приемник | Вид информации |
| Ежедневный выход на работу | Цехи и службы | Среднесписочная численность за период | Бухгалтерия | – Бумажная; – Электронный носитель |
В результате анализа организационной структуры необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие задачи и функции выполняет структура организации?
- Недостатки информационных связей между подразделениями (отсутствие баз данных, локальных сетей, дублирование информации, перегруженность бумажными носителями, недостаточность электронных носителей информации и т. п.)?
- Какова иерархия управления организацией (количество уровней управления)?
- В чем достоинства и недостатки организационной структуры, ее соответствие целям организации?
- Тип организационной структуры (линейно-функциональная, дивизиональная, матричная)?