Вопросы лекции
1. Эволюция общей теории систем.
2. Система как модель общего характера.
3. Основные свойства системы.
4. Характеристики и параметры системы.
1.Эволюция общей теории систем.
Общая теория систем (ОТС) задумывалась и создавалась как междисциплинарная теория, предметом которой являются общие закономерности функционирования сложных, комплексных объектов (прежде всего, биологических и социальных), а также как общеметодологический и философско-мировоззренческий подход, призванный разрабатывать методологические рекомендации (и нормативы) процесса познания таких объектов. Многозначность понятия «общая теория систем» определяется широтой и размытостью в целом «культурного пространства системного движения», который Г.П.Щедровицкий представляет следующим образом (Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1981.М.,1981.с.195.):
- развитие и совершенствование уже существующих частных наук и областей инженерии и практики путем внедрения в них системных представлений, понятий и методов анализа (эти взгляды отражены, в частности, в работах Р.Л. Акоффа, Д.М. Гвишиани, Л.И. Евенко, А.А. Любищева);
- «общая теория систем», подобная существующим естественнонаучным теориям, таким как физика, химия, биология и т.д. (работы А.А. Богданова, М. Месаровича, М. Мако, И. Такахара, В.Н. Садовского, А.И. Уемова);
- «общая теория систем», подобная традиционным математикам вроде геометрии или алгебры (работы Л. Заде, Ч. Дезоера, Р. Калмана, П. Фалба, М. Арбиба);
- практическая методология или методика по типу таких дисциплин, как «исследование операций», «анализ принятия решений» и т.п. (Ф. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг, Л.И. Евенко, Э. Квейд, С. Оптнер).
|
Идеи создания общей теории систем пришли из биологии, в которой под воздействием концепций термодинамики вырабатывались «антиэнтропийные» идеи, рассматривающие организмы как открытые системы, которые или развиваются по своим собственным «законам»,или полностью определяются физическими законами. Их наблюдаемые антиэнтропийные характеристики проявляются в результате обмена веществом и энергией с внешней средой.
У истоков этого движения, оказавшего существенное влияние на восприятие системной методологии теорией менеджмента, стоял Л. фон Берталанфи, который был убежден, что организмы должны изучаться как комплекс взаимодействующих элементов. В своей работе «теория открытых систем в физике и биологии», вышедшей в 1950 году, он акцентировал внимание на различии открытых и закрытых систем.
Система считается закрытой, если ничто из окружающей среды в нее не проникает. Закрытая система подчиняется второму началу термодинамики, постепенно прекращая существование и достигая равновесия со средой, когда использованы все внутренние энергетические ресурсы.
Система считается открытой, если она активно обменивается веществом, энергией и информацией с внешней средой. Открытая система зависит от своей окружающей среды. Открытые системы могут временно «отменить» второе начало термодинамики и развиваться по направлению большей сложности и дифференциации. Организмы, например, могут поддержать себя в устойчивом положении, обмениваясь материей и энергией со своей окружающей средой. Открытые системы способны к саморегуляции путемадаптации к изменениям параметров среды, меняя, в свою очередь, собственные структуры и процессы. Открытые системы обладают свойством эквифинальности – способностью достигать будущих адаптивных состояний различными путями эволюции или проходя последовательно различные пути развития, достигая как бы заданные цели (телеология).
|
Работы Л.фон Берталанфи заложили основы для анализа и исследования эволюции сложных систем, поэтому он справедливо именуется отцом общей теории систем. Л. фон Берталанфи в своих исследованиях опирался на свойства биологических систем, однако был уверен, что полученные результаты могутиспользоваться и в других дисциплинах, в том числе и в социологии. Выявленные им закономерности относились к механизмам, регулирующим поведение широкого спектра открытых систем. Законы, которые он открывал, были законами, регулирующими системное поведение. Именно эти законы обеспечили возникновение общей теории систем и стали предметом ее исследований.
Л. фон Берталанфи был одним из основателей созданного в 1954 году Общества системных исследований (Society for General systems Research), которое ставило перед собой следующие исследовательские цели:
1). Исследовать изоморфизм концепций, законов и моделей в различных областях научного знания и разрабатывать методы их переноса из одной исследовательской области в другую.
2). Способствовать развитию системных теоретических моделей в тех областях знания, где в них испытывается недостаток.
|
3). Минимизировать дублирование теоретических усилий.
4). Продвинуться на пути единства науки.
Со второй половины 70-х годов методологический потенциал общей теории систем все чаще подвергался критике из-за расхождений между объявленными претенциозными целями и реальными скромными достижениями. Авторитет Общества системных исследований также упал и вскоре эта организация вовсе прекратила существование.
По мнению А. Рапопорта, «Основное значение общей теории систем состоит скорее в постановке новых проблем, чем в решении старых. Однако результаты, получаемые в ней, тем не менее, вполне реальны, так как формулирование новых проблем обычно приводит к разработке новых понятий и переключению интеллектуальных усилий на новые, иногда еще совсем не тронутые области исследования».
В определенном смысле ОТС является противоядием против дробления науки, порождаемого ее растущей специализацией, и против «истощения интеллектуального капитала», о котором предупреждал А.Н. Уайтхед в первой половине 20-го века.
Общая теория систем не исследует конкретные системы в физике, биологии, психологии, науковедении. Она преодолевает рамки специализации. Ее задача – построение обобщенных моделей систем. Эти модели формируются в особом системном языке, что позволяет применять формальные средства для описания их строения, структуры и т.п. В общей теории систем разрабатываются средства такого описания.
Общая теория систем, особенно в той расширительной трактовке, какую ей придавал Берталанфи в последние годы своей жизни, является не столько теорией в строгом смысле слова, сколько объединением ряда дисципли н, реализующих в совокупности методологические функции системного подхода.
2. Система как модель общего характера.
Системный подход стал признанным научным направлением лишь во второй половине 20-го века благодаря своей направленности на разработку специфических познавательных средств, отвечающих задачам управления, исследования и конструирования сложных объектов, представляет собой основу всей совокупности современных системных исследований и базируется на таких фундаментальных понятиях, как "система", "элемент", "структура".
Системный подход основан на применении теории систем (или общей теории систем), основных ее положений к решению сложных проблем, и с этой точки зрения ОТС, наряду с кибернетикой, служит теоретической базой системного подхода, системной методологии.
Общая теория систем представляет собой логико-математическую область исследований, задачей которой является формулирование и выведение общих принципов, применимых к "системам" вообще безотносительно к их конкретному виду, природе, составляющим элементам и отношениям (или связям) между ними. Так трактует общую теорию систем один из ее основоположников - Л. фон Берталанфи.
Основным понятием для ОТС является понятие системы. Существует множество различных его определений. Перед всяким определением, претендующим на уточнение содержания широко применяющегося в науке понятия, возникают две основные опасности. Одна опасность в противоречиях между определениями в узком смысле. Вторая опасность в том, определение системы может оказаться слишком широким. Таковы определения системы:
система как множество объектов, между которыми установлены некоторые отношения (С.Клини),
система как «множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами» (Холл А.Д,, Фейджин Р.Е.),
система как «множество конкретных объектов с определенными на нем предикатами (Крымский С.Б.) и т.д.
Понятие «система», будучи крайне широким, описывает одну из наиболее общих характеристик большого класса объектов, изучаемых различными дисциплинами. Отсюда, - междисциплинарный характер общей теории систем.
На любом множестве объектов имеют место какие-то отношения. Поэтому определения приведенного типа не дают возможность отличить систему от не-системы и выявить специфику системного метода.
Определение Л. Фон Берталанфи – «система есть совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» в большей степени характеризует систему в узком смысле слова,
Стремление уйти от широкого определения в сторону сужения его приводит к очевидному методу такого сужения: вместо отношения вообще берется какой-либо частный тип отношений, например, отношение взаимодействия (Берталанфи), взаимосвязи (Акофф Р.), порядка (Садовский В.Н.), отношение, сопоставляющее вход с выходом (Ланге О.), и т.д. Но в таком случае каждое из определений имеет дело лишь с особыми типами систем (исследуемых в той или иной сфере научной деятельности - биологии, математике, кибернетике и т.д.), т.е. оказываются слишком узкими.
Выход может быть найден в том случае, если системообразующий характер отношений связать не с тем, какого именно типа это отношение само по себе, а с той ролью, которую оно играет в определении системы. Особенностью «узких» определений является то, что для них прежде всего задается определенный тип отношений. Иными словами, фиксируется некоторое свойство, обладание которым делает отношение системообразующим. Любое отношение признается системообразующим именно потому, что оно обладает этими заранее фиксированными свойствами. Любые множества, на которых обнаруживаются именно отношения, имеющие эти свойства, признаются системами. Обобщение вышеупомянутых рассуждений приводит к следующему определению: система – это множество объектов, на котором реализуется отношение с заранее заданным свойством.
Истолкование системы как множеств а также имеет ряд методологических возражений. При формировании множества исходными являются элементы, определенные наборы которых и образуют те или иные множества. Первичным в системе является то, что она есть некоторое «целое, составленное из взаимодействующих (связанных) частей». Элементы не даны заранее для системы; они строятся (или выбираются) в процессе декомпозиции системы, причем каждая система допускает возможность ее различных декомпозиций.
Каждая декомпозиция системы представляет собой множество, но сама система не является множеством. Система не есть множество, но ее можно рассматривать как множество. Непосредственным выводом из такого подхода к пониманию системы является отнесение теоретико-множественной интерпретации системы ко «второму уровню ее исследования, когда установлено, какой способ разбиения на элементы выбрал исследователь для конкретной цели исследования».
Подход к пониманию системы, позволяющий связать между собой разные описания (разбиения) системы, является существенным шагом вперед по пути преодоления ограниченностей трактовок системы как множества и отношения. На его основе возможно формулирование в рамках системной метатеории обобщенной системной концепции.
Такая концепция базируется на принципах целостности и иерархичности, которые утверждают первичность системы как целого над ее элементами и принципиальную иерархическую организацию любой системы. К этим принципам необходимо добавить принцип множественности описания любой системы: для получения адекватного знания о системе требуется построение некоторого класса ее описаний, каждое их которых способно охватить лишь определенные аспекты целостности и иерархичности данной системы. Этот принцип, по сути дела, является следствием принципиальной относительности любого описания системы (Садовский В.Н.).
«В многочисленных специализированных теориях систем, а также в некоторых вариантах построения ОТС система определяется как отношение. (Так, по М. Месаровичу – система является отношением, определенным на множествах значений атрибутов рассматриваемых объектов). Не менее распространено и понимание системы как множества (элементов, компонентов, частей, действий, операций, функций и т.д.), на которое накладываются определенные ограничения.
Но термин отношение в рамках математики определяется как некоторое множество. И, следовательно, единственное различие этих двух определений понятия «система» состоит в том, включать или не включать в систему само исходное множество, на котором вводятся отношения, связи и т.д. Поэтому можно говорить о единой теоретико-множественной трактовке понятия «система», которая получила наиболее широкое распространение.
Труднее провести различие между понятиями системы и множества для менее организованных, слабо структурированных объектов. Учитывая трудности четкого разграничения понятий множества и системы, А.А. Малиновский предлагает не требовать, чтобы система по своим проявлениям обязательно отличалась от простой суммы составляющих ее элементов. При низовом уровне организации система по своим свойствам может приближаться к сумме своих частей.
Еще два определения системы, поясняющие суть этого понятия.
Системой является любой объект, имеющий какие-то свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении (Уемов.А.И. Системный подход и общая теория систем. М.,1972.).
Система – обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия (Данилов-Данильян В.И., Рывкин А.А. Моделирование: системно-методологический аспект//Системные исследования 1982.М.,1982. С.182-209.).
Обилие определений системы значительно затрудняет сравнительный анализ этих базовых понятий. Особенным успехом у специалистов по теории систем пользуется афористичный тезис Б.Гейнса: «Системой является все, что мы хотим различать как систему». Гейнс приводит также другую редакцию этого определения: «системой является то, что различается как система». По мнению Гейнса, система характеризуется тем, что позволяет различать, что принадлежит ей, а что нет, и описывать взаимодействие с окружающей средой. То есть определяются входы и выходы системы и указывается, как повлияют на выходы системы те или иные воздействия на входах (25. Gaines B. General Systems Research: Quo Vadis// General Systems Yearbook. 1979/ Vol.24. P.1-9с.).
Понятию «система» отводится самое верхнее место в иерархии понятий. Слабость и в то же время главное достоинство этого понятия в том, что его никак нельзя дополнительно охарактеризовать. Данное определение подчеркивает очень важные свойства системы, но все-таки не разрешает проблему соотношения понятий множества и системы.
3. Основные свойства систем.
Расширительная трактовка понятия система включает несколько требований (свойств), которым должен удовлетворять объект, называющийся системой. В более развернутом виде эти требования сформулировал М.Г. Гаазе-Рапопорт. Он называет системой объект, удовлетворяющий четырем требованиям (свойствам):
(1) – целостность. Системой называют некоторый объект изучения, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое. Любое образование, любое множество объектов может быть названо (и будет являться) системой, если его рассмотрение как целого оправдано с какой-либо точки зрения и может помочь исследователю ответить на поставленный вопрос, решить сформулированную задачу;
(2) - наличие некоторой характеристики, цели, критерия качества, которые определяют существование объекта как системы. Изменение критерия качества, точки зрения исследователя, его цели, задачи исследования превращает один и тот же объект в различные системы. Так, человек может рассматриваться и как психологическая система, и как биологическая система, и как система управления и как элемент (звено) системы управления, и во многих других аспектах, при этом исследователя будут интересовать различные характеристики этого объекта, его свойства, отношения, в которые он вступает, его взаимодействия с окружающей средой;
(3) - система должна быть частью, подсистемой некоторой большей системы, входить в некоторую другую систему (метасистему). При этом для существования данной системы необходимо, чтобы была, по крайней мере, одна система, содержащая ее как часть. При этом система может одновременно являться подсистемой нескольких разных систем;
(4) - Необходимо, чтобы объект, рассматриваемый как система, разбивался бы на части, содержал в себе подсистемы. Это требование практически всегда выполняется. В ряде случаев человек - исследователь может и не знать, на какие более мелкие системы сможет быть разбита подсистема рассматриваемой системы, но он должен быть уверен в потенциальной возможности такой декомпозиции.
Перечисленные четыре требования представляют собой достаточные условия для определения понятия «система» в самом общем смысле слова. Практически все реально используемые понятия системы удовлетворяют сформулированным выше требованиям. Следует отметить, что понятие "система" содержательно более богатое, чем "структура", "функция" и даже "целостность". Принято считать, что "система" является моделью общего характера, т.е. концептуальным аналогом некоторых, универсальных свойств наблюдаемых (исследуемых) объектов.
Целостность. Научное познание всегда стремилось давать целостную, внутренне завершенную картину объекта изучения. Но при этом целостность выступала в качестве феноменологической установки, т.е. установки на целостность описания, а не объяснения объекта изучения. В системных исследованиях целостность играет в большей степени роль методологической установки. Иными словами, целостность рассматривается не как скрытая в объекте сущность, а как определяемый спецификой этого объекта и конкретной исследовательской задачей принцип, который дает соответствующую программу исследований. Таким образом, методологическая функция принципа целостности состоит в том, что он постоянно ориентирует на подход к предмету исследования как к принципиально незамкнутому, допускающему расширение и восполнение за счет привлечения к анализу новых типов связей и элементов.
При системных исследованиях, "материал", в котором воплощается целостность объекта, - это прежде всего его внутренние и внешние связи. Именно на них строятся функциональная организация объекта и система его взаимодействия со средой, с механизмами управления и развития объекта. Целостность объекта системных исследований характеризуется достаточно четким и резким определением границ объекта, что служит основанием для отделения объекта от среды и разграничения его внутренних и внешних связей, а так же помогает выявлению и анализу системообразующих связей и способа их реализации.
Пространственные границы системы часто оказываются нечеткими, размытыми. В предельном случае все границы можно определить в большей степени как динамические, чем пространственные. В связи с этим объект, или система, может быть охарактеризован только через свои связи в широком смысле слова, т.е. через взаимодействие составляющих элементов. Часть и целое представляют собой философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Упомянутая выше связь выступает как целое, а предметы - в качестве его частей.
По мнению В.Н. Садовского, «для любой исследуемой системы минимально требуется три разных уровня ее описания:
1) с точки зрения присущих ее целостных свойств;
2) с точки зрения ее внутреннего строения и «вклада» ее компонентов в формирование целостных свойств системы;
3) с точки зрения понимания данной системы как подсистемы более широкой системы».
Число уровней описания системы обычно больше. Не только каждый из названных уровней описания системы может дифференцироваться (например, анализируя внутреннее строение системы, можно опускаться на разную глубину, подвергая дальнейшей декомпозиции те ее элементы, которые при другом описании принимаются за далее неделимые, и т.д.), но и для каждого данного уровня, учитывая принципиальную относительность любого системного описания, могут быть построены разные описания системы.
Как следует из приведенного выше определения, система представляет собой множество с некоторыми дополнительными характеристиками. Математическое понятие множества является первичным. Когда говорят, что множество есть набор или совокупность, то просто поясняют смысл понятия с помощью синонимов.
Понятие элемента так же первично, как и понятие множества, хотя один и тот же объект может быть множеством и в то же время рассматриваться как элемент другого множества. Это же относится к понятию «система».
Этимологически слово «система» есть греческий эквивалент латинского «композиция». Следовательно, понятие «система» предполагает одновременное наличие нескольких компонент, частей, подсистем.
В отличие от множества система не является простым набором независимых элементов. Термин «система» предполагает взаимодействие составляющих элементов, причем система как целое обладает свойствами, отсутствующими у ее составных частей. (Пример, поясняющий понятие «система». Речь идет о строительстве арки из специально обтесанных камней. Обтесанные камни помещают один возле другого. Как только вставлен замыкающий арку центральный камень, появляется структура и множество камней становится системой, приобретает благодаря возможности элементов взаимодействовать друг с другом статическую способность поддерживать себя и посторонние грузы. Возможность поддерживать груз не является свойством каждого камня или всей кучи камней, это свойство появляется после того, как камни начинают взаимодействовать в определенном порядке). Чем выше организованнос ть системы, тем легче отличить ее от множества.
В работах Р. Акоффа система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается роль, назначение, «миссия» системы. По Акоффу, система состоит из двух или более существенных частей, т.е. частей, без которых она не может выполнять свои функции. Другими словами, система является целым, которое нельзя разделить на независимые части. Иными словами, система - это совокупность из двух и более элементов, отвечающая следующим трем условиям.
1. Поведение каждого элемента влияет на поведение целого. Возьмем, например, систему, вероятно, наиболее знакомую человеку, - человеческий организм. Каждая из его частей – сердце, легкие, желудок – влияет на работу целого.
2. Поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы. Это условие предписывает, чтобы поведение каждого элемента и его влияние на целое, зависели от поведения, по меньшей мере, одного элемента. Ни один элемент не должен воздействовать на систему как целое независимо. В человеческом организме, например, поведение сердца и его воздействие на тело зависят от поведения легких, мозга, и других частей.
3. Если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо. Другими словами, элементы системы связаны между собой таким образом, что независимые подгруппы их не могут возникнуть.
Следовательно, система – это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части. Отсюда вытекают два наиболее важных его свойства:
- каждая част ь системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы,
- каждая система обладает такими существенными качествами, которые отсутствуют у ее частей.
Существенные свойства системы, взятой как целое, вытекают из взаимодействия ее частей, а не из их действий, взятых в отдельности. Поэтому, когда система разделена, она теряет свои сущностные свойства. По данной причине и это главное - система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа. Чтобы понять это поведение и свойства системы, требуется не анализ, а иной метод.
Еще одно важное свойство системы - наличие цели. С этим свойством непосредственно связан принцип множественности описаний системы. Суть принципа множественности описаний в том, что для получения адекватного знания о системе требуется построение некоторого класса ее описаний, каждое из которых способно охватить лишь определенные аспекты целостности и иерархичности данной системы. Каждое из описаний системы соответствует определенной цели "использования" системы, определенному ее назначению. С другой стороны, принцип "множественности" является следствием принципиальной относительности любого описания системы. Фактически любое описание системы (реального объекта) представляет собой модель системы, а любая модель и относительна, и не является полным описанием объекта - системы.
Качество модели или описания системы во многом определяет конечный результат исследования или решения прикладной задачи. Но системный характер современных теоретических моделей, выражающийся в том, что они (модели) фиксируют все основные моменты, отражающие принцип целостности, и обеспечивает моделированию подобающее место в прикладных аспектах системного анализа. Известны три типа систем, в названиях которых отражено их целевое назначение. К ним относятся системы стабилизации, поисковые и целеустремленные системы.
Системы "стабилизации" (гомеостаза) характеризуются устойчивостью своего состояния и их основным назначением является поддержание этой устойчивости. Управление, по существу, и означает, что система, которая не является асимптотически устойчивой, делается таковой путем введения соответствующего противодействия, нейтрализующего нарушение устойчивости в системе.
Поисковые системы - системы, которые ищут некоторое будущее состояние, отсутствующее в настоящее время. Так, система образования стремится дать студентам образование и подготовку, которые потребуются им в их последующей жизни, и эта система не пытается поддерживать уровень знаний в состоянии, достигнутом к настоящему моменту.
Целеустремленные системы. Это системы, которые сами устанавливают собственные цели функционирования, и организуют свою деятельность по достижению этих целей. К системам данного типа относятся организованные и органические системы (организации и организмы).
Системы, которые обычно имеют свои цели, это организмы и организации. Однако части организма (например, сердце, легкие, мозг) не имеют собственных целей, а части организаций – имеют. Поэтому, когда рассматривают организации, следует анализировать три уровня целей: цели системы, ее частей и системы более высокого порядка, частью которой является данная организация.
Обобщенная системная концепция базируется на принципах целостности и иерархичности, утверждающих первичность системы как целого над ее элементами и принципиальную иерархическую организацию любой системы. Поскольку система обладает свойством иерархичности (по определению), то элементом системы является подсистема. И только подсистема низшего уровня (уровня, на котором подсистема уже неделима) является собственно элементом. С другой стороны, систему можно рассматривать как подсистему большей системы (системы более высокого уровня). Следовательно, в системе можно выделить внутренние связи между ее подсистемами и связи внешние, устанавливаемые ею с другими системами той большой системы, в которую она входит. Например, если факультет ВУЗа рассматривать как систему, то подсистемами последней являются кафедры, и в то же время сам факультет наряду с другими факультетами является подсистемой учебного заведения.
Если внутренние связи в системе в некотором смысле "сильнее" внешних, то система может существовать как таковая и являться подсистемой большей системы. Если же внутренние связи ослабевают и увеличивается сила или число внешних связей с отдельными элементами (подсистемами данной системы), то целостность нарушается, и система в рамках большей системы перестает существовать как целое.
Внутренняя среда системы и ее атрибуты. И в кибернетике, и в ОТС объектом рассмотрения являются системы и постоянно подчеркивается системность самого предмета. Изучаются лишь наиболее общие свойства рассматриваемых систем и по возможности отвлекаются от существа упомянутых систем. Основными объектами рассмотрения являются структуры и функции систем.
4. Характеристики и параметры систем.
Для познания или исследования системы в равной степени необходимы не только элементы, но и связи, или отношения между ними. Традиционные науки мало приспособлены заниматься отношениями или связями в системах. В подобных вопросах приоритет за ОТС. Системообразующий характер отношения проявляется не в том, какого именно типа это отношение само по себе, а в том, какую роль это отношение играет в определении системы. Любое отношение признается системообразующим именно потому, что оно обладает этими заранее фиксированными свойствами. И, соответственно, любые множества (элементов), на которых обнаруживаются именно отношения с данными свойствами признаются системами.
Обычно исходят из того, что дано множество, затем на нем определяют отношение. Возможен и иной путь - от свойства к отношению, обладающим этим свойством, и затем - к объектам, на которых это отношение может быть интерпретировано. В последнем случае обобщенное определение системы выглядит следующим образом: «Система - это множество объектов, на котором реализуется отношение с заданным свойством».
Отношения могут быть определены как гипотетические правила, в соответствии с которыми элементы (или символические объекты) связаны между собой. Правила-отношения могут быть самыми разнообразными, например - отношения взаимодействия; отношения взаимосвязи; отношения порядк а; ф ункци и; отношения, сопоставляющие вход с выходом и др. Отношения взаимодействия наиболее характерны для целеустремленных систем.
Для организационных систем один из типов отношений, а именно - функция, имеет принципиальное значение, поскольку отношени е – функци я выражает внешнее проявление свойств отдельных элементов системы, характеризует их деятельность, обязанность, работу. Именно функциональные возможности системы определяют успешность ее воздействия на внешнюю среду, т.е. успешность решения проблем. Отношение порядка в некотором смысле ассоциируется с собственно организацией. В узком смысле отношение порядка определяет упорядоченность элементов множества в соответствии с тем или иным признаком. Иногда отношение порядка называют правилом предшествования.
Понятие функции системы или ее элементов кажется интуитивно ясным и прозрачным, однако критически мыслящие ученые заметили, что очевидное для простейших механических систем может оказаться неверным для больших сложно организованных систем. Ибо наряду с явными функциями могут существовать неявные, латентные функции. Более того, один и тот же элемент системы может выполнять как полезные для системы функции, так и дисфункции, негативно влияющие на ее функционирование.
Предпосылкой к взаимодействию целеустремленных систем является способность: ощущать, воспринимать, наблюдать и запоминать однотипные явления в общем окружении. Минимальным уровнем межсистемного поведения является общение, на основе которого и выделяют такие виды взаимодействия между целеустремленными системами как сотрудничество, соперничество, конфликт.
При рассмотрении различных типов социальных взаимодействий выделяют: системные, межсистемные и внесистемные взаимодействия.
1). Системные взаимодействия осуществляются по правилам, принятым в данной социальной системе. Именно для изучения таких взаимодействий наиболее целесообразно использовать системный анализ.
2). Межсистемные взаимодействия, которые могут вести к ухудшению функционирования системы и даже к ее разрушению (гибели системы), чаще всего возникают в процессе борьбы двух или более систем за перераспределение ресурсов. Формально две конкурирующие между собой системы можно рассматривать как одну, но степень целостности и организованности такой системы весьма низка.
3). К внесистемным социальным взаимодействиям можно отнести неформальные отношения, возникающие между отдельными элементами данной системы, которые образуют социальную сеть, не предусмотренную правилами системы. Часто социальные сети охватывают членов разных социальных систем. Рассматривать социальную сеть как систему, конечно, можно. Но такая система является слишком изменчивой и слабоструктурированной. Поведение элементов в социальных системах подчиняется, как правило, законам самоорганизации, а не организации.
Понятие связь не равнозначно понятию отношени е. Связь принято трактовать более широко, а именно, как то, что представимо через отношения, через определенный набор отношений с их соответствующими содержательными характеристиками. Чаще всего, связь и представляют через отношения, т.е. отождествляют связь с отношениями. В рамках последнего утверждения можно выделить следующие типы связей элементов систем: прямые (или последовательные) связи и косвенные связи. Прямые связи подразделяются на непосредственные и опосредованные. Косвенные связи включают: связь, обратную последовательной, параллельную и обратную параллельной. Если прямая связь определяется естественным образом при "просмотре" элементов слева направо, то косвенную связь определяют, как связь между элементами, у которых отсутствует прямая связь.
Целый ряд понятий ОТС относится к описанию динамики систем. Основные определения, относящиеся к динамике систем:
- поведение (функционирование) системы – это ее действие во времени. Изменение структуры системы во времени можно рассматривать как эволюцию системы;
- цель системы – предпочтительное для нее состояние или конечный результат;
- целенаправленное поведение – стремление достичь цели;
- обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.
Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет – отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к неустойчивым состояниям, тогда как отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы. С помощью отрицательных обратных связей органические системы поддерживают свою жизнедеятельность. (Например, тяжелая физическая работа уменьшает количество кислорода в крови человека. Однако учащенное дыхание увеличивает приток кислорода к легким, что ведет к пополнению запаса кислорода в крови.).
В качестве примера положительной обратной связи можно привести проблему инфляционных ожиданий. Рост