Контролировать содержание всех веществ в атмосфере невозможно по экономическим причинам и целесообразности. Существуют критерии выбора вредных веществ, подлежащих контролю, и правила определения очередности организации контроля, которые основываются на составлении приоритетного списка контроля вредных веществ.
Принцип выбора веществ, включаемых в приоритетный список, основан на использовании двух комплексных показателей состояния загрязнения атмосферы.
Первый параметр – требуемое потребление воздуха (ТПВ, тыс.т/год/мг/м3). Это объем воздуха, необходимый для разбавления i-того вещества в количестве Мi (тыс.т/год) до уровня концентрации, равной ПДКнм[1].
В связи с наличием двух нормативов качества атмосферного воздуха населенных мест (ПДКсс и ПДКмр) в Рекомендациях указаны две величины ТПВ: ТПВ1 – среднесуточный норматив и ТПВ2 – максимально разовый. Определяются они следующими выражениями:
ТПВ1 = Мi / ПДКсс (1.1)
ТПВ2 = Мi / ПДКмр (1.2)
Второй параметр – величина реального потребления воздуха (РПВ). Она характеризует объем воздуха, который обеспечивает разбавление выбросов i-того вещества в количестве Мi (тыс. т/год) до уровня концентрации qi, наблюдаемой в данном месте. Используют также две величины показателя РПВ: РПВ1, рассчитываемый с учетом среднего уровня концентрации примеси, и РПВ2, рассчитываемый с учетом максимального уровня концентрации примеси:
РПВ1 = Мi / qср (1.3)
РПВ2 = Мi / qмакс (1.4)
Установлено, что показатель РПВ зависит от рассеивающей способности атмосферы (характеризуется специальным параметром загрязнения атмосферы (ПЗА), от территории города или анализируемой зоны (L) и параметров источников выбросов в городе (анализируемой зоне).
|
Способ выбора примесей для контроля их содержания в атмосфере данного населенного пункта основан на сравнении соответствующих значений Требуемого ПВ и Реального ПВ. При этом определяется, будет ли оцениваемая средняя или максимальная концентрация вредного вещества при заданных выбросах превышать соответствующие значения ПДКсс или ПДКмр.
Если ТПВ ³ РПВ, (1.5)
т.е. Мi / ПДКнм i ³ Мi / qi, (1.6)
тогда qi ³ ПДКнм i, (1.7)
т.е. оцениваемая концентрация примеси будет равна или превысит ПДКнм, и i-тую примесь следует включить в список веществ, которые необходимо контролировать.
Определение перечня вредных примесей, подлежащих контролю, осуществляют путем составления 2-х списков:
1-й список - с учетом среднесуточного загрязнения атмосферы: графический метод или расчет ТПВ1 для каждого вещества;
2-й список – с учетом максимально возможного загрязнения атмосферы: расчет ТПВ2 для каждого вещества.
Для составления 1-го списка и выявления необходимости наблюдений за i -й примесью с использованием ПВс.с может быть использован графический и теоретический метод.
Графический. На рисунке 1 показано семейство прямых линий, соответствующих q =ПДКс.с. Суть метода заключается в том, что по заданным значениям Mi, потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА) и характерного размера города Lj (определяемого условно как радиус круга площадью Sj, соответствующей площади города, т.е. Lj =√Si/π), определяется местоположение точки по отношению к расчетной прямой qi = ПДКс.с.i. Значение потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА) для рассматриваемой территории определяется по таблице 1 и рисунке 2.
|
Если точка попадает в область выше прямой или на прямую, то это означает, что ожидаемая средняя концентрация i-й примеси будет превышать санитарно-гигиеническую норму (ПДКс.с) или будет равна ей и, следовательно, i-ю примесь необходимо контролировать. Если точка ложится ниже прямой, то контролировать i-ю примесь не следует. Данный метод следует применять для оценки необходимости включения в исследования примеси по основным показателям: пыль, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота.
Рисунок 1. Зависимость между суммарными выбросами M, характерным размером города L и средней концентрацией примеси q = ПДКcc
Таблица 1. Районирование территории по природному потенциалу загрязнения атмосферы(по РД 52.04.667-2005)
Зона | Географические районы | Приземные инверсии | Повторяемость, % | Продол-житель-ность туманов, час | Высота слоя перемешива-ния, км | ПЗА | |||
повторя-емость, % | мощность, км | интенсив-ность, 0С | скорость ветра, м/с | штиль | |||||
I | Северо-западная часть ЕТР | 20-30 | 0,3-0,4 | 2-3 | 10-20 | 5-10 | 0,7-0,8 | 80-350 | низкий 2,1-2,5 |
II | Центральная, юго-западная, северо-восточная части ЕТР | 30-40 | 0,4-0,5 | 3-5 | 20-30 | 7-12 | 0,8-1,0 | 100-550 | умеренный 2,6-2,9 |
IIIа | Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, часть Урала и Западной Сибири | 30-45 | 0,3-0,6 | 2-6 | 20-40 | 8-18 | 0,7-1,0 | 100-600 | повышенный (континентальный) 3,0-3,3 |
IIIб | Приморский район | 30-45 | 0,3-0,6 | 2-6 | 20-40 | 8-18 | 0,7-1,0 | 100-600 | повышенный (приморский) 3,0-3,3 |
IV | Южные районы Урала и Кавказа | 40-50 | 0,3-0,7 | 3-6 | 30-60 | 10-30 | 0,7-1,6 | 50-200 | высокий 3,4-3,6 |
V | Южные и горные районы Восточной Сибири | 40-60 | 0,3-0,9 | 3-10 | 50-70 | 20-45 | 0,8-1,6 | 10-600 | очень высокий 3,7-4,0 |
Рисунок 2. Карта-схема районирования территории по природному потенциалу загрязнения атмосферы
|
Теоретический метод: Это упрощенный способ, используемый в случае наличия в анализируемой зоне (городе) одного или нескольких источников выброса, расположенных локально, т.е. расстояние L,, на котором можно ожидать наибольшего значения qi, принимается равным 2 км. Таким образом метод может быть использован для целесообразности включения специфических примесей.
В данном методе вместо номограмм для определения целесообразности контроля можно пользоваться следующими зависимостями:
a) при значении ПЗА = 2,1-3,0, принимается суммарный выброс i-ой примеси (Мi) ³ 200 ПДКссi, т.е. Мi/ПДКссi ³ 200, и следовательно, можно принять реальное потребление воздуха (РПВ1) = 200;
b) при значении ПЗА > 3,0, принимается суммарный выброс i-ой примеси (Мi) ³ 100 ПДКссi, т.е. Мi/ПДКссi ³ 100, и следовательно, можно принять реальное потребление воздуха (РПВ1) = 100.
Таким образом, для каждой примеси рассчитывается величина требуемого потребления воздуха (ТПВ1) по формуле (1.1) и сравнивается с РПВ1 для заданного региона. В случае выполнения неравенства (1.5) примесь подлежит контролю (ставят знак «+»), если не выполняется, то не подлежит контролю (ставят знак «–»).
После отбора примесей, подлежащих контролю, определяется очередность организации контроля. Для этого по рассчитанному параметру требуемого потребления воздуха (ТПВ1) по формуле (1.1) составляется ряд ТПВ1 1 > ТПВ1 2 > ТПВ1 3 >.... Первой в список контролируемых примесей войдет примесь с наибольшим значением ТПВ (ТПВ1 1под номером 1), второй - примесь со следующим значением ТПВ1 и т.д.
Таким образом составляется первый предварительный список примесей в порядке 1, 2, 3,.… Если несколько примесей имеют одинаковые значения ТПВ1, то сначала записывается примесь класса опасности 1, затем 2, 3 и 4.
Далее приступают к составлению 2-го предварительного списка (с учетом максимально возможного загрязнения атмосферы: расчет ТПВ2 для каждого вещества).
Для этого для каждой примеси рассчитывается значение реального потребления воздуха РТП2 по формуле (1.2). Полученное значение сравнивается со значением РПВ2 для наиболее часто встречающихся неблагоприятных метеорологических условий рассеяния (таблица 2), с учетом высоты источников (Н), разницей температур ГВС и воздуха (DТ), коэффициента рассеивания, соответствующего неблагоприятным метеорологическим условиям (А).
Таблица2. Параметр РПВ2 (тыс.т/год/мг/м3) при различных условий выбросов
А | V, м3/с | Н, м | V, м3/с | Н, м | ||||
Низкие и холодные выбросы (DТ<50) | Высокие и горячие выбросы (DТ≥50) | |||||||
0,6 | 3,6 | 14,2 | 3,5 | 14,0 | 87,7 | |||
0,4 | 2,7 | 10,7 | 2,6 | 10,5 | 65,6 | |||
0,3 | 2,1 | 8,5 | 2,1 | 8,4 | 52,4 | |||
0,3 | 1,8 | 7,1 | 1,8 | 7,0 | 43,7 |
Если значение ТПВ2 просчитанное по формуле (1.2) больше величины РПВ2 выбранной по табл.1, то примесь подлежит контролю, очередность контроля определяется аналогично определению очередности по первому предварительному списку.
Окончательный приоритетный список составляется по сумме мест в предварительных списках, составленных по значениям ТПВ1 и ТПВ2. Вещества подлежат контролю и учитываются в распределении мест по ТПВ1 и ТПВ2, если имеют хотя бы один знак «+» (т.е. вещества имеющие два минуса не превышают нормативных уровней и, следовательно, не подлежат контролю и не входят в приоритетный список). При этом примеси для которых нет ПДКм.р, включаются в список по удвоенному номеру места, полученного по значению ТПВ1. Если несколько примесей имеют одинаковые номера мест в окончательном списке, то очередность этих примесей устанавливается по классу опасности веществ. В первую очередь записываются примеси классов опасности 1 и 2.