ПОНЯТИЕ ГРАФА И БЛОК-СХЕМЫ. ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ.




Лабораторная работа № 6.

Составление линейных алгоритмов решения задач.

Цель работы: освоить навыки решения типовых задач на составление алгоритмов с использованием линейных.

Ход работы:

Задача 1. По кулинарному рецепту приготовления орехового напитка составить словесный алгоритм:

орехи истолочь в деревянной ступке, растворить в горячем молоке, затем варить 10 минут на слабом огне, подавать охлажденным.

Продукты: 250 г очищенных грецких орехов, 0,8 л молока, 120 г сахара.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

Задача 2. Составьте блок-схему алгоритма, который по двум заданным вещественным числам вычисляет коэффициенты приведенного квадратного уравнения, корнями которого являются эти числа (рис.1).

 

Задача 3. Дано а. Не используя никаких функций и операций, кроме умножения, получить а8 за три операции. Заполните шаблон, используя таблицу значений при а = 2 (рис.2).

Шаг алгоритма Аргумент Промежуточные величины Результат Пояснения
a b c y
           
           
           
           
          Вывод
          Конец

Задача 4. Составьте словесный алгоритм деления отрезка пополам с помощью циркуля и линейки.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

 

Задача 5. Дана длина ребра куба. Составьте блок-схему алгоритма нахождения площади грани, площади полной поверхности и объема этого куба (рис.3).

 

Рис.2
Рис.1

 

Задача 6. Найти произведение цифр заданного четырёхзначного числа n. Заполните шаблон, используя таблицу значений при n=8341 (рис.4)

 

Шаг алгоритма Аргумент Промежуточные величины Результат Пояснения
  n m a b c d p  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                Вывод 96
                Конец

Рис.3
Рис.4

Контрольные вопросы: ОПР. Линейного и ветвящегося алгоритма.

 

Порядок выполнения отчета по лабораторной работе.

1. Выполнить 6 заданий лабораторной работы (воспользоваться теоретическим материалом)

Отразить выполнение лабораторной работы в отчете

3. Фото или отсканированный написанный отчет прислать на эл. почту Lena_Danukova@Mail.ruили в контакте (вступить в сообщество Математика и Информатика на страничке Шарафутдиновой Е.М. по ссылке https://vk.com/public193953220).

4. Подготовить устно ответы на вопросы для защиты Л.р. по контр.вопросам

Основные теоретические положения

ПОНЯТИЕ ГРАФА И БЛОК-СХЕМЫ. ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ.

Граф – это средство для наглядного представления состава и структуры системы (Пр: Структура молекулы водорода).

Вершины графа – Это компоненты системы изображаемые кругами, овалами, прямоугольниками и пр.

Дуги – это направленные линии (стрелки), связывающие компоненты между собой определенным образом.

Ребра – это ненаправленные линии, связывающие компоненты между собой определенным образом.

Дерево – это граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами. В таком графе нет связанных по замкнутой линии вершин. Каждая вершина связана только с верхней и не связана больше ни с чем.

Сеть – это граф, в котором вершины связаны между собой по принципу «многие ко многим».

Блок-схема – это граф, отображающий последовательность выполнения действий. Его вершины отображают отдельные действия и изображаются определенными геометрическими фигурами, а связи изображаются дугами.

Геометрические фигуры, которые используются для обозначения вершин, следующие:

ОВАЛ - начало и конец последовательности действий; ПАРАЛЛЕЛОГРАММ - исходные данные и результат. ПРЯМОУГОЛЬНИК - действия; РОМБ -условие (вопрос, на который можно ответить только «Да» или «Нет»)

2. Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно, без пропусков и повторений. Такую алгоритмическую структуру иногда называют «следование». Структура такого алгоритма выглядит следующим образом (рис.1).

Действие  

                   
   
 
 
   
 
   
 
 
 
   
 
     
 

 

 


Рис.1

Рис.2

Линейный алгоритм решения имеют простейшие задачи, таким будет, например, алгоритм вычислений по самым простым формулам, не имеющим ограничений на значения входящих в неё переменных.

В качестве примера можно рассмотреть задачу вычисления площади круга S при заданном значении радиуса R. Блок-схема данного алгоритма будет выглядеть следующим образом (рис.2).

Если данный алгоритм записать в словесной форме, то получим:

1) Прочесть значение R;

2) Умножить значение на R на 3,14;

3) Умножить результат на значение R;

4) Сохранить полученный на предыдущем шаге результат как значение S.

3.Величины в алгоритмах. Чаще всего алгоритмы предполагают обработку некоторых величин. При разработке алгоритма данные можно разбить по смыслу на входные – аргументы, выходные – результаты и промежуточные. Исходные (входные) – это данные, известные перед выполнением задачи. Выходные данные – результат решения задачи. Переменные, которые не являются ни аргументом, ни результатом алгоритма, а используются только для обозначения вычисляемого промежуточного значения, называются промежуточными. Чаще всего требуется указать имена и типы данных – целый, вещественный, логический и символьный.

Таким образом, с понятием величины связаны следующие характеристики (атрибуты).

- имя – это её обозначение и место в памяти;

- тип – множество допустимых значений и множество применимых операций к ней, объем занимаемой памяти и способ представления в памяти ЭВМ;

- значение – динамическая характеристика, может меняться многократно в ходе исполнения алгоритма. Во время

выполнения алгоритма в каждый конкретный момент величина имеет какое-то значение или не определена.

Постоянной называется величина, значение которой не изменяется (и не может быть изменено в принципе) в процессе исполнения алгоритма, а остается одним и тем же, указанным в тексте алгоритма.

Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. Для того чтобы переменная величина могла определить или изменить свое значение, новое значение должно быть ей присвоено.

4.Команды присваивания. Оператор присваивания – один из самых простых и наиболее часто используемых операторов в любом языке программирования. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной. В общем виде оператор присваивания можно записать так: <имя переменной>:= <выражение>.

Оператор выполняется следующим образом. Вычисляется выражение в правой части команды присваивания. После этого переменная, указанная в левой части, получает вычисленное значение. При этом тип выражения должен быть совместим по присваиванию с типом переменной, а значения всех переменных, входящих в выражение были определены. Часто в программировании используется такая операция присваивания, когда слева и справа используется одна и та же переменная, например, i:=i+1. Заметим, что с точки зрения математики такое выражение просто бессмысленно, т.к. является тождественно ложным. Однако с точки зрения программирования такая запись означает, что сначала должна быть выполнена операция сложения (i+1), а затем полученная сумма присвоена переменной i в качестве её нового значения. При этом старое значение пропадает, «стирается». После выполнения этой операции переменная i будет иметь значение на единицу больше, чем перед её выполнением.

Свойства операции присваивания: 1) пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной; 2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной этого значения; 3) новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: