ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД




ПОНЯТИЕ О ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Л.С.Выготский ввел представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном.

Стабильный (т.е.устойчивый) период характеризуется гармо­нией между средой и отношением ребенка к ней. В стабильные возрасты развитие совершается за счет микроскопических измене­ний личности ребенка. Эти изменения накапливаются до опреде­ленного предела, затем скачкообразно обнаруживают себя в виде какого-либо возрастного новообразования, которое означает, что произошли изменения в структуре личности. Это приводит к нару­шению гармонии между ребенком и окружающей его действитель­ностью (ведь ребенок уже другой, т.к. изменилась структура его личности). Возникает противоречие, которое необходимо разре­шить. И это разрешение противоречия происходит в критические периоды.

В критические возрасты развитие ребенка принимает бурный, стремительный характер. И изменения, которые возникают в этот период, не сохраняются в своем первоначальном виде, т.к. они неустойчивые (образовались в относительно короткий промежуток времени),поэтому они либо поглощаются уже имеющимися новообра­зованиями, либо изменяются под их влиянием, либо совсем исче­зают. Ребенок в эти периоды изменяется весь целиком, и эти из­менения уже не латентны, а заметны всем окружающим. В эти пе­риоды прогрессивное развитие как бы временно приостанавлива­ется, ребенок теряет кое-что из ранее приобретенного.

Причиной кризиса является неудовлетворение новых потреб­ностей ребенка в рамках старой социальной ситуации развития (это особые, специфические, единственные и неповторимые для каждого возраста отношения ребенка со значимым окружением).

Внешним симптомом возрастного кризиса ребенка является трудновоспитуемость, которая чаще всего проявляется в искажен­ных формах поведения, однако сутью кризиса является единство созидания и разрушения, непрерывности и прерывности в развитии.

В работах Л.С.Выготского описаны следующие возрастные кризисы детства:

1. Кризис новорожденности. Центральным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь. Жизнь ребенка ста­новится отделенной от материнского организма, она вплетена в социальную жизнь окружающих, т.е. она индивидуальна. При этом эта жизнь является психической, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих его людей.

2. Кризис одного года. Это переходный период между мла­денчеством и ранним детством. Он связан со всплеском самостоя­тельности, с появлением аффективных реакций. Новообразованиями являются становление ходьбы, становление речи, гипобулические реакции. Главное приобретение - автономная детская речь.

3. Кризис трех лет. Это переходный период между ранним и дошкольным озрастом. Это кризис связан с выделением своего

"Я". Новообразованиями являются стремление к самостоятель­ности, притязания на признание со стороны взрослых, перестрой­ка социальной позиции по отношению ко взрослому. Проявляется данный кризис через "семизвездие" симптомов: негативизм, уп­рямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, про­тест-бунт, деспотизм и ревность.

4. Кризис 7-ми лет. Это рождение социального "Я". Новооб­разованиями являются утрата детской непосредственности, диффе­ренциация внешней и внутренней стороны личности, обобщение пе­реживаний, переоценка ценностей.

5. Кризис 13-и лет. Новообразования - притязания на взрослость, "аффект неадекватности", переоценка ценностей.

Проявляется этот кризис через капризность, нигилизм, неадек­ватность поведения. Подростка не устраивают те нормы и цен­ности, которые в детстве были смыслом деятельности. При этом рушатся психологические образования, подросток не умеет найти себя в новых условиях. Его притязания на взрослость носят пока еще внешний характер.

Кризисы отрочества и взрослости в единой логике не представлены, однако анализ литературы позволяет выделить и описать следующие критические моменты в жизни взрослого чело­века.

6. Кризис 17-20 лет (возраст самоопределения). Речь идет о необходимости выбора жизненного пути, который предполагает выбор профессии и выбор супруга (супруги). Взрослеющий человек должен ответить на следующие вопросы: Что я есть? Что я могу? Что я хочу? Что ждет от меня общество?

7. Кризис 28-30 лет (кризис бракоразводности). Речь идет об окончании выбора жизненного пути, который не всегда соот­ветствует первоначальному выбору. В этом случае перевес на стороне той социальной роли, которая не проиграна до конца. Чаще всего - это роль женщины (мужчины), отсюда и название кризиса. Но возможна и смена профессии.

8. Кризис середины жизни (36 - 40 лет). К этому времени че­ловек приобретает определенный статус. Он достигает определен­ных результатов. Идет осмысление прожитой жизни, и оказыва­ется, что не все из задуманного осуществлено, ибо мечты нере­альны... Главное, по убеждению Э.Эриксона, обрести состояние "неуспокоенности", которое поможет избежать затяжного, хрони­ческого кризиса. Для этого необходимо поставить новые задачи, направить себя на дальнейшие свершения.

9. Кризис конца жизни. Он не имеет привязки к возрасту,

это чисто психологический кризис, связанный с завершением эво­люционного развития. Сознание того, что жизнь прошла, приводит к депрессии. Каждый человек проходит этот кризис в "свое" вре­мя, возникает проблема смысла прожитой жизни. Полная обращен­ность в прошлое, нет будущего...

В психологии существуют различные формы, средства, спосо­бы психологического вмешательства, направленные на помощь в разрешении проблем, возникающих в различные периоды жизни, в том числе и кризисные. Однако, следует помнить, что пере­численные кризисы являются нормативными и должны быть пройдены человеком. Помощь должна быть направлена только на усиление положительного эффекта кризисного периода, на использование периода кризиса для решения задач развития. А для этого взрослый должен быть готов анализировать и корректировать свое поведение во взаимодействии с ребенком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: