ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ




Вводная часть.

Реставра́ция (от позднелат. restauratio — восстановление) восстановление, возобновление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (архитектурные памятники, произведения искусства, звукозаписи, кинофотодокументы, рукописи и т. д.). Главная задача современной научной реставрации — приостановить разрушения, изучить и сохранить памятник, максимально продлить его жизнь и обеспечить возможность дальнейших исследований, искусствоведческих и исторических. Эти принципы были заложены еще в XIX веке, когда возникла идея о необходимости сохранения и изучения древности. Началом этого процесса можно считать поступок скульптора Кановы, который отказался восполнять утраченные фрагменты скульптуры Парфенона. Бывшая сначала частью археологии, реставрация постепенно выделилась в отдельную отрасль. Еще в XIX веке четкого разделения между реставрацией, поновлением, ремонтом и восстановлением не было. Сейчас поновление и ремонт неприемлемы в работе с памятниками, хотя коммерческая реставрация часто использует именно эти способы, чтобы улучшить вид памятника перед перепродажей или экспонированием в частной коллекции. Разницу между реставрацией и восстановлением хорошо иллюстрирует храм Христа Спасителя: хотя взорванный храм и восстанавливали с учетом прежних форм, на самом деле он выстроен заново. Реставраторы — как врачи. Они тоже носят белые халаты и используют медицинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди. Памятник — это хрупкий организм с многовековыми историческими наслоениями, поэтому прежде, чем вмешиваться в его структуру, нужно убедиться в необходимости такого вмешательства. Для начала нужно поставить правильный диагноз, то есть понять причины разрушений. Поэтому так важно провести обследование и составить «историю болезни» — описать нынешнее состояние памятника, сделать лабораторные и архивные исследования. По результатам исследований проводится своего рода консилиум врачей — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей. Только когда программа работ утверждена советом, можно приступать к реставрации. Точнее определить состояние памятника позволяют физико-химические исследования. Рентгенограмма показывает внутреннее строение произведения, пустоты, трещины, скобы; съемка в ультрафиолетовых лучах нужна для оценки состояния поверхности — на ней видны записи, тонировки, лаки; съемка в инфракрасных лучах позволяет увидеть различные слои живописи и подготовительного рисунка. Как и любой другой материал, древесина имеет определенный срок службы. Но стоит ли сразу избавляться от старой, потерявшей привлекательный внешний вид или пришедшей в негодность мебели? Ведь если подойти к делу с умом, в большинстве случаев ее можно восстановить, дав «вторую жизнь»

Год   Вид № по книге поступления
поступления Пам-ка № инвентарный п-ка  

 

ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

(ДВИЖИМОГО)

I.ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПАМЯТНИКА

Вид памятников     Определение, характер п-ка   Памятники изобразит. искусства   Памятники прикладного и декор. искусства   Археологические памятники   Документальные памятники   Прочие памятники истории и культуры
           
обвести кружком цифровое обозначение

 

 

II. МЕСТО постоянного хранения, владелец п-ка Частное лицо.

III. КАТАЛОЖНЫЕ ДАННЫЕ о памятнике Примечания, уточнения
   
Наименование: Шкаф  
Автор: неизвестен  
Время: первая четверть ХХ века  
Материал, основа: массив сосны, шпон дуба, массив дуба  
Техника исполнения: столярная, токарная, фанерование, резьба  
Размеры: 1335мм*600мм  

 

IV.ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ Не пригоден к использованию из-за не правильной эксплуатации и неправильного хранения предмета. Расшатаны столярные соединения, сломан витраж, утрачены ножки шкафа.

причина и цель проведения работ

_______________________________________________________________________________

наименование документа, №, дата

Памятник передан в реставрацию «»20 г.

Акт о передаче № от «» 20 г.

 

 

V. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА, условиям хранения, предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений

 

Стиль: неоренессанс

Для данного стиля характерна столярная рамочно-филёночная конструкция, четкие формы, пилястры, карнизы, фронтоны, лист аканта, резные филенки, колонны и пилястры (не редко сплошь покрывают растительными или геометрическими орнаментами). Отталкиваясь от точеных колонн украшенные геометрическим орнаментом, лист аканта, резные филенки украшенные растительным орнаментом, рамочно-филёночная конструкция и строгой геометрической форме, можно предполагать, что объект выполнен в стиле неоренессанс.

Дата создания: приблизительно первая четверть ХХ века.

 

VI. СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА при поступлении в реставрацию

а) по визуальным наблюдениям:

Дефектная ведомость

1 на карнизе фасада в углах сколы

2 не качественная предшествующая реставрация правого карниза

3 в левом фризе выпадающий сучек

4 трещины по середине боковин шкафа в верхней и в нижней части

5 утрата шпона на углу правой боковины шкафа

6 скол на левой капители

7 утрата точёного элемента на левой балясине сверху и снизу

8 трещина посередине левой балясине

9 трещина на резном декоративном элементе правой балясины, снизу

10 трещина и отверстия от гвоздей на точеном элементе правой балясины, по центру

11 сколы углов нижних профилей

12 трещины на дверной балясине в точеном элементе, снизу

13 вмятина сверху на правой двери

14 вмятина на калевки правой двери, сверху

15 на левом среднем щите декоративного профиля некачественная предшествующая реставрация калевок

16 отсутствие четырёх ножек

б) по данным лабораторных исследований:

№ п/п Цель и вид исследования Описание и результат исследования Место хранения, № и дата заключения Исполнитель, должность, ф.и.о.
         
    Лабораторные исследования не проводились.    
         

 

 

в) общее заключение о состоянии памятника

1 на карнизе фасада в углах сколы

2 не качественная предшествующая реставрация правого карниза

3 в левом фризе выпадающий сучек

4 трещины по середине боковин шкафа в верхней и в нижней части

5 утрата шпона на углу правой боковины шкафа

6 скол на левой капители

7 утрата точёного элемента на левой балясине сверху и снизу

8 трещина посередине левой балясине

9 трещина на резном декоративном элементе правой балясины, снизу

10 трещина и отверстия от гвоздей на точеном элементе правой балясины, по центру

11 сколы углов нижних профилей

12 трещины на дверной балясине в точеном элементе, снизу

13 вмятина сверху на правой двери

14 вмятина на калевки правой двери, сверху

15 на левом среднем щите декоративного профиля некачественная предшествующая реставрация калевок

16 отсутствие четырёх ножек

 

В связи с неправильной эксплуатацией и хранением предмета, требуется проведение реставрационных мероприятий.

 

«» 20 г. ____

ф.и.о., должность, подпись

 

 

VII. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого.

.

наименование коллегиального органа, № протокола и дата

 

а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:

1. Выдержка объекта в условиях комнатной температуры:

Объект хранился в сухом помещении при температуре 15-25°С в течении нескольких недель

2. Визуальный осмотр:

*Составление дефектной ведомости

*Составление краткого плана реставрации

3. Фото фиксация:

*Сделаны фотографии объекта с масштабной линейкой

*Фото фиксация дефектов объекта

4. Демонтаж памятника

5. Расчистка поверхности памятника химическим и механическим способом

 

ХИМИЧЕСКИЙ

*Подготавливаем помещение и рабочее место

*Надеть средства индивидуальной защиты

*Тщательно наносим раствор диметилформамид, на поверхность памятника (особое внимание уделяем резным элементам, их щеткой растираем круговыми движениями и даем смывке вспучить и поднять лаковый слой)

*Затем 647 растворителем деактивируем свойства смывки, нанося ее на поверхность щетками, все так же уделяя особое внимание резным элементам.

*Конечным этапом химической расчистки будет нанесение на поверхность аммиачной смывки, как следует натираем на поверхность смывку до такого состояния что бы на пене были остатки лакового слоя, и смываем все это под горячей водой (Не рекомендуется долго держать предмет под горячей водой!)

*Дать время высохнуть предмету.

 

МЕХАНИЧЕСКИЙ

*Счищаем циклями прямолинейные поверхности

*Так же после химической расчистки можно почистить шиповые соединения от клея стамесками.

*Труднодоступные места куда не проникла смывка можно аккуратно поскоблить шилом и различными скобами.

 

6. Устранение в углах на карнизе фасада сколов

7. Устранить ошибки не качественной предшествующей реставрации правого карниза

8. Восполнить выпадающий сучек левого фриза

9. Устранение трещин на боковинах шкафа в верхней и в нижней части

10. Восполнить утраты шпона на углу правой боковины шкафа (восстановление облицовки)

11. Устранение дефекта (скола) на левой капители

12. Восполнение точеного элемента на левой балясине сверху и снизу

13. Устранение трещины посередине левой балясины

14. Устранение трещины на резном декоративном элементе правой балясины (снизу)

15. Устранение трещины и отверстий от гвоздей на точеном элементе правой балясины (по центру)

16. Устранение дефектов (сколов) на углах нижнего профиля

17. Устранение трещины на дверной балясине в точеном элементе (снизу)

18. Устранение вмятин на правой двери (сверху)

19. Устранение вмятины на калевки провой двери (сверху)

20. Устранить ошибки не качественной предшествующей реставрации на средней филёнке левой двери

21. Восполнить утраты четырех ножек

22. Произвести расчистку шкафа

23. Подготовить шкаф под отделку

24. Произвести отделку

 

 

б) Особые условия: нет

 

 

Программа утверждена.

«»20 г..

ф.и.о., должность, подпись

 

VIII. ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫИ ИХ ОБОСНОВАНИЯ

 

 

Изменения программы утверждены: _________________________________________

«» ______________ 20 г. __________________________________________

ф.и.о., должность, подпись

 

IX. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ

 

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов Даты начала и окончания операции Подписи руководителя и исполнителя работ
       
       
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Демонтаж: 1.1 Дверей 1.2 Витражей 1.3 Задней стенки 1.4 Вешелки 1.5 Оборудование: верстак 1.6 Инструмент: щуп, отвёртка, кусачки, гвоздодер Расчистка: * Предварительная механическая расчистка (циклевание): 2.1 Оборудование: верстак, заточной станок. 2.2 Инструменты: цикля, стамеска. 2.3 Материал: мягкая прокладка. 2.4 Приспособления: струбцина. 2.5 СИЗ: перчатки, респиратор. Механическая расчистка всех элементов объекта. 3.1 Оборудование: верстак. 3.2 Инструменты: цикля. 3.3 Материал: мягкая прокладка. 3.4 Приспособления: струбцина, заточной станок. 3.5 СИЗ: перчатки, респиратор. Химическая расчистка всего предмета. 4.1 Оборудование: верстак, поддон. 4.2 Инструменты: щётка, кисточка, шило. 4.3 Материалы: диметилформамид, 647 растворитель, ацетон. 4.4 СИЗ: перчатки, респиратор. Устранение в углах на карнизе фасада сколов 5.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 5.2 Изготовление заготовки. 5.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 5.4 Приклеиваем заготовку. 5.5 Зажимаем струбциной. 5.6 Шлифование. 5.7 Оборудование: верстак. 5.8 Инструменты: стамеска, линейка, струбцина нажовка. 5.9 Материалы: клей ПВА, брусок дуба, абразивный материал. Устранить ошибки не качественной предшествующей реставрации правого карниза 6.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 6.2 Подбор фризы для загатовки 6.3 Изготовление заготовки. 6.4 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 6.5 Приклеиваем заготовку. 6.6 Зажимаем струбциной. 6.7 Шлифование. 6.8 Оборудование: верстак. 6.9 Инструменты: стамеска, нажовка, фрезерный станок, струбцина. 6.8 Материалы: клей ПВА, заготовка дуба, абразивный материал. Восполнить выпадающий сучек левого фриза 7.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 7.2 Изготовление заготовки. 7.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 7.4 Приклеиваем заготовку. 7.5 Зажимаем струбциной. 7.6 Шлифование. 7.7 Оборудование: верстак. 7.8 Инструменты: стамеска, линейка, струбцина рубанок. 7.9 Материалы: клей ПВА, заготовка дуба, абразивный материал. Устранение трещин на боковинах шкафа в верхней и в нижней части 8.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 8.2 Подбор вризы 8.3 Проходимся фризой по месту трещены 8.4 Делаем заготовку 8.5 Зажимаем струбцинами 8.9 Выравнивем поверхность 8.10 Шлифование 8.11 Оборудование: верстак. 8.12 Инструменты: стамеска, рубанок, фрезер, линейка, струбцины 8.13 Материалы: клей ПВА, фреза заготовка из дуба Восполнить утраты шпона на углу правой боковины шкафа (восстановление облицовки) 9.1Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 9.2 Изготовление заготовки. 9.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 9.4 Приклеиваем заготовку. 9.5 Зажимаем струбциной. 9.6 Шлифование. 9.7 Оборудование: верстак. 9.8 Инструменты: стамеска, нож, линейка, струбцина. 9.9 Материалы: клей ПВА, шпон красного дерева, абразивный материал. Устранение дефекта (скола) на левой капители 10.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 10.2 Изготовление заготовки. 10.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 10.4 Приклеиваем заготовку. 10.5 Зажимаем струбциной. 10.6 Шлифование. 10.7 Оборудование: верстак. 10.8 Инструменты: стамеска, линейка, струбцина нажовка. 10.9 Материалы: клей ПВА, брусок дуба, абразивный материал. Восполнение точеного элемента на левой балясине сверху и снизу 11.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 11.2 Изготовление заготовки. 11.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 11.4 Приклеиваем заготовку. 11.5 Зажимаем струбциной. 11.6 Шлифование. 11.7 Оборудование: верстак. 11.8 Инструменты: стамеска, линейка, струбцина,нажовка. 11.9 Материалы: клей ПВА, брусок дуба, абразивный материал. Устранение трещины посередине левой балясины 12.1 Подбор материала шпон (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 12.2 Делаем пропил трещины 12.3 Встовляем и приклеиваем заготовку 12.4 Зажимем стркбциной 12.5 Шлифуем 12.6 Оборудование: верстак. 12.7Инструменты: стамеска, линейка, струбцина, нажовка. 12.8 Материалы: клей ПВА, шпон, абразивный материал Устранение трещины на резном декоративном элементе правой балясины (снизу) 13.1 Подбор материала шпон (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 13.2 Делаем пропил трещины 13.3 Встовляем и приклеиваем заготовку 13.4 Зажимем стркбциной 13.5 Шлифуем 13.6 Оборудование: верстак. 13.7Инструменты: стамеска, линейка, струбцина, нажовка. 13.8 Материалы: клей ПВА, шпон, абразивный материал Устранение трещины и отверстий от гвоздей на точеном элементе правой балясины 14.1 Подбор материала шпон (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 14.2 Делаем пропил трещины 14.3 Встовляем и приклеиваем заготовку 14.4 Зажимем стркбциной 14.5 Шлифуем 14.6 Оборудование: верстак. 14.7Инструменты: стамеска, линейка, струбцина, нажовка. 14.8 Материалы: клей ПВА, шпон, абразивный материал Устранение дефектов (сколов) на углах нижнего профиля 15.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 15.2 Изготовление заготовки. 15.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 15.4 Приклеиваем заготовку. 15.5 Зажимаем струбциной. 15.6 Шлифование. 15.7 Оборудование: верстак. 15.8 Инструменты: стамеска, линейка, струбцина нажовка. 15.9 Материалы: клей ПВА, брусок дуба, абразивный материал. Устранение трещины на дверной балясине в точеном элементе (снизу) 16.1 Подбор материала шпон (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 16.2 Делаем пропил трещины 16.3 Встовляем и приклеиваем заготовку 16.4 Зажимем стркбциной 16.5 Шлифуем 16.6 Оборудование: верстак. 16.7Инструменты: стамеска, линейка, струбцина, нажовка. 16.8 Материалы: клей ПВА, шпон, абразивный материал Устранение вмятин на правой двери (сверху) 17.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 17.2 Изготовление заготовки. 17.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 17.4 Приклеиваем заготовку. 17.5 Зажимаем струбциной. 17.6 Шлифование. 17.7 Оборудование: верстак. 17.8 Инструменты: стамеска, нож, линейка, струбцина. 17.9 Материалы: клей ПВА, шпон дуба, абразивный материал. Устранение вмятины на калевки провой двери (сверху) 18.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 18.2 Изготовление заготовки. 18.3 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 18.4 Приклеиваем заготовку. 18.5 Зажимаем струбциной. 18.6 Шлифование. 18.7 Оборудование: верстак. 18.8 Инструменты: стамеска, нож, линейка, струбцина. 18.9 Материалы: клей ПВА, шпон дуба, абразивный материал. Устранить ошибки не качественной предшествующей реставрации на средней филёнке левой двери 19.1 Подбор материала (по породе, цвету, текстуре, направлению волокон). 19.2 Подбор фризы для загатовки 19.3 Изготовление заготовки. 19.4 Подготовка поверхности перед приклеиванием заготовки. 19.5 Приклеиваем заготовку. 19.6 Зажимаем струбциной. 19.7 Шлифование. 19.8 Оборудование: верстак. 19.9 Инструменты: стамеска, нажовка, фрезерный станок, струбцина. 19.8 Материалы: клей ПВА, заготовка дуба, абразивный материал. Восполнить утраты четырех ножек 20.1 Черчежь 20.2 Изготовление заготовки 20.3 Изгатовление шаблона 20.4 Настройка стонка 20.5 Изготовления заготовки 20.6 Приклеиваем и прикручиваем ножки 20.7 Инструменты: такарный станок, линейка, шуроповерт 20.7 Материалы: саморезы, клей ПВА, дуб. Произвести отделку 21.1 Зашкурить весь придмет 21.2 Убрать остатки клея 21.3 Протереть сухой трябкой от пыли 21.4 Покрыть маслом 21.5 Инструменты: кисть 21.6 Материал: масло,образивный материал Монтаж 26.1 Задние стенки 26.2 Витражи 26.3 Дверцы 26.4 Оборудование: верстак 26.5 Приспособление: ваймы, мягкая прокладка, отвертка. 26.6 Материалы: клей ПВА      
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

X. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ (фотографии, картограммы, схемы и пр.)

 

№ п/п Дата Наименование иллюстративного материала; характер и условия выполнения Кол-во Место хранения и архивный №
         
    До демонтажа: после рестовпации    
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

П р и м е ч а н и е: перечень иллюстраций группировать по разделам ("до реставрации" – "в процессе реставрации" – "после реставрации"), порядковые номера материалов, включенных в Приложение, обвести кружком.

 

XI. РЕЗУЛЬТАТЫПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуций и пр.)

 

 

Руководитель работы ___________________ «» ___________20 г.

подпись

 

XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННОГО СОВЕТА (выписка из протокола)

__________________________________________________________________________

наименование организации, № и дата протокола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА

 

Руководитель работы ___________________ «» ____________199 г.

подпись

 

XIV. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПАСПОРТУ (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)

 

Возможное место клапана

для материалов Приложения

 

После реставрации памятника передан.

название организации, № и дата акта о передачи

_________________________________________.

Копии паспорта в 2-х экз.

переданы в.

название организации, № накладной и дата передачи паспорта

 

ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:

Руководитель организации.

Руководитель работы.

Реставраторы и другие ___________________________________________________

исполнители ___________________________________________________

____________________

М.П. ___________________________________________________

ф.и.о., квалификация, должность, подпись

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПАМЯТНИКА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ

Дата осмотра Состояние памятника Должность, ф.и.о.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: