Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств — печати, телевидения, радио, кинематографа, интернета и т.д., в результате которых сообщение поступает сразу к большим группам людей. В процессе коммуникации важным является не только то, что передается, по каким каналам проходит информация, но и результативность передачи этой информации.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
1) наличием технических способов, которые обеспечивают регулярность, массовость, публичность сообщений;
2) социальной значимостью информации;
3) массовостью аудитории;
4) многоканальностью с возможностью выбора способа коммуникации.
Средства массовой коммуникации иначе называют медиа (от лат. media – средства, посредники). К ним относятся пресса, радио, телевидение, кино, фото, видео, интернет, компьютерные игры и др. Среди средств массовой коммуникации телевидение занимает лидирующие позиции. Современные социологические исследования демонстрируют явный приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений.
Особенности массовой коммуникации в современном обществе
Масштаб влияния медиа на все сферы жизни общества возрастает с каждым днём. Медиасфера развлекает, предоставляет информацию, обучает. В современном мире молодые люди проводят больше времени в медиапространстве (музыка, фильмы, видеоигры, общение в социальных сетях), чем в общении с семьёй и друзьями. Установлено, что в развитых странах мира потребление медиапродуктов подростками занимает до 10 часов в день. Например, одновременная переписка в социальной сети, просмотр вплывающих рекламных сообщений, прослушивание новостей и музыки по радио, играющих как фоновое сопровождение во время подготовки домашнего задания, стали распространённой моделью поведения школьников. Медиасфера содержит множество рисков: сцены насилия в новостях, нарастающее давление со стороны культивируемых медиа стереотипов и идеалов красоты в индустрии моды и шоу-бизнеса, угрозы и оскорбления в социальных сетях, незаконная загрузка данных из интернета и др.
|
Международные исследования показывают, что отсутствие у человека навыков критического мышления и анализа медиасообщений может иметь губительные последствия. В современном мире важно быть медиаграмотным, что означает уметь:
· установить автора конкретного медиасообщения;
· осознать, каких мыслей или действий ждал от нас создатель медиасообщения;
· распознать предвзятость, дезинформацию и ложь;
· заметить, что местами история умышленно недосказана;
· сделать осознанный выбор и принять решение;
· создать и распространить собственные медиасообщения с соблюдением этических и правовых норм.
Вопросы и задания для учащихся:
1. Проанализируйте собственное потребление медиапродуктов. Заполните таблицу «Медиадневник», указав данные (в минутах) за полный день (данные за будний и выходной дни будут отличаться). Составьте диаграмму медиапотребления (укажите доли в %). Сравните свои данные с данными других учеников. Обсудите полученные результаты в группе, классе.
Таблица. Медиадневник
Книги | Радио | Телевидение | Пресса | Интернет | ||||||||||||
Чтение по школьной программе | Чтение по собственному предпочтению | Выпуски новостей | музыка | Передачи для целевой аудитории | Новости | Кино | Шоу, развлечения | Образовательные программы | Газеты | Глянцевые журналы | Новости | Поиск информации | Игры | Кино, ивдео | Социальные сети | Онлайн-обучение, курсы |
2. Воспользуйтесь схемой коммуникационного процесса Г.Лассуэлла. Проанализируйте процесс коммуникации в интернете средствами электронной почты, видеоконференции, форума и дискуссионной группы на сайте, чата в коммуникаторе, социальной сети (комментарий, пост, приватное сообщение, чат) для разной аудитории.
|
· Какие каналы и почему используются в общении с ровесниками?
· Какие каналы и почему используются в общении с учителями?
· Какие каналы необходимо использовать в обращении к организациям, учреждениям?
3. Прочитайте следующий фрагмент из публичной лекции современного писателя и философа Умберто Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», прочитанной в 1998 году. Как вы думаете, иллюстрируют ли эти строки изменения в массовой коммуникации, которые произошли в результате появления компьютеров и интернета? Можно ли согласиться с автором через 20 лет после написания этих строк? Аргументируйте свою точку зрения.
«…Часто мне думается, что в ближайшем будущем наше общество расщепится – или уже расщепилось – на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и готовое суждение о мире, без права критического отбора получаемой информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера, то есть тех, кто способен отбирать и обрабатывать информацию. Тем самым начинается разделение культур, существовавшее во времена Средневековья: между теми, кто способен был читать рукописи и, значит, критически осмыслять религиозные, философские и научные вопросы, и теми, кто воспитывался исключительно посредством образов в соборе – отобранных и обработанных их творцами. Тема для фантаста! Будущий век, в котором пролетарское большинство пользуется только зрительной коммуникацией, а планируется эта коммуникация компьютерной литературной элитой».
|
Домашнее задание для учащихся:
Написать текст для новостного выпуска о каком-либо событии (школьная газета, сайт, пост в социальных сетях).