Средства массовой коммуникации




Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств — печати, телевидения, радио, кинематографа, интернета и т.д., в результате которых сообщение поступает сразу к большим группам людей. В процессе коммуникации важным является не только то, что передается, по каким каналам проходит информация, но и результативность передачи этой информации.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

1) наличием технических способов, которые обеспечивают регулярность, массовость, публичность сообщений;

2) социальной значимостью информации;

3) массовостью аудитории;

4) многоканальностью с возможностью выбора способа коммуникации.

Средства массовой коммуникации иначе называют медиа (от лат. media – средства, посредники). К ним относятся пресса, радио, телевидение, кино, фото, видео, интернет, компьютерные игры и др. Среди средств массовой коммуникации телевидение занимает лидирующие позиции. Современные социологические исследования демонстрируют явный приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений.

Особенности массовой коммуникации в современном обществе

Масштаб влияния медиа на все сферы жизни общества возрастает с каждым днём. Медиасфера развлекает, предоставляет информацию, обучает. В современном мире молодые люди проводят больше времени в медиапространстве (музыка, фильмы, видеоигры, общение в социальных сетях), чем в общении с семьёй и друзьями. Установлено, что в развитых странах мира потребление медиапродуктов подростками занимает до 10 часов в день. Например, одновременная переписка в социальной сети, просмотр вплывающих рекламных сообщений, прослушивание новостей и музыки по радио, играющих как фоновое сопровождение во время подготовки домашнего задания, стали распространённой моделью поведения школьников. Медиасфера содержит множество рисков: сцены насилия в новостях, нарастающее давление со стороны культивируемых медиа стереотипов и идеалов красоты в индустрии моды и шоу-бизнеса, угрозы и оскорбления в социальных сетях, незаконная загрузка данных из интернета и др.

Международные исследования показывают, что отсутствие у человека навыков критического мышления и анализа медиасообщений может иметь губительные последствия. В современном мире важно быть медиаграмотным, что означает уметь:

· установить автора конкретного медиасообщения;

· осознать, каких мыслей или действий ждал от нас создатель медиасообщения;

· распознать предвзятость, дезинформацию и ложь;

· заметить, что местами история умышленно недосказана;

· сделать осознанный выбор и принять решение;

· создать и распространить собственные медиасообщения с соблюдением этических и правовых норм.

Вопросы и задания для учащихся:

1. Проанализируйте собственное потребление медиапродуктов. Заполните таблицу «Медиадневник», указав данные (в минутах) за полный день (данные за будний и выходной дни будут отличаться). Составьте диаграмму медиапотребления (укажите доли в %). Сравните свои данные с данными других учеников. Обсудите полученные результаты в группе, классе.

Таблица. Медиадневник

Книги Радио Телевидение Пресса Интернет
Чтение по школьной программе Чтение по собственному предпочтению Выпуски новостей музыка Передачи для целевой аудитории Новости Кино Шоу, развлечения Образовательные программы Газеты Глянцевые журналы Новости Поиск информации Игры Кино, ивдео Социальные сети Онлайн-обучение, курсы
                                 

2. Воспользуйтесь схемой коммуникационного процесса Г.Лассуэлла. Проанализируйте процесс коммуникации в интернете средствами электронной почты, видеоконференции, форума и дискуссионной группы на сайте, чата в коммуникаторе, социальной сети (комментарий, пост, приватное сообщение, чат) для разной аудитории.

· Какие каналы и почему используются в общении с ровесниками?

· Какие каналы и почему используются в общении с учителями?

· Какие каналы необходимо использовать в обращении к организациям, учреждениям?

3. Прочитайте следующий фрагмент из публичной лекции современного писателя и философа Умберто Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», прочитанной в 1998 году. Как вы думаете, иллюстрируют ли эти строки изменения в массовой коммуникации, которые произошли в результате появления компьютеров и интернета? Можно ли согласиться с автором через 20 лет после написания этих строк? Аргументируйте свою точку зрения.

«…Часто мне думается, что в ближайшем будущем наше общество расщепится – или уже расщепилось – на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и готовое суждение о мире, без права критического отбора получаемой информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера, то есть тех, кто способен отбирать и обрабатывать информацию. Тем самым начинается разделение культур, существовавшее во времена Средневековья: между теми, кто способен был читать рукописи и, значит, критически осмыслять религиозные, философские и научные вопросы, и теми, кто воспитывался исключительно посредством образов в соборе – отобранных и обработанных их творцами. Тема для фантаста! Будущий век, в котором пролетарское большинство пользуется только зрительной коммуникацией, а планируется эта коммуникация компьютерной литературной элитой».

Домашнее задание для учащихся:

Написать текст для новостного выпуска о каком-либо событии (школьная газета, сайт, пост в социальных сетях).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: