Типы социальной коммуникации




ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, Х класс

Материалы к уроку «Социальная коммуникация»

План работы над темой

1. Типы социальной коммуникации.

2. Средства массовой коммуникации.

3. Особенности массовой коммуникации в современном обществе.

В качестве опережающего задания можно предложить ученикам следующие ключевые вопросы для работы:

1. Земной шар теперь не более чем деревня?

2. Телевидение убивает детство?

3. Как технология оттесняет человека, а медиа трансформируют мир и государства?

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:

1. 9 класс. Обществоведение. Медиакультура современного общества. 09-34.

https://www.youtube.com/watch?v=wOFjS-gNPro&t=10s

2. Как Средства Массовой Информации Манипулируют Нашим Мнением. 10-24.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj1-GxVbOPM&t=25s

3. Урок "От газеты к Всемирной паутине" - Медиакультура - 10 класс. 07-28.

https://www.youtube.com/watch?v=DrD8e4SQEqQ&t=1s

Обращаем внимание, что схема коммуникационного процесса может быть использована в качестве основы для построения любого урока по теме «Социальная коммуникация».

Схема. Модель коммуникации по Г. Лассуэллу

Особое внимание при изучении данной темы следует уделить работе с медиатекстами. Медиатекст(от лат. media textus «средства, посредники + ткань; сплетение, связь, сочетание») — сообщение, текст любого медийного вида и жанра.

Понятие медиатекст возникло в XX веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа), когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые разновидности текстов, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео, интернетом, мобильными телефонами и т.д.

Материалы для учащихся по теме «Социальная коммуникация»

Типы социальной коммуникации

Коммуникацияот лат. communicatio — сообщение, передача и от communicare — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать – объект исследования разных наук (от технических до гуманитарных). Представители разных наук вкладывают разный смысл в понятие «коммуникация», и это закономерно.

Коммуникация является важнейшим условием существования и организации общества, поэтому для социологии важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки деятельности людей. Речь идёт о социальной коммуникации – социально обусловленном процессе передачи и восприятии информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Коммуникация может происходить на нескольких уровнях — между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества или между обществами. Поэтому выделяют следующие типы социальной коммуникации:

§ по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;

§ по автору, источнику сообщения — официальную и неофициальную;

§ по способу трансляции — вербальную и невербальную.

Учёные считают, что становление современного информационного общества (общество, в котором главную роль играют наука, знание и информация) стало результатом нескольких коммуникационных революций, которые изменили не только способы обработки и передачи информации, но и систему ценностей, уклад жизни людей, способ производства. Революции в истории социальной коммуникации были связаны с появлением письменности, книгопечатания, электронных устройств.

Периодизация исторического процесса, по мнению канадского философа М. Маклюэна, выглядит следующим образом: первой была эпоха человека слушающего – племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации. Изобретение алфавита, а потом и книгопечатания создало человека смотрящего, который жил во вторую эпоху – эпоху индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью. Третью (современную) эпоху представляет человек слушающий и смотрящий – индивид, который существует в условиях электронной (аудиовизуальной) коммуникации.

Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес американский учёный Г. Лассуэлл. Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

§ 1) кто – коммуникатор (тот, кто формирует и передает сообщение);

§ 2) что – сообщение;

§ 3) как – способ передачи сообщения, канал;

§ 4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

§ 5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Процесс социальной коммуникации может исследоваться на разных уровнях: на микроуровне имеется возможность исследовать межличностную и групповую коммуникацию; на макроуровне коммуникативный процесс анализируется в сфере социальных институтов – семьи, религии, культуры, образования, экономики и др. Здесь речь идёт о массовой коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: