Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников




Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционный педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрение и наказания) здесь бессильны. Такая задача может решаться не через интерпретацию художественных произведений, а в реальной практике детских отношений, в общении с конкретными детьми.

Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на её описании.

Задачей первого этапа является преодоление отчуждённой позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчёркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Например, глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Или, одев «розовые очки» постараться увидеть в товарище как можно больше достоинств (особенно приятно, когда эти достоинства видят в тебе), или выбрать подарок для своего товарища и подарить его. Главная задача этих и подобных игр, показать "трудным" детям, что все остальные к ним нормально относятся и готовы сказать и сделать им что-то приятное. Однако, далеко не все агрессивные или замкнутые дети сами готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать все это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда такие дети слышат приятные слова в свой адрес, когда другие хвалят их и дарят им подарки, они перестают баловаться и шутить и получают нескрываемое удовольствие. Такое внимание и признание сверстников рано или поздно вызывает ответную реакцию.

Следующая линия работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченый телефон", «Эхо»,Зеркало","Где мы были мы не скажем, что делали покажем" и др.

Следующая задача коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке" или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений детей предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может объединить детей. Как показывает опыт, общая деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению вокруг общего продукта. Однако, приведённые выше игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству, в котором дети делают одно общее дело. Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах, где двое детей создают своё произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Такая организация способствует объединению, побуждает детей договариваться и согласовывать свои усилия. Причём деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера. Приведём несколько примеров возможных занятий.

"Мозаика"
Пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра и пр. По завершении работы каждое "произведение" показывается всем остальным, которые пытаются догадаться, что изобразили авторы.

"Рукавички"
Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с незакрашенным узором. Дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре даётся только 3 карандаша разного цвета.

"Рисуем домики"
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик, и рассказать, кто в нём живет.

Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Эти игры могут использовать не только воспитатели и психологи, но и родители. Везде, где ваш ребёнок встречается со сверстниками – в гостях, на детской площадке, за столом у Вас дома – можно попробовать направить внимание ребёнка на другого. Тем более, что эти игры не требуют специальных условий или оборудования. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель данных игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому является необходимым и естественным условием совместной игры. Очень важно также, что данные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию. Каждый делает всё по-своему, как считает нужным.

Эту же стратегию можно реализовать не только в специальных играх, но и в повседневной жизни в семье. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на "хороших" и "плохих" может только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе (своей успешности, своей оценке) а о результате самой деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими и завоёвывать симпатию этих других. Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобной стратегии в дошкольном возрасте способствует достижению этой цели, а значит и обеспечит признание ребёнка в группе сверстников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: