Причины популярности и непопулярности ребёнка.




Популярные и непопулярные дети

Е.О.смирнова

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Если эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин " лидерство " достаточно трудно приложить к группе детского сада. При всём многообразии трактовок лидерства, его сущность понимается как способность к социальным воздействиям, к руководству и управлению другими. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех членов деятельности. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. Более правильно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. Популярность, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи или с руководством какой-либо деятельностью, но она всегда отражает выраженное предпочтение данного человека (симпатию к нему) со стороны других.

Положение ребёнка в группе и отношение к нему со стороны сверстников обычно выясняется социометрическими методами, упрощёнными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы. Старшие дошкольники в 5-7 лет уже могут достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе можно задать ребёнку вопросы о его отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, а с кем дружить никогда не станет; кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовёт; с кем бы он хотел сидеть за одним столом, а с кем - нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников, с которыми они предпочли бы "жить в одном доме" или "плыть на одном корабле". Ещё более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Понятно, что отношение ребёнка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно 2-3 имени предпочитаемых и отвергаемых детей повторяются у нескольких детей. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.

Эти методики предназначены для психологов, которые обследуют группу детского сада. Интересно, что воспитатели детских садов далеко не всегда могут правильно оценить степень популярности ребёнка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность, воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества вовсе не определяют привлекательности их товарищей. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных выборов.

Вместе с тем внимательные родители, наблюдающие своего ребёнка в группе сверстников, легко могут определить, насколько другие дети тянутся к нему, принимают в игру, или же напротив, избегают контактов с ним. И, главное, переживает ли ребёнок свою «отверженность», обижается на других или он уверен в расположении своих сверстников и особых переживаний по этому поводу у него нет.

 

Причины популярности и непопулярности ребёнка.

Чем же определяется популярность ребёнка среди сверстников и почему одни дети становятся привлекательными для большинства детей группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание?

Чтобы ответить на этот важный вопрос было проведено специальное исследование, в котором сравнивались психологические особенности популярных и непопулярных детей: их интеллект, общительность, инициативность в игре и пр.

Результаты оказались весьма неожиданными. Оказалось, что эти две группы детей практически не различались по уровню развития интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что познавательные способности, и даже способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребёнка в группе сверстников.

По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Однако, здесь следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы: замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой. Обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребёнка отвергаемым. Навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда обеспечивают признание и симпатии сверстников.

В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям. Однако, на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средняя степень общительности и инициативности (которая отмечалась у многих других детей) сами по себе обеспечивают популярность ребёнка в группе сверстников.

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились в разных ситуациях.

Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстник, и проявляли интерес к тому, что он делает. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников («у тебя ничего не получается», «ты только каляки умеешь рисовать») и навязывали свой замысел («Смотри, как надо делать правильно, рисуй как я»).

Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно – расстраивались из-за чужих успехов и радовались в ответ на промахи и неудачи сверстников. Они не могли согласиться с высокой оценкой других детей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя («А у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше»). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали активное согласие и нескрываемую радость.

В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные не делали этого никогда.

И наконец, популярные дети, даже в позиции "обиженного" предпочитали разрешать конфликты мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные как правило находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах. Например, ребёнку показывают картинку с изображением знакомой детям ситуации (один ребёнок сломал игрушку другого) и спрашивают, что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (если бы сломали твою игрушку). Популярные дети, как правило, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: «Починил бы», «Взял бы другую игрушку», «Попросил, чтобы мне купили такую же». Непопулярные обычно прибегали к враждебно-агрессивным решениям: «Убью», «Позову милиционера», «Стукну молотком по голове» и пр.

Итак, психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребёнок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается его собственное Я. Личность ребёнка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым сверстниками, успешным в сфере общения. Это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне связано с ними. Поэтому дети легко и без колебаний помогают сверстникам и делятся с ними, воспринимают чужие радости и огорчения, как свои.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Сравнение себя с другими, соревнование, конкуренция с необходимостью присутствуют в отношении одного человека к другому. Однако, у популярных детей, в отличие от непопулярных, всё это не является главным и основным. Защита, утверждение и признание своего Я не является для них специальной и единственной жизненной задачей. Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить обеспечивает признание других и утверждение ребёнка в группе сверстников. А что может быть дороже этого…

В отличие от этого, у детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчуждённое отношения к другим детям. Их главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего Я. Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывает самые разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих преимуществах (или недостатках). Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребёнку, так и окружающим. В связи с этим возникает важная и ответственная задача - помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении - либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность.

Однако, во всех случаях, главная цель заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: