Популярные и непопулярные дети
Е.О.смирнова
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Если эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин " лидерство " достаточно трудно приложить к группе детского сада. При всём многообразии трактовок лидерства, его сущность понимается как способность к социальным воздействиям, к руководству и управлению другими. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех членов деятельности. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. Более правильно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. Популярность, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи или с руководством какой-либо деятельностью, но она всегда отражает выраженное предпочтение данного человека (симпатию к нему) со стороны других.
|
Положение ребёнка в группе и отношение к нему со стороны сверстников обычно выясняется социометрическими методами, упрощёнными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы. Старшие дошкольники в 5-7 лет уже могут достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе можно задать ребёнку вопросы о его отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, а с кем дружить никогда не станет; кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовёт; с кем бы он хотел сидеть за одним столом, а с кем - нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников, с которыми они предпочли бы "жить в одном доме" или "плыть на одном корабле". Ещё более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Понятно, что отношение ребёнка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно 2-3 имени предпочитаемых и отвергаемых детей повторяются у нескольких детей. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.
|
Эти методики предназначены для психологов, которые обследуют группу детского сада. Интересно, что воспитатели детских садов далеко не всегда могут правильно оценить степень популярности ребёнка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность, воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества вовсе не определяют привлекательности их товарищей. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных выборов.
Вместе с тем внимательные родители, наблюдающие своего ребёнка в группе сверстников, легко могут определить, насколько другие дети тянутся к нему, принимают в игру, или же напротив, избегают контактов с ним. И, главное, переживает ли ребёнок свою «отверженность», обижается на других или он уверен в расположении своих сверстников и особых переживаний по этому поводу у него нет.
Причины популярности и непопулярности ребёнка.
Чем же определяется популярность ребёнка среди сверстников и почему одни дети становятся привлекательными для большинства детей группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание?
Чтобы ответить на этот важный вопрос было проведено специальное исследование, в котором сравнивались психологические особенности популярных и непопулярных детей: их интеллект, общительность, инициативность в игре и пр.
Результаты оказались весьма неожиданными. Оказалось, что эти две группы детей практически не различались по уровню развития интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что познавательные способности, и даже способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребёнка в группе сверстников.
|
По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Однако, здесь следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы: замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой. Обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребёнка отвергаемым. Навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда обеспечивают признание и симпатии сверстников.
В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям. Однако, на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средняя степень общительности и инициативности (которая отмечалась у многих других детей) сами по себе обеспечивают популярность ребёнка в группе сверстников.
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились в разных ситуациях.
Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстник, и проявляли интерес к тому, что он делает. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников («у тебя ничего не получается», «ты только каляки умеешь рисовать») и навязывали свой замысел («Смотри, как надо делать правильно, рисуй как я»).
Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно – расстраивались из-за чужих успехов и радовались в ответ на промахи и неудачи сверстников. Они не могли согласиться с высокой оценкой других детей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя («А у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше»). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали активное согласие и нескрываемую радость.
В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные не делали этого никогда.
И наконец, популярные дети, даже в позиции "обиженного" предпочитали разрешать конфликты мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные как правило находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах. Например, ребёнку показывают картинку с изображением знакомой детям ситуации (один ребёнок сломал игрушку другого) и спрашивают, что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (если бы сломали твою игрушку). Популярные дети, как правило, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: «Починил бы», «Взял бы другую игрушку», «Попросил, чтобы мне купили такую же». Непопулярные обычно прибегали к враждебно-агрессивным решениям: «Убью», «Позову милиционера», «Стукну молотком по голове» и пр.
Итак, психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребёнок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается его собственное Я. Личность ребёнка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым сверстниками, успешным в сфере общения. Это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне связано с ними. Поэтому дети легко и без колебаний помогают сверстникам и делятся с ними, воспринимают чужие радости и огорчения, как свои.
Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Сравнение себя с другими, соревнование, конкуренция с необходимостью присутствуют в отношении одного человека к другому. Однако, у популярных детей, в отличие от непопулярных, всё это не является главным и основным. Защита, утверждение и признание своего Я не является для них специальной и единственной жизненной задачей. Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить обеспечивает признание других и утверждение ребёнка в группе сверстников. А что может быть дороже этого…
В отличие от этого, у детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчуждённое отношения к другим детям. Их главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего Я. Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывает самые разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих преимуществах (или недостатках). Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребёнку, так и окружающим. В связи с этим возникает важная и ответственная задача - помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении - либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность.
Однако, во всех случаях, главная цель заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.