Организационные механизмы регулирования внешней торговли должны формироваться посредством заключения двусторонних договоров на экспорт/импорт продукции; создания товаропроводящей сети, совместных предприятий, транснациональных компаний, осуществления совместных инвестиционных и инновационных проектов. Реализация данных механизмов предполагает создание эффективной системы продвижения продукции при взаимной торговле (в первую очередь между странами региональных объединений) на базе принятия нормативно-правовых положений, разработки прогнозных показателей и мониторинга рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также создания соответствующей инфраструктуры.
Товаропроводящая сеть поставки продукции на внешние рынки может быть представлена следующим образом: «производитель – экспортер - импортер - оптовый покупатель - розничная торговля - покупатель». Именно таким способом сельскохозяйственная продукция в большинстве своем попадает к покупателю. Разносторонняя структура товаропроводящей сети является наиболее оптимальной для предприятий и организаций АПК. Это связано со спецификой сельскохозяйственного производства, размерами и финансовым состоянием предприятий АПК, достаточно широким ассортиментом сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поставляемых на экспорт. Например, география внешней торговли продукцией АПК охватывает около 100 государств, а перечень позиций товарной номенклатуры экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции охватывает сотни наименований.
Существуют различные варианты оптимизации каналов товародвижения: организация представительств в стране-импортере; создание собственных товарных складов; использования посредников-оптовиков, агентских фирм; использовании дилеров и т.д.
Только в системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь экспортом занимаются около 400 предприятий, которые осуществляют экспортные поставки продукции с использованием различных торговых каналов.
Для успеха дальнейшего развития система товародвижения должна иметь свои торговые марки (брэнды).
Брэнд – торговое наименование определенного товара, производителя или дистрибьютера. Продажа большинства товаров, имеющих торговую марку, началась в Великобритании в начале ХХ в., когда производители стали стремиться выделить свои товары среди тех, что производились конкурентами. По мере того, как потребители становились все более искушенными, производители все больше старались доводить информацию о своих торговых марках непосредственно до потребителей, расходуя значительные суммы денег на рекламу своей продукции.
Как показывает практика, одной из важных форм организации оптовой торговли в настоящее время являются торговые дома с углубленной специализацией товарного ассортимента, ориентацией на большое количество производителей продукции и активным развитием системы сбыта.
Как уже говорилось, торговый дом – это крупная, чаще внешнеторговая, организация, занимающаяся крупными торговыми сделками по широкой номенклатуре товаров, используя как собственный, так и привлеченный капитал. Это торгово-посредническая фирма, представляющая собой новое поколение коммерческих предприятий, организующих сделки межотраслевого характера.
Влияние торговых домов на внешнюю торговлю отличается по странам. Наибольшее значение в экспорте и импорте они приобрели в США, Англии, Швеции и особенно в Японии. Девять так называемых «сого-сеся» осуществляют половину японского экспорта (по отдельным торговым позициям до 87 %) и 2/3 импорта. Во внутренней торговле по каналам «сого-сеся» проходит 30 % ВНП страны. Японская девятка контролирует около 1/10 экспорта США, торговый дом «Мицуи буссан» является третьим среди крупнейших экспортеров США. Японская модель организации внешней торговли получила успешное развитие в Южной Корее и Бразилии. В 1982 г. Конгресс США принял закон об экспортных торговых компаниях, санкционировавших создание в стране торговых домов по японскому образцу.
Товаропроводящая сеть Беларуси, обеспечивающая продвижение сельскохозяйственной продукции на внешние рынки, еще недостаточно широко представлена торговыми домами. В настоящее время лишь несколько торговых домов имеется в России.
Самостоятельная торговля на внешних рынках сельскохозяйственных товаропроизводителей затруднена в связи с недостаточностью финансовых и материальных средств или квалифицированных кадров. В этом случае приходится обращаться к торговым посредникам либо использовать такие специальные формы продаж как торги, аукционы, биржи.
Международные торги проводятся по принципу единого торгового зала в целях концентрации спроса и предложений в рамках межбиржевой публичной торговой площадки. Основные цели межбиржевых торгов – постоянное предоставление товаропроизводителям и покупателям возможностей продавать и закупать товары без посредников, с гарантиями оплаты и поставки продукции по фиксированным на торгах ценам. В рамках товаропроводящей сети на межбиржевых торгах заранее (за 10-12 месяцев) можно продать будущую продукцию, заключить фьючерсный контракт, получить часть оплаты и реализовать продукцию известному покупателю по фиксированной заранее цене.
Опыт работы зарубежных и отечественных товарных бирж показывает, что биржевая торговля увеличивает законный товарооборот и собираемость налогов, формирует механизм ценообразования, экономит государственные средства, защищает субъект рынка от ценовых рисков, способствует оздоровлению торговли продовольствием, исключает из оборота неучтенную и некачественную продукцию, ограничивает наличный денежный оборот, сокращает участие криминальных структур в коммерческих отношениях и их воздействие на субъект рынка.
В целях финансового обеспечения сделок купли-продажи в каждой заинтересованной стране определяется уполномоченный банк для организации платежей и взаиморасчетов по поставкам товаров. Для обеспечения срочных сделок товарные биржи создают совместно с банками расчетно-клиринговые палаты. К срочным сделкам относятся:
форвардные сделки – вид товарно-фондовой срочной сделки за наличный расчет, суть которой в том, что по данному соглашению товар поставляется не сразу, а в будущем, но с оплатой вперед и с определением всех условий в процессе заключения каждого контракта;
фьючерсные сделки - сделка на срок; биржевая сделка на покупку или продажу товара, при условии ее оплаты через определенный срок после заключения по цене, указанной в контракте;
опционы – предварительное соглашение о заключении договора в будущем.
С целью совершенствования продвижения продукции на внешние рынки в Республике Беларусь организованы торги в аграрной секции Белорусской универсальной товарной биржи. Учредителями биржи выступили Министерство экономики Республики Беларусь, Белорусский концерн по материальным ресурсам, Республиканское торгово-производственное унитарное предприятие «Белторгоинфосервис», Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант», Открытое акционерное общество Сберегательный банк «Беларусбанк». В настоящее время на бирже работает около 50 компаний из 19 зарубежных государств. Торги по продукции сельскохозяйственного происхождения осуществляются пока по техническому казеину, сухому молоку и мокросоленым шкурам крупного рогатого скота, семенам рапса, фуражной и продовольственной пшенице и др.
Следует отметить, что значительные первоначальные расходы по организации собственной товаропроводящей сети являются причиной, которая тормозит ее создание за рубежом. Поэтому достаточно часто увеличение объемов экспортных поставок осуществляется в основном за счет поиска новых покупателей и активизации работы с фирмами, с которыми уже сложились партнерские отношения, что в условиях современного развития международной торговли не способствует активизации экспорта отечественной продукции.
Не менее сложной на практике оказалась проблема формирования экономических механизмов, регулирующих взаимную торговлю стран-участниц интеграционных сообществ.
Все это обусловило разработку комплекса мер, направленных на реализацию основных механизмов по созданию Общего аграрного рынка (ОАР) Союзного государства. Наиболее целесообразным, по мнению специалистов, является поэтапный подход к созданию ОАР, что даст возможность адаптации основных составляющих данного формирования от более низшей ступени интеграции к высшей. Здесь следует выделить пять следующих этапов:
во-первых, дать оценку существующему уровню интеграции, выявить ее недостатки и определить систему мер по каждому направлению: нормативно-правовому; таможенно-тарифному и нетарифному регулированию; формированию цен и финансово-бюджетной политики; государственной поддержки товаропроизводителей и экспорта; формированию продуктовых рынков, а также внешнеторговой инфраструктуры; инновационной и инвестиционной политике;
во-вторых, разработать программу развития продуктовых рынков на основе использования следующих принципов – приоритет сообщества и взаимная выгода в торговле; разработать и принять Соглашения по торговле основными видами продукции;
в-третьих, разработать (некоторые доработать) и принять унифицированные нормативно-правовые документы, регламентирующие таможенную политику, финансово-бюджетное, ценовое и техническое регулирование, регулирование торговли с третьими странами;
в-четвертых, определить систему мер и осуществить по этапам создание внешнеторговой инфраструктуры аграрных рынков и ее представительств;
в-пятых, создать условия для совместных инвестиционных и инновационных проектов, формирования совместных фондов содействия экспорту-импорту и единой системы оказания услуг между странами-участницами ОАР, в том числе по подготовке кадров из аграрной сферы.
Таким образом, исходя из сложившихся условий и особенностей торгово-экономической интеграции в СНГ, следует, что формирование ОАР необходимо осуществлять на основе последовательной интеграции рынков отдельных видов товаров и услуг. Следует разработать и принять программы развития основных продуктовых сегментов. В последующем необходимо принять согласованные положения о ценовом регулировании торговли, об интервенционных агентствах, о формировании стабилизационного фонда зерна и др.