Группы | Год обучения | Основной возраст | Возрастной диапазон допуска к занятиям | Кол-во занимающихся в группе | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в го | Кол-во соревнований в год | Уровень подготовки |
НПГ УТГ | 9-10 | 10-12 | 1-2 | Выполнение нормативов ОФП | ||||
12-18 | 11-18 | 2-3 |
Строить подготовку юных борцов необходимо с учетом неравномерного нарастания их физических способностей в процессе развития. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом - выносливость и т.д. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
Двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества. | Возраст, лет. | |||||||
Длина тела | + | + | + | + | ||||
Мышечная масса | + | + | + | + | ||||
Быстрота | + | + | + | |||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | |||
Сила | + | + | + | |||||
Выносливость | + | + | + | + | ||||
физические возможности | + | + | + | + | + | |||
Гибкость | + | + | ||||||
Координационные способности | + | + | + | + | ||||
Равновесие | + | + | + | + | + |
В таблице 2 представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в борцовские группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности.
|
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе борцы проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которыхпредусматривается решение определенных задач. Общая направленностьмноголетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапуследующая:
-постепенный переход от обучения приемам борьбы и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
-планомерное прибавление вариативности выполнения приемов борьбы;
-переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для борца;
-увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
-увеличение объема тренировочных нагрузок;
-повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных борцов.
Общие задачи учебно-тренировочного этапа
• Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
• Совершенствование специальной физической подготовленности.
• Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
• Овладение индивидуальными тактическими действиями.
• Индивидуализация подготовки.
• Воспитание навыков соревновательной деятельности в борьбе.
Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.
Задачи начальной подготовительной группы
|
(1-2годы)
• Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
• Обучение приемам борьбы («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
• Обучение тактическим действиям и совершенствование их в спарринге. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.
Задачи учебно- тренировочной группы
(3-4-й годы)
• Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
• Обучение приемам борьбы, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
• Обучение индивидуальным действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
• Совершенствование приемов борьбы и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного борца.
• Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на борьбу, регулировать эмоциональное состояние перед схваткой, во время схватки независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).
Примерный учебный план на 52 недель учебно-тренировочных занятий
Виды подготовки | НПГ | УТГ | ||||
1-й | 2-й | 1-й | 2-й | |||
Теоретическая | ||||||
Общая физическая | ||||||
Специальная физическая | ||||||
Техническая | ||||||
Тактическая | ||||||
Летний-оздоровительный лагерь | ||||||
Контрольно-календарные спарринги | ||||||
Восстановительные мероприятия | ||||||
Инструкторская и судейская практика | ||||||
Контрольные испытания | ||||||
Всего часов за 52 недель |
|