Проблема эффективности АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ




Антициклическая политика как политика «точной настройки» не лишена серьезных недостатков, сталкиваясь в ходе своей реализации со следующими проблемами:

1. Проблема стагфляции. Все модели антициклического регулирования экономики исходят из предположения о том, что одновременно существует либо инфляция (высокая конъюнктура), либо безработица (низкая конъюнктура).

2. Проблема ошибок прогнозирования. Меры по антициклическому регулированию срабатывают лишь при условии, что правительство располагает надежной информацией о состоянии конъюнктуры, используя систему ее опережающих индикаторов. Ни один из них не может сам по себе что-либо предсказать, и потому необходимо применять средневзвешенный индикатор, причем измеряя его динамику не менее трех месяцев подряд. Но и в этом случае невозможен безукоризненный барометр: не исключены ложные предсказания. Бывало, что спад начинался резко, сразу за поворотом экономической конъюнктуры, и рецепты антициклического регулирования правительство использовать не успевало. К тому же периодическое изменение структуры экономики порождает необходимость пересмотра индикаторов. Таким образом, индекс опережающих индикаторов - полезный, но недостаточно надежный информационный инструмент.

3) Проблема временных лагов. Политика «точной настройки» на экономическую конъюнктуру как способ стабилизации экономического цикла способна дать сбой не только вследствие плохого качества прогнозов, невозможности точно прогнозировать повороты конъюнктуры, но и потому, что бюрократическая система управления нередко оказывается неспособной быстро реагировать на смену конъюнктуры, и решения принимаются ею с большим опозданием. От таких решений больше вреда, чем пользы. При всех достижениях прогнозирования в последние десятилетия до сих пор сохраняется значительный промежуток времени между началом экономического спада и ростом безработицы (или началом подъема, чреватого инфляционным всплеском) и их осознанием прогнозистами. Обычно он составляет 4-6 месяцев. Поэтому те, кто принимает решения в области экономической политики, часто совершают ошибки, усиливающие конъюнктурные колебания вместо того, чтобы смягчать их. Так, правительственные меры по антикризисному регулированию национальной экономики могут быть приняты уже на стадии ее самопроизвольного оживления под влиянием внутренних законов рыночной системы. Следствием этого может стать, например, деформация логики развертывания фазы оживления и перерастание ее в инфляционный бум.

4) Проблема оппортунизма политических лидеров Антициклическое регулирование проводит правительство, которое коррумпировано и решает прежде всего свои политические задачи. По этой причине неминуемы деформация цикла, использование антициклических регуляторов в собственных интересах политиков (для переизбрания на выборах), причем такое злоупотребление властью очень трудно доказать.

19. Безработица: причины, виды, последствия. Безработица - ситуация в экономике, при которой люди, входящие в состав рабочей силы, активно ищут работу и готовы предложить свой труд, оплач-й по существующей ставке заработной платы, но не востребованы на рынке труда. Различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую. Фрикционная безработица - время поиска работником (от одного до трех месяцев) нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место. Структурная безработица - главная причина то, что существует несоответствие (проффесионально-квалифицированное и территориальное) между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике, характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов. Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд Циклическая безработица - обусловлена колебаниями объемов выпуска продукции и занятости связанными с экономическим спадом и недостатком спроса, уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы. Существуют действительная безработица и фиктивная безработица. В первом случае человек находится в трудоспособном возрасте и желает работать, но не может получит работу. Во втором случае человек не желает заниматься трудовой деятельностью, но числится безработным. Безработица может быть долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной - сезонная и фрикционная. Мерыпо сокращению безработицы следующие: 1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); 2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке с/х продукции); 3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); 4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям; 5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя); 6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

20. Политика занятости. Одной из основных целей государственного регулирования рынка труда является обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы. К основным мерам этой политики, нацеленной на достижение полной занятости относятся:

  • стимулирование государством создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда,
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень. На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой. Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:развитие системы подготовки и переподготовки населения.совершенствование информационного обеспечения;целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;повышение эффективности трудоустройства и социальной поддержки безработных;поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;организация общественных и временных работ.

Местный уровень. На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

21.Государственная политика занятости населения в России. Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон " О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу. С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

 

22. Инфляция: причины, формы проявления .Инфляция - это снижение покупательской способности денег, их обесценение и в результате возрастание общего уровня цен. Раньше инфляция рассматривалась как нечто из ряда вон выходящее, связанное с войнами и кризисами. Теперь рассматривается как естественное следствие сбоев денежного механизма.

Причинами инфляции может служить: Превышение совокупного спроса над совокупным предложением. Если экономика будет пытаться тратить больше чем она способна производить. "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров"; Рост издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Таким образом, повышение издержек на единицу продукции приводит к инфляции. Инфляция бывает открытая и подавленная. Открытая инфляция выражается в росте цен. Подавленная инфляция характеризуется тем, что цены и заработная плата находятся под жестким контролем государства, а основной формой ее выражения является всеобщая нехватка товаров. Еще, инфляция бывает умеренная (не более 10% в год) и гиперинфляция достигающая сотен процентов. Социально-экономическими последствиями инфляции является резкое перераспределение доходов от тех групп населения, сбережения которых были в деньгах, потерявших свою ценность, и теми группами населения, которые в период инфляции в условиях разбалансирования темпа падения цен успели купить товары.

Особенностью Российской инфляции является то, что почти во всех случаях ее возникновения причиной инфляции было избыточное печатание денег центробанком с целью устранения этими деньгами кризисов в экономической политике.

 

23. Инфляция в российской экономике. Главной причиной роста цен в России являлась денежная эмиссия. По оценке Центра экономических исследований ИГСО, выпуск новых денег опережал в стране рост производства. Рублевая масса росла быстрее товарной. Власти не боролись с инфляцией, а раскручивали ее. Резкое снижение инфляции в стране было возможно только в случае изменения приоритетов экономической политики. Лишь прекращение выброса на рынок необеспеченных денег могло остановить гонку цен.По различным оценкам с начала 2007 года цены в России выросли на 11,1-12,5%. При этом цены на товары народного потребления (прежде всего продукты питания) поднялись еще больше. Стоимость некоторых товаров увеличилась на 25-50%. Новый виток ценового роста ожидался уже в 2008 году. Правительство РФ практиковало выброс на рынок новых бумажных денег, прежде всего, купюр в 1000 и 5000 рублей. От этой политики оно не отказалось ни в 2007, ни в 2008 году. При этом официальные лица государства не переставали твердить об «укреплении рубля». В действительности потребители постоянно ощущали, что покупательная способность рубля снижается. Фактически в конце 2007 и начале 2008 года стало ясно: рост цен грозит подорвать внутренний рынок страны. На ситуацию влияло все. Даже рост цен на транспорте способствовал снижению спроса на потребительские товары.

Практика денежной эмиссии в России не была связана с дефицитом у государства платежных средств. Ее основной целью являлось понижение цены рабочей силы, объективно возраставшей вследствие экономического роста. На фоне аналогичной эмиссионной практики в США и ЕС, а также разговоров об «укреплении рубля», бьющий по карману рост цен должен был оставаться для населения естественным и почти незаметным. Политических проблем, он действительно не вызывал. Однако в результате начавших осенью 2007 года проявляться в отечественной экономике первых проблем, инфляция вышла из-под контроля. Лишние деньги не могли быть покрыты ростом товарной массы. Но биржевой рост также не был в стоянии их покрыть. Не хватало даже ресурса «фиктивных» товаров – ценных бумаг. В итоге под давлением инфляции проявились первые проблемы в оборотах компаний. Давление лишних денег на рынок возросло. В результате первый серьезный скачек цен пришелся на самый неудачный для власти момент: во время выборов в Государственную Думу.

Дальнейшие последствия денежной эмиссии не трудно было предсказать. Инфляция ускоряла рост недовольства населения, подталкивая его к активным действиям. Падение покупательной способности заработной платы побуждало наемных работников бороться за ее повышение: создавать профсоюзы и организовывать забастовки. В конце декабря Центр экономических исследований (ЦЭИ) ИГСО констатировал: «Печатая «лишние деньги», правительство усложняет свое собственное положение, уменьшая пространство для маневра в условиях смены хозяйственного роста экономическим кризисом. Понижая доходы населения за счет эмиссии, и не стремясь разрешить структурных проблем отечественной (преимущественно сырьевой) экономики, власть сама ставит себя в тупик».

На протяжении благополучных 2000-2007 годов переориентации отечественного хозяйства не производилось. Эмиссия сдерживала рост доходов населения, что оценивалось либеральными экономистами как благое средство поддержания конкурентоспособности российского хозяйства. Власти не только разгоняли инфляцию эмиссией, но и «добросовестно» боролись с ней. Однако, методы правительства по борьбе с инфляцией были неэффективны и даже способны ухудшить ситуацию. Меры по снижению инфляции должны были обеспечивать не сжатие, а расширение потребительского рынка в России, стимулируя производство внутри страны. Этого настоятельно требовал надвигающийся кризис. На протяжении последних лет правительство РФ активно проводило эмиссионную политику, стремясь сдержать рост оплаты труда. Только за 2007 год рублевая масса в экономике возросла почти на 60%. Оптимальным для растущего хозяйства считается годовое увеличение денежной массы на 3%. Допустимый предел составляет 8-10%. В результате накачки экономики рублем, попадавшим в нее мимо карманов рядовых потребителей, по итогам 2007 года инфляция в России резко возросла. В условиях открывшегося в 2008 году мирового кризиса ситуация оказалась еще хуже. Если бы вливание денег в экономику как минимум не превышало темпы прироста производимой продукции, инфляция не имела бы такой угрожающий потенциал.

24.Антиинфляционная политика в РФ. Проблема инфляции в России - одна из наиболее актуальных и возникает необходимость серьезного комплексного рассмотрения этой проблемы.В условиях стабильного экономического развития России высокая инфляция создает серьезные трудности всем: правительству - замедляет рост ВВП и делает недостижимой задачу его реального удвоения в течение 10 лет; бизнесу - лишает его инвестиционных и кредитных возможностей; населению - не позволяет сделать необходимые накопления, снижает уровень жизни. Задача чрезвычайно серьезная, и ее надо решать. Есть две основные точки зрения. Первая - инфляция имеет сугубо монетарные причины, и бороться c ней следует путем сдерживания роста (стерилизации) денежной массы, для чего и создан Стабилизационный фонд. Вторая - главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего тарифов естественных монополий, что требует ужесточения антимонопольной политики. Главная проблема российской экономики состоит в том, что с немонетарными причинами инфляции денежные власти борются исключительно монетарными методами, снижая ликвидность и конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики. Между тем необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах российской экономики и благосостояния ее граждан.Существенное повышение уровня обновления основных производственных фондов (сейчас около 2% в год), строительства жилья (сегодня менее 3% потребности) и решение других важнейших социально-экономических задач не могут быть осуществлены без значительного (в несколько раз) увеличения инвестиций в российскую экономику. Безусловно, можно и важно привлекать для этого иностранные инвестиции, но более разумно и полезно использовать в этих целях национальные денежные ресурсы.Следует отметить, что результаты анализа свидетельствуют не об избыточности денежной массы, а об ее излишнем изъятии из экономики и накапливании в Банке России и зарубежных активах. В целях ускорения экономического роста, сокращения инфляции необходимо реализовать ряд мер.

1. Стабилизационный фонд (лучше его назвать Фондом развития и разделить не две части: Фонд будущих поколений и Инвестиционный фонд), как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все экспортируемые сырьевые товары (а не только нефть). В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет попадать на внутренний рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, и следовательно, к росту импорта.

2. Фонд развития (бывший стабилизационный фонд), как и бюджетные средства правительства (в отличии от валютных резервов Банка России), необходимо использовать исключительно в интересах решения социально-экономических задач и ни в коем случае в качестве какого-либо резерва (незачем клонировать государственные резервы).

3. Половину ежегодных поступлений в Фонд развития следует сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего государственных долгов до их полного погашения, затем на формирование Фонда будущих поколений, а остальную часть - на инвестиции и покрытие дефицитов бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах.

4. Неконтролируемые (с точки зрения воздействия а структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени замены инвестициями в иностранной валюте из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях правомерным было бы создание соответствующих институтов развития (банк, венчурная, страховая и лизинговая компании).

Известно, что сумма иностранных инвестиций и кредитов в российскую экономику в несколько раз превышает объем нынешнего Стабилизационного фонда, но никто в правительстве не говорит о том, что это приводит к инфляции.

5. Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк некредитных организаций.Проблема состоит в том, что денежную массу в экономике формируют банки путем депозитно-кредитной мультипликации (эмиссии кредитных денег). При низкой ликвидности банки не смогут кредитовать экономику, т. е. создавать денежную массу, соответствующую ее потребностям.. Учитывая, что банки не являются субъектами потребительского рынка и поэтому высокий уровень их ликвидности не может приводить к инфляции, нет необходимости в массовом переводе денежных средств на счета в Банке России

6. Представляется целесообразным и своевременным переход в государственном масштабе от политики сбережений к инвестиционной политике.Политика сбережений государства в 2005 г. достигла своего апогея, в результате чего его общие ресурсы составляли 80% совокупных ресурсов населения, предприятий и кредитных организаций, тогда в 2001 г. их доля была всего лишь 25%. Это означает трехкратный опережающий рост ресурсов государства

7. Необходимо (и без существенных рисков и напряжения возможно) значительно увеличит денежную базу в экономике, напротив в оборот через банковскую систему и фондовый рынок на кредитной основе около 3 - 4 трлн. руб. инвестиционных ресурсов. Это важно и потому, что дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике (денежная база в широком определении и денежная масса), вызванный чрезмерным уровнем государственных сбережений, приводит к увеличению скорости денег и их дефицита, что также провоцирует инфляционные процессы.

 

25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Концепция Филлипса. Между безработицей и инфляцией существует взаимосвязь. Сторонники разных теорий имеют различные взгляды на характер этой связи. Так, сторонники кейнсианства выдвинули идею о том, что между инфляцией и безработицей существует устойчивая взаимообратная связь: рост инфляции сопровождается уменьшением безработицы, и наоборот. Следовательно, в экономике, по их мнению, может возникнуть либо безработица, либо инфляция.

В своих рассуждениях кейнсианцы отталкивались от так называемой кривой Филлипса, графически отражающей эту альтернативную взаимосвязь безработицы и инфляции. перед людьми, определяющими экономическую политику, встает дилемма что лучше: стимулирующая или ограничительная фискальная политика? Традиционные меры денежной и фискальной политики ограничивались только лишь перераспределением совокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорции рынка труда и систему господства на рынке, которые вызывали рост инфляции прежде, чем достигалось состояние полной занятости. Следовательно, стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, которые совместно должны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции.И наоборот, ограничительная фискальная политика и политика дорогих денег могут быть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровня безработицы и потерянного объема производства. Политика регулирования совокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку на кривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативную связь «уровень безработицы - уровень инфляции», воплощенную в кривой Филипса.

Стабильный выбор между безработицей и инфляцией типа, показанного на примере традиционной кривой Филлипса, может существовать, только если лица, получающие заработную плату, продолжают верить, что фунт есть фунт, независимо от инфляции. Краткосрочный компромисс устанавливается в основном между безработицей и неожидаемой инфляцией. Но как только исчезает денежная иллюзия, т. е. когда учитывается инфляция, то работники, для которых раньше устанавливалось ежегодное увеличение оплаты, скажем, на 3%, будут настаивать на инфляционной надбавке к этим 3%, а если правительство проводит достаточно уступчивую финансовую политику, то им удастся получить эту надбавку. Но при такой политике увеличение заработных плат приведет к дальнейшему росту цен, что в свою очередь потребует более быстрого повышения заработных плат и т. д.

Но существует и другое мнение по этому вопросу. Объяснение одновременности появления более высоких темпов безработицы и инфляции вытекает из неоклассических представлений и называется гипотезой естественного уровня. Данная гипотеза ставит под вопрос само существование нисходящей кривой Филлипса в том виде, как она изображена на рисунке. В итоге делается вывод, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Известно, что естественный уровень безработицы - это тот уровень, при котором на рынке труда не будет ощущаться ни нехватки, ни избытка рабочих. Естественный уровень безработицы колеблется в пределах 5-6%.

Теория адаптивных ожиданий - это один из вариантов гипотезы естественного уровня. По ее логике, ожидания будущей инфляции формируются хозяйственными субъектами на основе предшествующих и настоящих уровней инфляции, причем, как показывает опыт, изменение этих ожиданий происходит очень медленно. Теория адаптивных ожиданий предполагает, что в краткосрочном плане может существовать альтернативность инфляции и безработицы, но в долгосрочном плане такой альтернативности нет.

Возникшая позднее теория рациональных ожиданий доказывает, что макроэкономическая политика оказывается неэффективной, поскольку ее последствия заранее учитываются рабочими. Следовательно, делается вывод о том, что не существует даже кратковременной альтернативной связи между инфляцией и безработицей.Взятые совместно, гипотеза естественного уровня, теории адаптивных и рациональных ожиданий приводят к выводу о том, что политика маневрирования спросом не может повлиять на объемы реального выпуска и занятости в долгосрочном плане, а воздействует лишь на уровень цен.Большинство экономистов считают справедливым предположение об альтернативности безработицы и инфляции в краткосрочном плане, но вероятность такой связи в долгосрочном плане намного.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: