Планирование учебного процесса, формы, методы, принципы и средства организации программы.
На изучении программы «Настольный теннис» (Адаптивная физическая культура) для обучающихся с ОВЗ, в возрасте от 8-11 лет, в МБУДО ДЮСШ отводится 6 ч. в неделю, 240 ч в год.
На разделы «Основы знаний», «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» и «Подвижные игры» в годовом плане-графике отдельных занятий не предусматриваются. Оздоровительная и корригирующая гимнастика проводится на каждом занятии в течение всего учебного года. Подвижные игры – на каждом занятии в соответствии с изучаемым материалом. Основы знаний даются так же в процессе учебно-тренировочного процесса.
К специфическим принципам работы по программе «Настольный теннис» (Адаптивная физкультура) относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Программа включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого медико педагогической помощи в условиях дополнительного образования;
- коррекционно развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
|
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы.
Коррекционно развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития обучающегося с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
|
- развитие эмоционально волевой и личностной сферы обучающегося и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
- проведение тематических выступлений для педагогов
и родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий обучающихся с ОВЗ.
Средства, используемые при реализации программы представлены в Приложении № 2.
Особенности реализации учебной программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно, ее последовательность и адресность создают предпосылки для устранения факторов дезорганизующих деятельность программы образовательного учреждения.
|
Первый этап направлен на сбор и анализ информации. Информационно аналитическая деятельность направлена на изучение и оценку контингента обучающихся для учёта особенностей психофизического развития детей, определения специфики форм обучения и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программного и методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Второй этап решает вопросы планирования, организации, координации образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья. Организационно исполнительская деятельность раскрывает саму сущность организации образовательного процесса. В результате работы имеющей коррекционно развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных программ) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Третий этап осуществляет диагностику коррекционно развивающей образовательной среды. Контрольно диагностическая деятельность констатирует соответствие созданных условий для детей с ограниченными возможностями и применяемых коррекционно развивающих, индивидуальных, вариативных и образовательных программ особым образовательным потребностям.
Этап регуляции и корректировки является четвертым и заключительным в реализации коррекционной программы в начальной общеобразовательной школе. В результате регулятивно корректировочная деятельности вносятся необходимые изменения в образовательный процесс и процесс педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка форм обучения, условий, методов и методических приёмов работы.
Планируемые результаты:
- повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития;
- развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
Универсальными компетенциями обучающихся системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные результаты:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.