Решения Конституционного суда по поводу смертной казни




· В ст.24 Конституции закреплен временный и исключительный характер смертной казни. По закону она может применяться как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только по приговору суда.

· До 1993 года смертная казнь предусматривалась как альтернатива лишению свободы до 15 лет за 17 общеуголовных и 16 воинских преступлений.

· В 1993 году смертная казнь была исключена из списка наказаний, предусмотренных за хищение имущества в особо крупных размерах, получения взятки при особо отягчающих обстоятельствах, фальшивомонетничество.

· В 1994 году, при сохранении запрета применения смертной казни к лицам моложе 18 лет, было введено положение о недопустимости применения ее в отношении женщин.

· В уголовном кодексе написано, что смертная казнь применяется не просто за особо тяжкие преступления, а лишь за те, которые связаны с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.

· Отмена смертной казни предрешена стремлением Беларуси вступить в Совет Европы.

 

44 Свобода, неприкосновенности и достоинство личности.

Согласно ст. 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Конституция закрепляет право каждого человека на свободу и неприкосновенность. Изъятия могут быть установлены только законом.

45 Право на личную жизнь.

Согласно ст. 28 Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Указанная статья закрепляет неприкосновенность личной(частной) жизни, под которой в юридической литературе понимают физическую и духовную область, контролируемую самим человеком. Это право состоит из отдельных элементов (правомочий). Оно включает право на личную и семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи его переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования, право на защиту личности и др.

Частной жизнью распоряжается сам индивидуум. Человек свободен в выборе круга общения в неформальной обстановке. К сфере частной жизни

относят брак (развод), деторождение (усыновление), распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию о состоянии здоровья, свободу вероисповеданий.

Именно поэтому право на личную (частную) жизнь предполагает недопустимость прослушивания его переговоров, слежки за ним, нарушения его права на конфиденциальность почтовых и иных сообщений, нарушения тайны вкладов, врачебной, адвокатской тайны, нарушения тайны исповеди и др.

Право на неприкосновенность личной жизни принадлежит человеку от рождения, оно не даруется государством. Вместе с тем с учетом требований, предусмотренных ст. 23 Конституции, возможно «вторжение» в личную жизнь в целях борьбы с преступлениями (правонарушениями), в связи с эпидемией или стихийным бедствием и ликвидацией их последствий, в условиях военного или чрезвычайного положения.

46 Свобода передвижения и выбора места жительства. Законодательство о свободе передвижения. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросу обеспечения права на свободу передвижения.

Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции).

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. Конституция закрепляет право граждан свободно передвигаться внутри государства и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на эмиграцию в Беларусь

Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передви­гаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Кон­ституции).

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. Конституция закрепляет право граждан свободно передвигаться внут­ри государства и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на эмиграцию в Беларусь.

Согласно ст. 12 Международного пакта о гражданских и полити­ческих правах, ратифицированного Республикой Беларусь, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, при­надлежит в пределах этой территории право на свободное передви­жение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомяну­тые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны госу­дарственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нрав­ственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в вышеуказанном Пакте другими правами. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания » система прописки была упразднена и предусмот­рена регистрация граждан по месту жительства в пределах Республики Беларусь. Названным Указом утверждено Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее — Указ № 413, Положение № 413 соответственно).

Согласно п. 13 Указа № 413 для регистрации по месту жительства гражданин обязан не позднее одного месяца со дня прибытия на новое местожительства обратиться к лицу, ответственному за регистрацию, а при его отсутствии — в орган регистрации. При этом обращение гражданина к лицу, ответственному за регистрацию, или в орган ре­гистрации для снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства не требуется. Согласно гл. 2 Положения № 413 для ре­гистрации по месту жительства гражданин обязан представить:

— заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме. Если в соответствии с законодательными актами вселение гражданина в жилое помещение осуществляется лишь с согласия собственника (нанимателя) жилого помещения, совершеннолетних членов его семьи, имеющих право пользования жилым помещением, то такое согласие оформляется путем проставления в заявлении о регистрации по месту жительства подписей этих лиц или отдельным документом и удостоверяется лицом, ответственным за регистрацию, либо иным указанным в Положении № 413 лицом, а при его отсут­ствии — должностным лицом органа регистрации, либо нотариусом или иным должностным лицом, которому в соответствии с законода­тельными актами предоставлено право совершать нотариальные действия;

— документ, удостоверяющий личность;

— доверенность, оформленную в порядке, установленном граж­данским законодательством, — для представителя гражданина, ре­гистрирующегося по месту жительства;

— военный билет или временное удостоверение (удостоверение призывника) с отметкой о постановке на воинский учет по новому месту жительства —для регистрации военнообязанных (призывников);

— документ, являющийся основанием для регистрации граждани­на по месту жительства;

— свидетельство о смерти (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца или предоставлено убежище в Республике Беларусь, — при наличии), либо нотариально засвидетельствованную его копию, либо справку органа, регистриру­ющего акты гражданского состояния, содержащую сведения из записи акта о смерти (в случае смерти одного из законных представителей), либо копию (выписку из) решения суда о лишении родительских прав, отмене усыновления (удочерения), признании гражданина недее­способным, безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, либо справку органа, регистрирующего акты гражданского состояния, содержащую сведения из записи акта о рождении, в случае, если запись о родителях ребенка произведена в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, либо копию постанов­ления (определения) суда, органа уголовного преследования об объяв­лении розыска гражданина —для регистрации несовершеннолетних, которые имеют одного законного представителя;

— письменное согласие одного из законных представителей не­совершеннолетнего на его регистрацию по месту жительства другого законного представителя, удостоверенное лицом, ответственным за регистрацию, либо уполномоченным должностным лицом учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а при его отсутствии — должностным лицом органа регистрации по месту жительства или месту пребывания законного представителя, либо лицом, совершающим нотариальные действия, или копию (вы­писку из) решения суда, Соглашения о детях, которыми определено, с кем из законных представителей будет проживать несовершенно­летний, — для регистрации несовершеннолетнего по месту жительства одного из его законных представителей в случае, если законные пред­ставители зарегистрированы не по одному месту жительства;

— письменное согласие законных представителей несовершенно­летнего на его регистрацию не по месту их жительства, удостоверенное лицом, ответственным за регистрацию, уполномоченным должностным лицом учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а при его отсутствии — должностным лицом органа регистрации по месту жительства или пребывания законных пред­ставителей несовершеннолетнего, либо лицом, совершающим нота­риальные действия, — для регистрации несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет не по месту жительства его законных пред­ставителей;

— документ, подтверждающий уплату гражданином государствен­ной пошлины за регистрацию по месту жительства (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных законодатель­ными актами).

В месячный срок для обращения граждан в целях регистрации по месту жительства не включается время, в течение которого гражданин по уважительной причине (тяжелая болезнь, служебная командиров­ка и другие), подтверждаемой соответствующими документами, не мог обратиться за регистрацией.

Если у органа внутренних дел имеются сведения, подтверждающие, что один из законных представителей несовершеннолетнего не за­регистрирован по месту жительства на территории Республики Бела­русь либо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Республике Беларусь, то случаях, предусмотренных Положением № 413 при регистрации не­совершеннолетнего, письменное согласие такого законного предста­вителя несовершеннолетнего не требуется.

Согласно п. 19 Положения № 413 граждане, имеющие в собствен­ности либо в пользовании несколько жилых помещений на территории Республики Беларусь, регистрируются только по одному месту жи­тельства.

Особо подчеркнем, что в соответствии с п. 20 Положения №413 в случае отказа военнообязанному (призывнику) в регистрации по месту жительства органом регистрации в течение трех рабочих дней направляется извещение об отказе военнообязанному (призывнику) в регистрации по месту жительства в орган, осуществляющий воинский учет. Военнообязанный (призывник) в случае отказа в регистрации по месту жительства должен в течение пяти рабочих дней со дня полу­чения письменного отказа в регистрации по месту жительства стать на воинский учет по прежнему месту жительства.

Положением № 413 предусмотрена наряду с регистрацией граж­дан по месту жительства также регистрация граждан по месту пре­бывания.

Так, в случае временного выезда из места жительства на срок более одного месяца гражданин вправе, если иное не установлено в п. 28-1 Положения № 413 (речь идет о гражданах Республики Бе­ларусь постоянно проживающих за пределами нашей республики, а также постоянно проживающих у нас иностранцах, которые времен­но выехали из Беларуси), п. 30 Положения № 413 (в данном пункте идет речь о гражданах, прибывших из другого населенного пункта для получения образования), зарегистрироваться по месту пребывания (п. 21 Положения № 413).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если иной срок не установлен Положением № 413.

Обращаем внимание, что регистрация граждан по месту пребыва­ния осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Для регистрации по месту пребывания гражданин обращается к липу, ответственному за регистрацию, а при его отсутствии — в орган регистрации и представляет соответствующие документы.

Гражданин вправе вновь обратиться за регистрацией по месту пре­бывания не ранее чем за десять календарных дней до истечения срока регистрации по месту пребывания.

Положением № 413 установлены особенности регистрации не­которых категорий граждан по месту жительства и месту пребывания.

Требования Положения № 413 для регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания не распространяются на случаи ре­гистрации граждан, указанные в гл. 4 Положения № 413, если иное не предусмотрено данной главой, а именно:

— граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, вправе зарегистрироваться по месту пребывания на территории Республики Беларусь не более чем на шесть месяцев в течение года в порядке регистрации граждан по мес­ту пребывания;

— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно про­живающие в Республике Беларусь, временно выехавшие из места жительства, обязаны зарегистрироваться по месту пребывания не позднее одного месяца со дня прибытия в порядке регистрации граж­дан по месту пребывания;

— граждане, прибывшие в г. Минск из другого населенного пункта для работы по приглашению организаций с разрешения Минского горисполкома, регистрируются по месту жительства, в том числе в предоставленных им в соответствии с законодательством жилых помещениях общежитий, в порядке регистрации граждан по месту жительства;

граждане, прибывшие из другого населенного пункта для полу­чения образования в учреждениях образования и организациях, реа­лизующих образовательные программы послевузовского образования, в дневной форме получения образования, обязаны в порядке реги­страции граждан по месту пребывания зарегистрироваться на срок получения образования по месту пребывания, а граждане Республики Беларусь, не обеспеченные жилой площадью в общежитии, — по месту нахождения учреждения образования и организации, реализу­ющей образовательную программу послевузовского образования. Орган регистрации выдает им свидетельство о регистрации по месту пребывания;

— граждане, проходящие военную службу по контракту, офицеры, проходящие военную службу по призыву (далее — военнослужащие), и члены их семей регистрируются:

по месту жительства в порядке регистрации граждан по месту жительства;

по месту пребывания в порядке регистрации граждан по месту пребывания либо по месту нахождения государственного орга­на (организации), в котором предусмотрена военная служба. Такая регистрация осуществляется без снятия военнослужащих и членов их семей с регистрационного учета по месту житель­ства

Так, исходя из конституционных гарантий на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь, права собственности и права граждан на жилище, а также норм международного права, Конституционный Суд своим решением от 25 марта 1997 г. снял ряд существовавших ранее ограничений в реализации этих прав. Он указал, что граждане Республики Беларусь, в том числе и постоянно проживающие за ее пределами, вправе приобретать квартиры или дома по договору купли-продажи в любых населенных пунктах Республики Беларусь независимо от постоянного места жительства. Аналогичным правом должны пользоваться и иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Беларуси и имеющие законный источник существования. Особенности приобретения квартир (домов) могут быть установлены в г.Минске, являющимся столицей нашей республики, статус которого должен определяться законом. Что же касается иностранных граждан, постоянно не проживающих на территории нашей республики, то право на покупку квартир или домов может быть реализовано в соответствии с международными договорами и установленной процедурой реализации этих договоров.

Конституционным Судом Республики Беларусь возбуждено производство по делу о реализации Заключения Конституционного Суда от 27 сентября 2002 г.

5 сентября с.г. Конституционным Судом Республики Беларусь возбуждено производство по делу о реализации Заключения Конституционного Суда от 27 сентября 2002 г., которым были урегулированы вопросы правомерности проставления обязательной отметки в паспорте гражданина о временном выезде из Республики Беларусь. В указанном Заключении было предложено Совету Министров и иным государственным органам создать в срок не позднее 31 декабря 2005 г. такую систему учета, применение которой позволит гражданам выезжать из Республики Беларусь по общегражданскому паспорту без проставления отметки.

В связи с тем, что подчиненные Совету Министров государственные органы не успели создать к указанной дате систему компьютерного учета тех лиц, в отношении которых допускается ограничение их права на выезд, Правительство обратилось в Конституционный Суд с просьбой продлить срок реализации Заключения Конституционного Суда. Дело к слушанию назначено на 19 сентября 2005 г. Обязательная отметка в паспорте гражданина действует сроком до пяти лет, при обращении за разрешением на временный выезд за пределы Республики Беларусь с граждан взыскивается государственная пошлина в размере пяти базовых величин. По истечении пятилетнего периода оформленные документы утрачивают силу, и граждане вновь вынуждены обращаться в органы внутренних дел за получением разрешительной отметки и вновь уплачивать государственную пошлину.

 

47 Право на определение отношения к религии. Свобода совести. Акты Конституционного Суда по вопросу о конституционности проставления в паспорте личного номера гражданина, а также о праве на альтернативную (воинскую) службу.

Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).

Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.

Согласно ст. 16 Конституции религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к религии. Что касается «внешних» проявлений этой свободы, то здесь допустимо законодательное регулирование.

Конституционным Судом Республики Беларусь рассмотрено коллективное обращение депутатов Палаты представителей, в котором сообщается об увеличении количества поступающих к ним писем от верующих о недопустимости присвоения гражданам личных (идентификационных) номеров и необходимости введения в республике альтернативной системы регистрации и учета граждан, отказавшихся от получения паспортов с такими номерами. В обращении содержится просьба дать разъяснения в средствах массовой информации о конституционности данного акта.

Статьей 116 Конституции Республики Беларусь на Конституционный Суд возложено осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд считает, что поскольку вопросы введения государством новых технологий компьютерного учета затрагивают права и законные интересы граждан, прежде всего той части верующих, которые не могут преодолеть личного предубеждения перед присвоением им идентификационных номеров, то данную проблему нельзя считать несуществующей на том основании, что от получения новых паспортов отказалась небольшая группа граждан (по информации Министерства внутренних дел, сдали обратно ранее полученные паспорта 118 человек, а отказались от получения паспорта всего 174 гражданина Республики Беларусь).

Исходя из общественной значимости поставленных вопросов, Конституционный Суд полагает оправданным принять дополнительные меры по надлежащему правовому регулированию соответствующих отношений, выработке механизмов защиты от незаконного вмешательства в личную жизнь, прямого либо косвенного ущемления внешних проявлений духовной свободы личности, давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности, поскольку наряду с техническими преимуществами создание и объединение массивов личной информации, развитие электронных средств идентификации личности могут повлечь и некоторые негативные последствия.

По мнению Конституционного Суда, при принятии органами государственной власти соответствующих решений по обозначенной проблеме требуют взвешенного подхода и анализа все позиции, в том числе и обнародованная на официальном сайте Московского патриархата позиция Русской Православной Церкви.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь как представительный орган, ответственный за принятие всех доступных ему мер для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного обеспечения прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, может в пределах своей компетенции обеспечить соответствующее решение проблемных вопросов.

РЕШИЛ:

П ризнать Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе» соответствующим

Конституции Республики Беларусь.
Н астоящее решение вступает в силу со дня принятия.
О публиковать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

48 Свобода мнений и убеждений.

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).

В названной статье Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая, в свою очередь, является средством выражения свободы слова.

Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.

Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, участие в собраниях и других общественных мероприятиях, направление обращений в государственные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других вопросов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т. д.

Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-3 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о средствах массовой информации) граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.

Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь

на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации.

В ст. 7 Закона о средствах массовой информации указано на недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации. Так, не допускается незаконное ограничение свободы массовой информации, которое выражается:

— в осуществлении цензуры массовой информации — требовании со стороны должностных лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационному агентству, корреспондентскому пункту, главному редактору (редактору), журналисту, учредителю (учредителям) средства массовой информации предварительно согласовывать информационные сообщения и (или) материалы, за исключением случаев согласования с автором или интервьюируемым, распространения официальных информационных сообщений (см. ст. 18, 26 Закона о средствах массовой информации);

— во вмешательстве в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;

— в приостановлении или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований Закона о средствах массовой информации, иных актов законодательства Республики Беларусь;

— в принуждении журналиста средства массовой информации к распространению либо отказу от распространения информации;

— в нарушении прав журналиста средства массовой информации, установленных Законом о средствах массовой информации и иными актами законодательства Республики Беларусь;

— в ином воспрепятствовании в какой-либо форме законной деятельности учредителя (учредителей) средства массовой информации, юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространителя продукции средства массовой информации.

Повторимся, цензура средств массовой информации не допускается. Не допускаются создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

49 Право на национальную принадлежность, пользование родным языком. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросу об ответственности за неуважение одного из государственных языков.

В соответствии со ст. 50 Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.

Оскорбление национального достоинства преследуется согласно законодательству. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности.

На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей. Поданным проведенной в 2009 г. переписи, из9,5 млн населения белорусы составляют 83,7% от всего населения, русские — 8,3 %, поляки — 3,1 %, украинцы — 1,7 %, евреи — 0,1 %, армяне — 0,1 %, литовцы — 0,1 %, татары — 0,1 %, все другие — 2,8%. Таким образом, Беларусь — полиэтничное государство.

В Конституции в качестве государственных закреплены два языка — белорусский и русский (ст. 17 Конституции). Более того, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ст. 50 Конституции).

Закон Республики Беларусь от 26.01.1990 № 3094-Х1 «О языках в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) (далее — Закон о языках) закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21 Закона о языках), провозглашается защита языков (ст. 6 Закона о языках), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21 Закона о языках).

Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

На фоне этнонациональных противоречий, существующих в других странах, Беларусь в целом выглядит вполне благополучно. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по национальному признаку. В ст. 50 Конституции закреплены гарантии права каждого на сохранение своей национальной принадлежности, недопустимости принуждения к определению и указанию национальной принадлежности. Более того, оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Установлен конституционный запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды (ст. 5 Конституции). Государство обязывается регулировать отношения между национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст. 4 Конституции). В качестве конституционной закреплена обязанность каждого человека беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национ

В развитие конституционных норм приняты законодательные и иные нормативные акты. Среди них Закон Республики Беларусь от 11.11.1992 № 1926-ХП «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений в Республике Беларусь, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.

Так, в Конституционный Суд поступила жалоба о том, что работнику было предъявлено требование переписать заявление, написанное на белорусском языке. В целях предупреждения таких ситуаций, а в случае необходимости и наказания виновных, Конституционный Суд в 1999 году направил в Парламент предложение об установлении административной ответственности за неуважительное отношение к языкам. В результате Кодекс об административных правонарушениях был дополнен статьей 1722, согласно которой публичное порочение государственных и других национальных языков, которыми пользуется население Республики Беларусь, создание препятствий и ограничений в пользовании ими влекут наложение штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных заработных плат, на должностных лиц – в размере от пяти до десяти минимальных заработных плат (в настоящее время штрафы исчисляются в базовых величинах).

 

50 Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, направленные на обеспечение права на судебную защиту и права на юридическую защиту.

Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Компетентность суда проявляется прежде всего в профессионализме судей, их способности объективно во всем разобраться и вынести решение, основанное на законе.

Независимость суда означает, что судьи (присяжные заседатели) при осуществлении правосудия подчиняются только закону. Какое- либо вмешательство в деятельность судей (присяжных заседателей) по осуществлению правосудия недопустимо.

Независимость судей обеспечивается порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запретом требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду либо вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности суда, материальным, социальным обеспечением суда и т. д.

Беспристрастность суда проявляется в справедливой оценке фактов, исключении какой-либо дискриминации. В целях обеспечения беспристрастности суда законодательством устанавливаются специальные гарантии, например отвод судьи.

В часть 1 ст. 60 Конституции оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки. Поэтому может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу. Так, согласно ст. 197 Гражданского кодекса общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года (исковая давность). Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности.

Право на юридическую помощь является одним из основных элементов правового статуса любого человека. Это право гарантируется не только Конституцией, но и рядом международных документов.

Профессионально юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-3 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон об адвокатуре) адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных названным Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

В соответствии со ст. 8 Закона об адвокатуре к осуществлению адвокатской деятельности не допускается лицо:

— признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

— ранее совершившее умышленное преступление;

— исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов по дискредитирующим обстоятельствам, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;

— обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг соответственно;

— занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы.

Законом об адвокатуре установлены гарантии адвокатской деятельности. Предусмотрено, что адвокат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: