В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.




В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

 

Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом.

Статья 139. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. (обсуждения правомочны – только если проект был одинаковым)

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

 

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Статья 74. Республиканские референдумы назначаются Президентом РБ по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Разделы І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции могут быть изменены только путем референдума.

 

С 26.01.1990 было принято 16 законов по изменению Конституции.

 

10. Толкование Конституции.

 

В целях единообразного применения нормативных актов гражданами, должностными лицами, гос. органами возникает необходимость в их толковании. Деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации получила в юр. литературе название — толкование (интерпретация).

 

Толкование различают по его юр. обязательности: а) официальное (несет властный характер, оно обязательно для исполнения); б) неофициальное (не имеет обязательной юр. силы). Официальный (Парламент и КС) и неофициальный характер толкования зависит от субъекта, дающего толкование. Официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное(КС). Нормативное толкование имеет общий характер, т. е. оно обязательно для определённого вида общественных отношений (категории дел); казуальное — обязательно для конкретной ситуации (данного дела).

 

Нормативное толкование — это разъяснение, даваемое с целью устранения ошибок в понимании акта и обеспечения его единообразного применения. Нормативное толкование имеет несколько видов: Аутентическое толкование(Парламент) представляет собой разъяснение нормативного акта органом, его принявшим. Легальное или делегированное толкование предполагает дачу разъяснения иным уполномоченным на то органом, который не принимал акт, подлежащий толкованию. Делегированное толкование может осуществляться различными субъектами (Советом Министров, министерством и др.).

 

11. Функции Конституции Республики Беларусь.

1. Юридическая – является основным законом, ведущим источником права и регулятором важнейших общественных отношений, а также она обладает стабильностью, устойчивостью. Таким образцом можно назвать Конституцию США, принятую в 1787г, действующую более 200 лет, в нее внесено всего 27 поправок, свыше ста лет действуют Конституции Норвегии, Швейцарии. Во Франции было принято 16 конституций в течение 200 лет. В РБ действует пятая по счету Конституция.

2. Политическая – Конституция определяет государственный и общественный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет принципы избирательной системы.

3. Экономическая – Конституция закрепляет две фундаментальные формы собственности (государственную и частную).

4. Социальная – РБ является унитарным демократическим социальным правовым государством. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Граждане ответственны перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на них Конституцией. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ. Власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов. Свою власть народ осуществляет через представительные органы (Советы депутатов).

5. Духовно-идеологическая – свобода на вероисповедование, слова, печати. Демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий, мнений.

 

12. Конституция в правовой системе Республики Беларусь.

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами) [1, с.62].
В чисто формальном значении конституцию можно определить, как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ее нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.
Для конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение, по меньшей мере, трех задач: 1) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции; 2) определение основ правового статуса граждан данного государства; 3) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим. Оценивая эти составляющие конституционного текста, мы можем понять сущность конституции, формируемый его механизм власти, статус человека и гражданина в национальном праве.

13. Конституционное развитие Республики Беларусь.

В Беларуси были приняты Конституции в 1919 г., 1927,1937,1978,1994 г.

Особенности Конституции РБ, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. (вступила в действие 30 марта 1994 г.), заключаются в следующем;

1) Это первая Конституция как суверенного государства;

2) Человек признан высшей ценностью общества и государства

3) Основные положения конституции приведены в соответствие с нормами международного права, признан приоритет общепризнанных принципов международного права

4) Закреплен принцип равенства личности и государства

5) РБ впервые провозглашена как унитарное демократическое социальное правовое государство

6) Закреплено политическое, экономическое, идеологическое многообразие

7) Закреплен принцип разделения и взаимодействия властей

8) Закреплен более широкий круг прав и свобод личности

9) Введен институт президентства

10) Образован конституционный Суд РБ

На республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Была принята Конституция РБ с изменениями и дополнениями, т.е. ее новая редакция. В основном изменения коснулись перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством.

Основными отличиями Конституции РБ в редакции 1996 г. от Конституции РБ в редакции от 15 марта 1994 г. являются:

1) закреплен принцип верховенства права

2) закреплено 2 гос языка

3) закреплено право каждого на достойный уровень жизни

4) изменен круг субъектов, обладающих правом инициировать проведение республиканских референдумов;

5) изменено место и роль Президента РБ в гос механизме, расширена его компетенция

6) образован двухпалатный Парламент- Национальное собрание РБ (вместо однопалатного Верховного Совета)

7) закреплен принцип косвенного избирательного права

8) Введено право отзыва депутата

9) Изменен статус Правительства _ Совета Министров РБ, повышена его самостоятельность.

10) Изменено место КС РБ в системе органов власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора, теперь- в систему органов судебной власти), его конституционно-правовой статус

11) Образован Комитет гос контроля (вместо Контрольной Палаты РБ)

12) Изменен порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РБ.

Изменения были внесены в ч.1 ст. 81 конституции РБ на республиканском референдуме 17 октября 2004 г: была отменена норма об ограничении пребывания на президентской должности 2 срока.

14. Механизм защиты Конституции.

Важность регулируемых Конституцией общественных отношений, необходимость обеспечения ее верховенства в системе правовых актов требует ее особой правовой охраны.

Защита Конституции – совокупность способов и средств, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие Конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами.

1) Конституция содержит ряд норм, направленных на ее самозащиту (ч. 2 ст. 7, ст.ст. 52, 140 и др.);

Статья 7 часть 2. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

2) Закрепляется ответственность должностных лиц за нарушение Конституции (ст.ст. 88, 94, 123 и др.);

Статья 88. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Статья 94. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Статья 123. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.

3) Возможны репрессивные меры с целью пресечения нарушений Конституции (например, запрещение создания и деятельности политических партий, иных общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды – ч. 3 ст. 5 Конституции).

Часть 3 статьи 5. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

4) Ряд государственных органов стоят на страже защиты конститу Фй ционных положений:

Президент Республики Беларусь как гарант Конституции;

Национальное собрание, его органы;

Прокуратура;

Министерство юстиции.

5) В системе государственных органов Республики Беларусь действует специализированный орган, которому вменяется в обязанность следить за соблюдением конституционной законности – Конституционный Суд Республики Беларусь.

 

15. Ответственность по конституционному праву.

Конституционно-правовая ответственность – отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей по отношению к обществу, государству и другим лицам. В настоящее время особенно актуальным является развитие конституционно-правовой ответственности. Это обусловлено, прежде всего, пониманием высокой ценности конституционных норм, все более широким признанием не только верховенства Конституции, но и прямого, непосредственного действия ее норм.

Выделяют следующие ее признаки:

- принцип ответственности за вину (исключение – позитивная ответственность);

- принцип конституционности (законности), то есть ответственность за те деяния, которые предусмотрены в Конституции либо в принятых на ее основе подконституционных актах;

- принцип справедливости (недопустимость придания закону или иному акту, устанавливающему ответственность, ухудшающему правовое положение участников общественных отношений, обратной силы);

- принцип целесообразности, хотя могут быть особенности юридической квалификации (например, освобождение от должности спикера палаты в связи с тем, что он не сумел организовать ее работу, не справляется со своими обязанностями в силу «недостаточной квалификации»).

Конституционно-правовая ответственность тесно переплетается с политической, что вытекает из природы правоотношений. Политическая ответственность – ответственность власти перед обществом за выполнение возложенных на себя обязательств, за реализацию властных полномочий, полученных от народа. Конституционно-правовая ответственность не может являться разновидностью политической, так как она применяется за нарушение конституционных норм, а не по политическим мотивам.

 

16. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это закрепленные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Конституционный означает не только наличие демократической Конституции, но и ее реализацию на практике.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

В качестве основы конституционного строя Конституция закрепляет принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. К другим основам конституционного строя отнесен народный суверенитет, разделение властей, верховенство права, признание приоритета общепризнанных принципов международного нрава, политический плюрализм, многообразие форм собственности, равенства всех перед законом и судом и др.

Признаки конституционного строя:

Является ли существующий в стране строй конституционным, мы можем определить, если такому строю присущи следующие признаки:

государство подчинено праву (само в первую очередь исполняем принятые законы);

признаются и обеспечиваются права и свободы человека;

имеется разделение и взаимодействие властей;

существует многообразие форм собственности; обеспечивается политический плюрализм;

развивается гражданское общество.

17. Суверенитет народа, нации

Обладать суверенитетом — значит независимо от кого-либо, самостоятельно принимать решения.

Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

Абсолютного государственного суверенитета в современных условиях нет, так как развивается мировое хозяйство, объективно складывается взаимозависимость государств в экономической, экологической, гуманитарной и других областях.

Народный суверенитет — это принадлежность всей полноты власти народу. Именно поэтому в ст. 3 Конституции закреплено, что единственным источником и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет свою власть как непосредственно (на референдуме, выборах), так и через представительные органы.

Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако народ его может реализовать при условии с 6уществования государственного суверенитета (есть много примеров, когда многочисленные народы не могут реализовать свое право на создание независимого государства).

Национальный суверенитет выражается в праве нации определять такие вопросы своей жизни, как язык, письменность, обычаи, традиции. Нация — это историческая общность людей, складывающаяся и процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, культуры. Нация формируется из различных племен и народностей.

Все три формы суверенитета взаимосвязаны.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь. Иные решения о независимости Беларуси

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь принята Верховным Советом Республики Беларусь 27 июля 1990 г. Из 15 республик, входивших тогда и состав СССР, Беларусь приняла Декларацию о государственном суверенитете восьмой. В частности, к этому времени были

приняты декларации о независимости республиками Прибалтики, Россией, Украиной. Последними приняли декларации Узбекистан и Азербайджан.

В Декларации было заявлено, что государственный суверенитет утверждается во имя высшей цели — свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики.

Декларация провозгласила верховенство Конституции и законов республики по отношению к актам СССР. Было заявлено о гражданстве Республики Беларусь. Закреплялось право иметь собственные Вооруженные Силы. Провозглашалась независимость республики в проведении внутренней политики, недопустимость изменения территории республики без ее согласия. Декларация закрепляла право иметь свою финансово-кредитную, денежную системы, собственные налоговые и таможенные службы. Предусматривалась необходимость разделения властей.

25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного закона, положения которого обладают более высокой юридической силой, чем Конституция. С введением в действие 30 марта 1994 г. Конституции этот закон утратил силу, и Декларация сохранилась как политический документ.

*8 декабря 1991 г. руководителями России, Украины и Беларуси было подписано Соглашение о создании СНГ. Президент СССР М. С. Горбачев 25 декабря 1991 г. подписал указ о сложении с себя полномочий и выступил с речью по телевидению. 26 декабря 1991 г. на заседании палаты Союза Республик Верховного Совета СССР была принята Декларация о прекращении существования СССР как государства и субъекта международного права.

 

18. Республика Беларусь – унитарное государство.

Ст.1 Конституции РБ: Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Ст.9: Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единые правовая система и конституция.

Признаки:

· Единая конституция · Единая правовая система · Единое гражданство · Единя система высших органов власти

· Имеет административно-территориальное деление.

 

19. Республика Беларусь – демократическое государство.

Ст.1: Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Государство, в котором каждому члену общества гарантировано участие в управлении делами государства и общества

Признаки:

· Народовластие · Разделение властей · Политический плюрализм · Местное управление

· Гражданское общество

Существуют 2 формы демократии: прямая и представительная. Прямая - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера (участие в выборах и референдумах) Представительная - политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. (деятельность депутатов Палаты Представителей и местных Советов депутатов)

 

20. Республика Беларусь – правовое государство.

Правовое – государство, которое во всей своей деятельности и организации подчиняется праву, и высшей целью которого является обеспечение прав и свобод граждан.

Признаки: · Высшая ценность гос-ва– права и свободы · Создание механизма прав и свобод

· Создание механизма защиты прав и свобод · Верховенство права · Принцип разделения властей

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Верховенство права - это все участники правовых отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Разделение властей - заключается в том, что при единстве системы государственной власти законодательная, исполнительная и судебная функции государственной власти распределяются между различными государственными органами, независимыми друг от друга, но находящимися в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой.

 

21. Республика Беларусь – субъект СНГ. Органы СНГ.

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании зоны свободной торговли, которая способствовала бы формированию в рамках Содружества полноценной экономической инфраструктуры, общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Органы: 1) Совет глав гос-в СНГ (Президенты) обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов.

2) Совет глав правительств (Премьер-Министры) координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

3) Межпарламентская ассамблея (консультативным институтом для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих общий интерес).

4) Экономический суд (обеспечение единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений).

5) Исполнительный Комитет СНГ

6) Совет Министров Иностранных дел

Учредительными документами СНГ являются:

Ø Соглашение о создании СНГ; (8.12.1991 между Украиной, Беларусью и Росиией)

Ø Алма-Атинская Декларация;

Ø Устав СНГ и др.

22. Государственный суверенитет Республики Беларусь.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет государства – свойство государства самостоятельно и независимо от других государства осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами, он происходит из суверенитета народа.

Гарантии суверенитета:

1. Материальные (наличие собственной территории, природных ресурсов, эффективно работающей экономики, финансово-кредитной системы.);

2. Организационные (собственная система органов государственной власти, проводит собственную внешнюю политику);

3. Правовые условия (РБ является участницей многих международных договоров)

23. Государственные символы Республики Беларусь.

Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг. Государственный герб и Государственный гимн (ст. 19 Конституции).

Государственный флаг. Представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней — красного цвета и нижней — зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета — 2:1. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага. Государственный флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый цвет (охру). Отношение ширины Государственного флага к длине древка — 1:3.

При проведении торжественных мероприятий, а также установке Государственного флага в служебных кабинетах Президента, высших должностных лиц, руководителей иных государственных органов на верхнем крае древка Государственного флага закрепляется навершие ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичным ее изображению на Государственном гербе. Навершие изготавливается из металла желтого цвета.

Государственный флаг Республики Беларусь и его изображение независимо от их размеров должны в точности соответствовать эталону Государственного флага Республики Беларусь.

Законом предусмотрено, где и когда поднимается или устанавливается Государственный флаг (на зданиях резиденции Президента, палат Парламента, Правительства, министерств, судов и др., в служебных кабинетах ряда должностных лиц), а также решены другие вопросы, касающиеся Государственного флага.

Государственный герб. Представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой и основании Государственного герба в две строки начертаны золотом слова «Республика Беларусь».

Государственный герб может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в гра-фическом или объемном вариантах. Воспроизводимое изображение Государственного герба Республики Беларусь независимо от его размеров должно в точности соответствовать многоцветному, двухцветному и

одноцветному эталонам Государственного герба Республики Беларусь в графическом или объемном вариантах.

Законом о государственных символах предусмотрено, что изображение Государственного герба помещается на здании резиденции Президента, зданиях палат Парламента, других государственных Органов, в служебных кабинетах ряда должностных лиц, на печатях и бланках документов, грамотах, благодарностях, выданных соответствующими органами, государственных ценных бумагах, паспорту, штандарте (флаге) Президента и др.

Эталон Государственного флага Республики Беларусь и эталон Государственного герба Республики Беларусь (многоцветный, двухцветный, одноцветный в графическом и объемном вариантах) хранят-ся в государственном учреждении «Национальный архив Республики Беларусь», эталонная запись Государственного гимна Республики Беларусь хранится в учреждении «Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов» — постоянно.

Государственный гимн. (Словы М.Клімковіча, У.Карызны Музыка Н.Сакалоўскага)

Представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законодательством. Государственный гимн исполняется при вступлении Президента в должность, открытии и закрытии сессии палат Парламента, во время официальной церемонии поднятия Государственного флага и других случаях.

Государственный гимн Республики Беларусь должен исполняться в точном соответствии с текстом и музыкальной редакцией (нотами) согласно приложениям 2 и 3 к Закону о государственных символах, а также в соответствии с эталонной записью Государственного гимна Республики Беларусь.

При официальном его исполнении присутствующие слушают его стоя (мужчины, за исключением военнослужащих и некоторых иных лиц, у которых есть форменная одежда, без головных уборов).

Нарушения требований законодательства о государственных символах влекут ответственность, в том числе и уголовную.

24. Гарантии суверенитета Республики Беларусь.

«Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства» [ 17, С.124].

«Материальные гарантии — создание экономических предпосылок: наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности.

Юридические гарантии — это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права»

Представляется, что наиболее оптимальным будет разделение гарантий суверенитета на следующие категории:

1. Материальные гарантии суверенитета Республики Беларусь (наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика).

2.Обороноспособность как необходимая гарантия государственного суверенитета Республики Беларусь (наличие системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана тер-риториальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности).

3.Международно-правовая деятельность Республики Беларусь как основа суверенитета (наличие международной правосубъектности, заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права).

 

25. Республика Беларусь – социальное государство.

Социальным можно считать государство, которое осуществляет управление в интересах всего общества, всех слоев населения, социальных групп, народностей. Политика такого государства имеет целью создание условий, которые обеспечили бы достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом основное внимание обращается на защиту наиболее уязвимых слоев населения – молодежи, пенсионеров, инвалидов и т.п.

Социальное государство ответственно за существование общества, обеспечивает условия для достойной жизни каждого (принимает меры для получения воспитания и образования, занятости, помощи лицам, которые по объективным причинам не могут наравне конкурировать с другими на рынке труда и т. п.). В таком государстве и человек несет ответственность (обязанности) перед иными лицами и обществом.

В Беларуси как социальном государстве принят ряд законов и иных нормативных актов, направленных на социальную защиту людей, особенно молодежи, многодетных семей, ветеранов труда, инвалидов, пенсионеров, учащихся.

В социальном государстве расходы на обеспечение социально- экономических и социально-культурных прав должны осуществляться в максимальных пределах имеющихся ресурсов.

Социальное государство отличается от социалистического наличием различных форм собственности и возможности каждого реализовать свои способности к труду в качестве наемного работника или предпринимателя, значительной свободе личности, устранению многих надуманных ограничений на обладание объектами собственности.

 

26. Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления.

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией (ст. 3 Основ-ного Закона).

Народ предопределяет важнейшие направления развития государства и общества, форму правления, систему органов государственной власти.

Высшим проявлением воли народа является референдум, а также свободные выборы. В данном случае идет речь о непосредственной демократии: народ напрямую осуществляет государственную власть.

Референдумы могут быть как республиканские, так и местные (практики прове



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: