Экскурсия по территории РГПУ им. А.И.Герцена
ü Объект № 1 – Памятник К.Д. Ушинскому
ü Объект № 2 – Дворец Разумовского К.Г.
ü Объект № 3 – Памятник Героям - герценовцам, отдавшим жизнь за Родину
ü Объект № 4 – Памятник И.И. Бецкому и Воспитательный дом
ü Объект № 5 – 20 корпус
ü Объект № 6 – Церковь при РГПУ им. А.И. Герцена
Объект № 1. Сегодня мы с Вами познакомимся с РГПУ им. А.И. Герцена. Как же замечательно, что нам повезло с погодой. Желаю Вам отличного настроения, а чтобы оно сохранилось и дальше таким, предлагаю совершить прогулку по территории нашего университета. Дорогие гости нашего ВУЗа, мы находимся с Вами перед зданием бывшего дворца К.Г.Разумовского, ныне административным корпусом. В январе 2010 года именно в 5 корпусе состоялась церемония открытия Года Учителя в России в рамках работы первой Педагогической ассамблеи. Президент отметил, что проведение Года учителя в России – это дань уважения благородному учительскому труду. Иллюстрация № 1
Не случайно, именно около этого здания в 1961 г. был установлен памятник одному из сподвижников русской педагогики К.Д. Ушинскому, работы скульптора В.В. Лишева.
Константин Дмитриевич (1824—1870) – педагог-демократ, который реализовывал свои идеи в ХIХ веке. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагог утверждал, что «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука.
Многие задаются вопросом: почему поставлен памятник именно К.Д. Ушинскому, а сам ВУЗ носит имя Александра Ивановича Герцена. Иллюстрация № 2 Дело в том, что в 1925 году произошла крупная реорганизация высших педагогических учреждений города, и в итоге возник объединенный Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена, названный так (в 1920 году) в честь 50-летия со дня смерти русского писателя, мыслителя, революционного демократа А.И Герцена. (1812-1870)
|
В наследии А.И. Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни он интересовался педагогическими проблемами. Герцен показал опасность авторитарного воспитания в России его времени, критиковал отношение к образованию Николая I. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа. Мыслитель добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. «Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания»
Объект № 2 – Дворец Разумовского К.Г.
Прошу Вас обратить внимание за здание позади памятника. Как вы думаете, кому мог принадлежать этот дворец? (возгласы из толпы – богатому и знатному человеку)
Когда то давно, еще в XVIII веке, на территории университета размещалась усадьба. Территория, на котором мы находимся, относится к образцам городских усадеб первой половины XVIII века с регулярными садами и дворцами, расположенными в глубине участков. В 1730-х годах архитектор Б. Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец. Скажите, а какие еще постройки Растрелли вы знаете?
|
Однако прожил Левенвольде здесь недолго. Вскоре усадьба перешла в собственность К. Г. Разумовского (гетман Украины и президент Академии наук). Скажите, вам знакомо это имя? (иллюстрация №3) Младшему брату любимого фаворита Елизаветы Петровны мог достаться только самый лучший дворец в центре города. В середине XVIII века дворец славился своими балами и маскарадами. И, конечно же, частой гостью этих праздников была императрица (иллюстрация №4), которая и дня не могла прожить без балов. Подплыв на лодке по реке Мойке к причалу, она поднималась наверх и грациозно через ворота шествовала во дворец.
В 1760 году старый дворец был разобран, и на его месте с 1762 года началась постройка нового каменного здания по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова (иллюстрация №5)
Рассмотрите внимательно дворец. Предположите, в каком стиле он построен?
С первого взгляда сложно определить стиль. Это связано с тем, что барочный дворец был перестроен под классицизм. И поэтому, он сохранил черты присущие как барокко, так и классицизму. Давайте теперь выделим черты, которые присущи исключительно барокко и классицизму.
Центральный массив и строго симметричное построение всего ансамбля является главной частью классического стиля. В композиции главного фасада основной акцент сделан на обработке центра, декорированного колоннадой из шести коринфских колонн, построенных над аркадой первого, цокольного этажа. Колоннаду венчают антаблемент и высокий ступенчатый аттик. От барокко же осталось только скульптурно-орнаментальном оформление фасада с тонко прорисованными барельефами.
|
Вообще, дворец неоднократно перестраивался. После передачи дворца Разумовского в 1798 году Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту здание неоднократно перестраивалось внутри. В 1829–1834 годах к зданию были пристроены домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842–1844 годах третьим этажом. Симметричные флигеля по сторонам парадного двора и на набережной Мойки, сооруженные одновременно с главным зданием, также неоднократно перестраивались. Значительной реконструкции дворец подвергся в годы ВОВ. Во время блокады здесь разместился госпиталь. А сами студенты института ушли на фронт. В память о них на территории университета находится памятник.