Как я уже говорила, в 1798 г. Дворец с прилегающей территорией отдается Воспитательному дому. К этому времени в стране произошли значительные изменения в сфере образования. Главной фигурой в этой «воспительной реформы» был И.И. Бецкой, перед памятником которого мы сейчас и находимся. Скажите, вам известно это имя?
Бюст был установлен в 1868 г. Вглядитесь внимательно в черты его лица. С первого взгляда непроницаемое, оно хмурится под тяжестью забот. А забот у И. И. Бецкого было немало, являясь одновременно личным секретарем Екатерины II, в то же время он занимал должность президента Императорской Академии искусств и возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве. (только для Цветковой J)
Но главные его достижением считается реформа образования. В основе его реформы лежала задача создать новую породу людей. Средством достижения "новой породы" является воспитание. Бецкой возлагал обязанность воспитывать народ на государство: только ему под силу такая задача. Но воспитание не может достигнуть своей цели, если воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках. Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусственную преграду, чтобы лишить возможности оказывать какое-либо влияние. Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещенных наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум. С идеей педагогической Бецкой сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие. А для этого создавался ряд учебных заведений, Воспитательных домов.
|
Посмотрите на надпись под бюстом. Она гласит "Иван Иванович Бецкой, по мысли которого основан Екатериной Великой императорский воспитательный дом в 1770 году".
Воспитательный дом располагался в здании, которое находится перед вами.
Посмотрите внимательно на барельеф, расположенный на фронтоне. Что на нем изображено? Что может означать это изображение? Как оно связано с воспитательным домом? (иллюстрация № 6)
Сюжет рельефов восходит к легенде, в которой говорится о том, как пеликан, чтобы накормить умирающих от голода птенцов, рвет на части собственное тело. Распространение этой легенды привело к тому, что пеликан стал символом самоотверженной материнской любви. Такой эмблемой украшали здания сиротских приютов.
Что же представлял собой этот Воспитательный дом?
Это заведение для приема, воспитания и образования детей сирот и подкидышей, детей из обездоленных семей. А также при Доме открылся госпиталь для «бедных родильниц», куда беременные женщины могли приходить круглосуточно и анонимно. Изначально такой Воспитательный дом располагался на территории Смольного двора, но уже впоследствии из-за удаленности от центра и постоянной угрозы наводнения, был переведен на берегу Мойки. Воспитательный дом явился одним из первых учебных заведений в стране, осуществлявших подготовку специалистов со средним образованием, как мужчин, так и женщин, а также ремесленников широкого круга специальностей. Интересен был тот факт, что дети, которые попадали в стены ВД, автоматически освобождались от крепостной зависимости, если таковой владели его родители. Наверняка немало трагических историй разыгралось возле люльки при расставании неутешной матери со своим ребенком ради его свободы.
|
Но чему же могли обучаться такие «брошенные дети»? Для юношей в начале XIX века были учреждены «латинские классы», лучшие выпускники которых направлялись на дальнейшую учебу в заграничные университеты, в Академию Художеств, в медико-хирургическую Академию. Остальные дети по своему выбору овладевали профессиями аптекаря, писаря, лекаря, садовника, канцелярского служащего. Вскоре, при Воспитательном доме были открыты «французские классы» для подготовки гувернанток, домашних учительниц.
В 1837 году Воспитательный дом был преобразован в Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию педагога. В 1903 году здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение - Императорский Женский педагогический институт.
После 1917 года по 1925 годы здесь размещался Дворец материнства и младенчества, затем институт дошкольного образования, Всероссийский центр изучения ребенка. Ну и как я уже говорила, в 1925 году произошло объединение разрозненных педагогических учреждений, и в результате возник Герценовский институт.
В обучении и воспитании нуждались все дети, даже те, кто рождался с ограниченными возможностями. Именно для таких детей в XIX веке создается училище глухонемых, к зданию которого мы сейчас пройдем.
Объект № 6 – 20 корпус
Дорогие друзья, вот и подошла к последнему объекту нашего путешествия. Перед 20 корпусом, в котором я и учусь. Вообще, история факультета ведет свое начало от Петербургского Воспитательного дома, переданного под покровительство императрицы Марии Федоровны её супругом Павлом I в 1797 году. Среди изучавшихся там учебных предметов была и история. Здание 20 корпуса находится на угловом участке, на пересечении Гороховой и Мойки, главный фасад выходит на Гороховую улицу. Этот участок сначала принадлежал Мусину-Пушкину, затем фельдмаршалу Бутурлину, а потом купцу Кусовникову, при котором и было выстроено большое трехэтажное здание. В 1817 г. дом покупается для Воспитательного дома. Но здесь расположилось необычное подразделение Воспитательного дома – училище глухонемых детей. В Европе уже существовали учебные заведения для детей с нарушением слуха. Упор в обучении был сделан именно на типографское дело, учеников учили лить буквы, профессии наборщика, печатника, переплетчика, девушек – рукоделию. Здесь постоянно экспериментировали, делились опытом, развивали методику. Специально для училища здание в середине 19 века перестроил архитектор Плавов.
|
Давайте рассмотрим здание: Фасад был украшен десятью мощными полуколоннами и завершен высоким аттиком. Со стороны двора, ко всем трем этажам, была пристроена алтарная апсида, а над церковью установили крест. В таком виде здание и дошло до наших дней, кроме креста. Училище просуществовало здесь до 1917 г. Служащие училища проживали в специальном корпусе, в котором сейчас находиться студенческая больница.
История факультета социальных наук неразрывно связана с историей всего педагогического университета и высшего педагогического образования в России. Словесно - историческое отделение - предшественник факультета социальных наук в Женском педагогическом институте было открыто в 1903 году. Его директором тогда стал крупный историк Сергей Федорович Платонов.
Исторический факультет был создан в 1934 г. – когда история была восстановлена как самостоятельный школьный предмет.
В данное здание факультет переехал в 1969 г. В 1992 году на базе исторического факультета был создан факультет социальных наук. В настоящее время работа факультета социальных наук осуществляется силами большого коллектива преподавателей, работающих на 8 кафедрах факультета.
20-й корпус-это неотъемлемая частью моей жизни. Здесь удивительным образом уживаются различные субкультуры: панки, готы - живут тут одной большой семьей. Здесь мы учимся, общаемся, творчески развиваемся и профессионально растем. В этом нам помогает СНО, на котором мы можем делиться своими мыслями, впечатлениями, точками зрения по поводу проходящих заседаний нашего общества. Что касается внеучебной деятельности: на базе нашего факультета сосуществует большое разнообразие газет: Лестницы, Колокол и газета с особо оригинальным названием «20 корпус». Так же у нас имеется репетиционная база для музыкально одаренных людей, клуб игры в Мафию. Вот так мы здесь живем.