Используя социологические методы (анкетирование, интервьюирование, изучение документов, наблюдение социометрия) провести микроисследование какой-либо актуальной проблемы в организации, где студент проходит практику.
Примерная программа социсследования разрабатывается студентом совместно с преподавателем на семинарских занятиях по курсу «Теория и практика измерений». Студентам рекомендуется изучать интересы, потребности, ценности, общественные мнения, отношения, проблемы, сплоченность, мотивацию и стимулирование, удовлетворенность персонала. Обработку и анализ полученных данных студенты осуществляют самостоятельно.
Примерная тематика для микросоциологического исследования:
1. Удовлетворенность сотрудников системой мотивации и стимулирования труда или характером работы, условиями и организацией труда и т.п.
2. Удовлетворенность клиентов организации качеством товаров услуг, или ассортиментом товаров, или рекламой и формами обслуживания.
3. Текучесть кадров в организации.
4. Анализ межличностных отношений в коллективе.
5. Измерение групповой сплоченности.
7. Учет интересов и потребностей работников при разработке коллективного договора.
8. Отношение персонала к применяемым в организации методам и технологиям работы с клиентами,
9. Социально-психологический климат в коллективе.
10. Социальная безопасность работников организации.
11. Ценностные ориентации персонала.
12. Конфликты в коллективе.
13. Социальная защита работников организации
14. Мнение сотрудников по различным социальным и политически вопросам.
15. Отношение сотрудников к социально-политическим событиям в стране.
16. Проблемы адаптации молодых работников в коллективе.
|
17. Отношение к труду.
18. Отношение к профессии. Привлекательность, удовлетворенность трудом.
19. Социальное самочувствие профессиональной группы.
20. Свободное время работников: структура и содержание.
21. Электоральное поведение работников.
22. Политические ориентации и предпочтения работников.
23. Отношение к различным социально-политическим институтам.
После проведения социсследования студенты анализируют полученные данные, дают оценку эффективности деятельности организации по данному вопросу и предлагают пути совершенствования изученного направления работы.
В приложении к отчету прилагается программа микроисследования, инструментарий (разработанные студентом бланки анкет, интервью, дневники наблюдения и т.д.), а также результаты обработки полученной информации (сводные таблицы).
ПРОГРАММА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Управленческую практику проходят студенты очного, дистанционного (дневного и заочного) обучения после 3 курса, заочного обучения после 4 курса в течение 3 недель.
Управленческая практика должна обеспечить закрепление, расширение, углубление, систематизацию знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин в течение трех (четырех) курсов обучения, дать ориентировку в области своей будущей профессиональной деятельности, помочь приобрести навыки работы менеджера, собрать информацию для отчета и курсовых работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание практики определяется спецификой базы практики и усложнением функций профессиональной деятельности студентов во время управленческой практики.
|
Конкретизация содержания практики осуществляется в индивидуальных заданиях, разработанных на основе типовых заданий (при этом возможны различные варианты их сочетания). Студент для прохождения практики и написания отчета должен выбрать не менее трех-четырех заданий из предложенного перечня типовых заданий.
ПРИМЕРНЫЕ ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
а) для специальности «Менеджмент организации»:
1. Анализ показателей (результатов) деятельности организации (предприятия или их подразделений): по занимаемой доле рынка и конкурентоспособности фирмы по данному признаку; объемам производства; объемам сбыта по видам продукции (услуг), регионам.
2. Анализ и прогнозы производства и продаж фирмы на основе использования источников внутренней информации предприятия и статистических методов прогнозирования, анализ и прогнозы производства и продаж (оказания услуг).
3. SWOT - анализ предприятия, с использованием трех факторов привлекательности рынка (норма прибыли, цены на рынке, сила конкуренции) и четырех факторов внутренней среды (финансовые возможности, себестоимость, продвижение, известность марки (фирмы)). Данный анализ проводится на основе использования внутренних и внешних источников информации, опросов.
4. Анализ маркетингового окружения фирмы (потребители, поставщики, посредники, конкуренты – микроокружение), экономическая, социально-культурная, демографическая, политическая среда -макроокружение на основе использования первичной и вторичной информации.
|
5. Анализ товарного рынка (отрасли) на основе изучения ключевых факторов успеха (КФУ), оказывающих наибольшее влияние на работу отрасли в целом: емкость (размер) рынка, уровень конкуренции, рентабельность, ценовой уровень. Анализ проводится с использованием первичной и вторичной информации, экспертных оценок.
6. Создание карты товарного рынка с составлением списка и анализом деятельности основных «игроков» (производители, потребители, посредники). Для анализа используется вторичная и первичная информация,
7. Анализ товарного ассортимента предприятия по структуре (длине, ширине, глубине, сопоставимости). Для выполнения задания используется внутренняя документация организации.
8. Анализ продуктового (хозяйственного) портфеля предприятия (подразделения) на основе матрицы БКГ и матрицы рынок / товар.
9. Характеристика товарно-марочной и сервисной политики предприятия.
10. Анализ позиционирования товаров (услуг) предприятия. Для анализа использовать двухмерную карту позиционирования: «качество-цена» или / и «цена-сервис». Анализ может быть построен на основе изучения внутренней документации организации, экспертного опроса, опроса потребителей, наблюдения.
11. Анализ ценовой политики предприятия может быть рассмотрен на базе изучения: целей ценообразования; спроса на данный товар (услугу); цен конкурентов; собственных издержек; стратегии ценообразования предприятия; Анализ строится на основе вторичной информации.
12. Анализ и эффективность собственной распределительной сети организаций. Анализ может строиться на основе оценки эффективности следующих показателей: объем среднемесячных продаж; периодичность продаж; средний объем одной продажи; потенциал к расширению; финансовое состояние и т.д. Анализ производится с помощью внутренней отчетности по сбыту продукции (услуг), экспертного опроса.
13. Исследование эффективности элементов товародвижения и общую сумму товародвижения организации: транспортировка, складирование, поддержание товарных запасов, обработка заказов, упаковка и т.д. Для анализа используется внутренняя документация предприятия и посредников – партнеров.
14. Анализ и эффективность использования оптовых и розничных посредников. Для анализа можно использовать предыдущие показатели, но связанные не с продажами, а закупками. Также можно использовать возможности оптовых и розничных посредников по поддержанию необходимого уровня запасов и соответствие их складских помещений необходимому уровню; по доле рынка оптового (розничного) торговца на национальном (региональном) рынке; по репутации (имиджу), финансовому состоянию и потенциальным возможностям торговца на этом рынке.
15. Характеристики используемых на предприятии методов продвижения товаров (услуг) и анализ их эффективности. Анализ строится по элементам комплекса продвижения: стимулирование сбыта, пропаганда, реклама, личные продажи.
16. Разработка плана рекламных мероприятий для организации с использованием следующих этапов: формулировка проблемы, определение целей и задач, выявление целевой аудитории, выбор средств и носителей рекламы, разработка рекламного обращения, определение графика рекламных обращений, расчет бюджета рекламы, установление методов оценки эффективности рекламы.
17. Расчет экономической (торговой) и коммуникативной эффективности рекламы организации. Для расчета экономической эффективности можно использовать объемы продаж до, во время и после проведения рекламных мероприятий, затраты на рекламные мероприятия. Для оценки коммуникативной эффективности можно использовать опросы, наблюдения потребителей.
18. Исследование степени удовлетворенности потребителей (посредников) товарами и услугами организации. Для анализа можно использовать опросы, наблюдения, отчетность по продажам, анализ существующей на предприятии базы данных о потребителях.
19. Анализ затрат и эффективности использования предприятием различных средств (носителей) рекламы для проведения рекламной кампании организации.
20. Социально-демографический анализ персонала организации по полу, возрасту, образованию, стажу, квалификации и т.д. Для анализа использовать документы отдела кадров.
21. Анализ основных финансово-экономических показателей организации. Бухгалтерский баланс. Отчет о прибылях и убытках. Финансовое положение предприятия. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности.
22. Диагностика и анализ социально-психологического климата организаций (подразделения). Для анализа использовать опросы, наблюдения, социометрию.
23. Анализ методов и стиля управления руководителей организации (отдельных подразделений), оценка эффективности их применения. Для анализа следует использовать те же методы, что и в предыдущем задании.
24. Характеристика видов и форм информации, используемых в управленческой деятельности, способы ее сбора и обработки, схема документооборота в организации.
25. Анализ делового рынка, и поведения корпоративных клиентов. Характеристика, используемых фирмой, методов поиска, привлечения, оценки и удержания корпоративных клиентов. Маркетинг отношений, складывающийся с корпоративными клиентами. Для анализа использовать банк данных о клиентах, внутреннюю информацию о закупках, продажах, ценах и т.д.
26. Управление розничной торговлей. Состав и структура розничного товарооборота. Особенности ценообразования. Ассортиментная политика. Эффективность деятельности. Для анализа использовать внутреннюю статистику предприятия розничной торговли.
27. Управление в системе оптовой торговли. (По предыдущей схеме).
28. Анализ управления торговым персоналом. Стратегия, структура службы сбыта предприятия. Система вознаграждения торговых работников. Управление службой сбыта (найм, отбор, обучение, контроль деятельности торговых представителей). Для анализа используется внутренняя информация предприятия.
29. Исследование фирменной структуры рынка. Характеристика конкурентной среды. Анализ деятельности основных поставщиков организации. Изучение посредников. Анализ проводится с использованием внутренних источников информации в отделах снабжения и сбыта, экспертных оценок
30. Исследование конкурентов и конкурентной среды. Характеристика отрасли и конкурентная борьба внутри ее. Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Анализ конкурентоспособности товаров, сервиса, цен предприятия. Исследование конкурентоспособности фирмы в целом. Анализ проводится на основе сбора первичной и вторичной информации о рынке.
31. Разработка программы статистического наблюдения для проведения маркетингового исследования применительно к своей отрасли (с указанием цели, объекта, единиц наблюдения, признаков, подлежащих регистрации).
32. Определение выборки предприятий, фирм, других организаций, сотрудников предприятия или других социально-экономических объектов (в зависимости от цели исследования) для проведения маркетингового исследования;
методом случайного отбора;
методом целевого отбора
с обоснование выборочных процедур (обоснованием метода, расчетом объема выборки и т.д.).
По материалам, полученным в ходе практики рассчитать следующие показатели: Относительные показатели плана, структуры, динамики, координации. Показатели, отражающие характер распределения статистических признаков (средние, показатели вариации).
33. Статистический анализ динамики объема выпуска продукции, заработной платы персонала (или других экономических показателей) с помощью расчета показателей рядов динамики; выявить линию тренда или циклических колебаний.
б) для специальности «Государственное и муниципальное управление»:
1. Анализ внутренней среды отделов, комитетов, управлений администраций муниципального образования, структурных подразделений Правительства Свердловской области, (далее именуемое - организацией). С этой целью изучить: нормативно-правовую базу, регулирующую детальность организации; цели, задачи, функции органа управления, организационную структуру управления; структуру объекта управления; формы и методы управления руководящего органа организаций на объект; услуги, предоставляемые организацией населению и их количественно-качественная характеристика.
2. Исследование внешней среды организации. Для этого необходимо изучить ресурсы (информационные, финансовые, материальные, кадровые, природные, временные и т.д.), используемые организацией; источники (поставщики) ресурсов; дать количественно - качественную характеристику результатов деятельности организации; провести анализ потребностей в услугах, предоставляемых населению данной организацией и степени удовлетворенности потребителей оказанными услугами.
3. Изучение проблем деятельности организации с выявлением, описанием и ранжированием проблем, существующих в организации и подготовкой проекта постановления либо аналитической записки по их разрешению.
4. Характеристика названий всех видов документов, создаваемых в процессе деятельности органов местного самоуправления (далее — ОМС) на примере одного подразделения и количество созданных документов, сгруппированным по видам за год, предшествующий году практики.
5. Анализ содержания номенклатуры дел названий и краткой характеристики документов, регулирующих процесс документационного обеспечения управления в администрации (на примере одного подразделения).
6 Характеристика видов распорядительных документов, издаваемых главой администрации, и классификация проблем, по которым они издаются (критерии, степень детализации определяются студентом самостоятельно).
7. Организация порядка подготовки, согласования, принятия и контроля исполнения распорядительных документов с выделением основных видов и методов контроля.
8. Характеристика порядка работы ОМС с жалобами, обращениями и письмами граждан (на примере одного подразделения).
9. Представление своих предложений по совершенствованию деятельности ОМС в рамках изученных вопросов;
10. Социально-демографический анализ персонала организации по полу, возрасту, образованию, стажу, квалификации и т.д. Для анализа использовать документы отдела кадров;
11. Характеристика видов и форм информации, используемых в управленческой деятельности, способы ее сбора и обработки, схема документооборота в организации.
12. Диагностика и анализ социально-психологического климата организаций (подразделения, отдела). Для анализа использовать опросы, наблюдения, социометрию.
13. Анализ методов и стиля управления руководителей организации (отдельных подразделений), оценка эффективности их применения. Для анализа следует использовать те же методы, что и в предыдущем задании.