Цель: научиться оценивать состояние контроллера машиниста КМ-84 электровоза переменного тока ВЛ80р и изучить принцип его работы.
Оборудование и приборы: контроллер машиниста КМ-80, пульт управления.
Теоретические сведения
Контроллер машиниста КМ-80 служит для дистанционного управления работой тяговых двигателей в тяговом и тормозном режимах.
Рисунок 14.1 - Общий вид КМ-80
Контроллер машиниста КМЭ-80 (рис. 14.1) предназначен для дистанционного управления электровозом в режимах тяги и рекуперативного торможения.
Контроллер машиниста представляет собой каркас, собранный на основе рам и закрытый панелями.
Внутри каркаса располагается три кулачковых вала и связанные с ними группы кулачковых контакторов КЭ-153:
· главный, связанный со штурвалом КМЭ;
· реверсивный, рукоятка которого выполнена съемной;
· тормозной, связанный с тормозной рукояткой.
Кулачковые контакторы размещены на рейках и замыкаются в соответствии с диаграммой замыкания КМЭ-80.
На главном валу установлены две профильные шайбы, которые через рычаги связаны с сельсинами «ТЯГА» и «РЕКУПЕРАЦИЯ».
На тормозном валу также установлена профильная шайба, связанная с сельсином «ВОЗБУЖДЕНИЕ».
Шкалы (лимбы) главного и тормозного вала вращаются вместе с рукоятками и имеют подсветку.
Главный вал служит для сбора схемы «ТЯГА» и плавного регулирования напряжения(тока) на тяговых двигателях в режимах «ТЯГА» и противо-э.д.с. тягового трансформатора в режиме «РЕКУПЕРАЦИЯ». Он имеет следующие положения:
· «БВ» – быстрое выключение
· «0» – нулевое
· «П0» – подготовка к работе (сборка схемы управления ВИП)
· «НР» – начало регулирования
|
· «П1» – «П4»– зоны регулирования.
Положение «БВ» выполнено с самовозвратом в «0».
Положения «0» и «П0» – фиксированные.
Положения «НР», «П1» – «П4» не фиксированные, с плавным перемещением штурвала между ними.
Тормозной вал служит для сбора схемы рекуперативного торможения и плавного регулирования тока возбуждения ТЭД в режиме РТ.
Он имеет следующие положения:
· «0» – нулевое
· «П» – сборка схемы рекуперации;
· «ТОРМОЖЕНИЕ».
Положения «0» и «П» – фиксированные. В зоне «ТОРМОЖЕНИЕ» тормозная рукоятка может плавно перемещаться во всем диапазоне регулирования тока возбуждения.
Реверсивный вал служит для задания направления движения электровоза и ступенчатого регулирования скорости электровоза за счет применения трех ступеней ослабления возбуждения ТЭД при движении «ВПЕРЕД».
Все его положения фиксированные:
· «0» – нулевое;
· «ПП-Назад» – полное возбуждение ТЭД при движении Назад;
· «ПП-Вперед» – полное возбуждение ТЭД при движении Вперед;
· «ОП1» – первая ступень ослабления возбуждения ТЭД;
· «ОП2» – вторая ступень ослабления возбуждения ТЭД;
· «ОП3» – третья ступень ослабления возбуждения ТЭД.
Для исключения ошибочных действий машиниста, все переключатели сблокированы между собой механическими блокировками:
1. Поворот реверсивной рукоятки из нулевого положения в положение «ВПЕРЕД» или «НАЗАД» возможен только при нахождении штурвала и тормозной рукоятки в нулевом положении;
2. Поворот штурвала в любое рабочее положение возможен при нахождении реверсивной рукоятки в любом положении, кроме нуля, и нахождении тормозной рукоятки в «0».
|
3. Поворот реверсивной рукоятки из положении «ПП» в положение «ОП1», «ОП2», «ОП3» возможен при нахождении штурвала в любом положении и тормозной рукоятки в положении «0».
4. Поворот тормозной рукоятки из нулевого положения в любое рабочее положение возможен только при нахождении реверсивной рукоятки в положении «ПП» («Вперед» или «Назад») и любом положении штурвала, кроме «0».
5. Поворот штурвала в положение «0» и «БВ» невозможен при нахождении тормозной рукоятки в положении «ТОРМОЖЕНИЕ».
Сельсины служат для плавного изменения напряжения от 0 до заданного, пропорционально углу поворота штурвала или тормозной рукоятки, и являются задатчиками для БУВИП напряжения на тяговых двигателях в режиме тяги, противо-э.д.с. инвертора в режиме рекуперации и плавного регулирования тока возбуждения в режиме РТ.
Сельсины имеют ротор и статор. На роторе расположены обмотка возбуждения и обмотки синхронизации. При подаче на обмотку возбуждения переменного напряжения 110 В, на обмотках синхронизации наводится переменное напряжение, величина которого меняется пропорционально углу поворота ротора.
Порядок выполнения
1. Наружным осмотром ознакомиться с конструкцией контроллера машиниста КМ-80, выполнить его рисунок.
2. Снять панель и осмотреть конструкцию контакторных элементов.
3. Пользуясь реверсивной, главной и тормозной рукоятками ознакомиться с работой контроллера машиниста.
4. Ознакомиться с устройствами механических блокировок и описать их работу.
5. Пояснить назначение и положения каждой рукоятки контроллера.
Содержание отчета
1.Рисунок контроллера машиниста КМ-80.
2.Описание работы механических блокировок.
3.Описание положений реверсивно-селективной, главной и тормозной рукояток.
4.Выводы.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение и конструкция контроллера машиниста КМ-80.
2.Расскажите о назначении рукояток контроллера и их положениях.
3.Как производится блокирование рукояток.
4.Как переключают рукоятки из режима «тяга» в «тормозной».
Лабораторная работа №15