II. Брак с инославными и иноверными




Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.

Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» [10].

В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14).

Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» [11]

III. Прекращение брака

Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.

В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:

 

А) Прелюбодеяние

Б) Монашеский постриг одного из супругов совершенный при условии взаимного согласия и выполнении всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а его последствия должны регулироваться положением о монастырях и монашестве.

В) Неспособность одного из супругов к брачному сожитию явившееся следствием намеренного самокалечения.

Г) Заболевание одного из супругов проказой сифилисом, Спидом,

Наркоманией. Диагнозы перечисленные в пункте г данного документа должны быть подтверждены не менее чем в трех различных учреждениях государственной системы здравоохранения.

Д) Безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее пяти лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа указанный срок сокращается до трех лет после окончания военных действий для супругов, пропавших без вести в связи с таковыми и до трех лет в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями.

Е) совершение женой аборта при несогласии мужа. В этом случае жену надлежит подвергнуть Анафеме без возможности снятия Анафемы в течение всего оставшегося срока жизни анафемствуемой.

Ж) Совершение женой аборта при понуждении со стороны мужа, если жена совершила аборт. Надлежит подвергнуть Анафеме обоих супругов без возможности снятия Анафемы в течение всего оставшегося срока жизни Анафемствуемых. Если же жена, несмотря на понуждение мужа не совершила аборт то Анафеме без возможности снятия Анафемы в течение всего оставшегося срока жизни надлежит подвергнуть только мужа. В случаях наложения Анафемы предусмотренных пунктами Е, Ж. данного документа брак считается расторгнутым.

З. Неизличимая Тажкая либо средней тяжести душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака подтверждаемая медицинскими документами не менее чем из трех государственных медицинских учреждений государственной системы здравоохранения. При расхождении позиций указанных учреждений Проводится контрольная экспертиза в ФГБУ ФМИЦПН им. В.П. Сербского.

при наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о расторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.

Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.

По исследовании вопроса епархиальный архиерей[12] выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться той или в другой епархии.

С момента вступления в силу данной концепции не подлежат применению иные документы регулирующие вопросы церковного брака в части противоречащей данной концепции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: