Антропология.
Современная антропология означает философское учение о человеке, его природе, сущности. Данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, философские направления, ориентированные на проблему человека – персонализм, прагматизм, религиозную философию, экзистенциализм, феноменологию и др., а также научные представления о различных измерениях человека. Такой антропологический поворот в философий был вызван переменами в социальной и духовной жизни мира, драматическими событиями и катастрофами Первой мировой войны и последующего десятилетия, необходимостью переосмысления человеческого бытия "на изломе". Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии. Возникновению философской антропологии представляла прежде всего, предпринятая немецким историком и философом Вильгельмом Дильтеем (1833-1911) попытка. критического переосмысления человеческой всеохватывающей философской системы, в которой учение выступало лишь как ее частный фрагмент. Дильтей же, противоположность такой позиции, именно науку о человеке и мире человека - культуре считает самостоятельной наукой и универсальным типом знания, по отношению к которому все другие типы и формы знания носят произвольный характер. В философской антропологии XX в. прослеживаются два основных подхода: первый восходит к Ницше (парадигма жизни), второй - к Кьеркегору (парадигма существования, или экзистенции). В рамках первого подхода человек рассматривается как витальное (жизненное) существо, а значит, представляет собой в конечном счете часть природного процесса. С точки зрения второго подхода, фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция. Человек здесь рассматривается как самость, результат собственного полагания и в то же время застает себя как нечто уже положенное. Он содержит в себе проективность и брошенность, свободу и фактичность, самополагание и положенность. Человеческое бытие есть с самого начала бытие-в-мире (Хайдеггер, Ясперс, Марсель, Сартр), ибо человек есть то, что он из себя делает. М.Шелер один из основоположников философской антропологии. Он выделяет следующие ступени развития психического: чувственное стремление (присуще всему живому - от растения до человека); инстинкт; ассоциативная память; практический интеллект (выбор и предвидение); дух (присущ только человеку) - принцип, противоположный жизни, ибо дух зависит от органической природы. Дух дает возможность познать бытие как сущность. Сущность человека Шелер видит не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: "человек есть существо любящее". Всякое познание и принятие ценности основывается на способности "участия" в бытии, коренящейся в любви. Чувство, волнение, мышление и любовь в своем единстве олицетворяют личность, обеспечивая ее уникальность и самосознание. Таким коллективным личностям", как государство, присуща особая форма сознания.
|
Виды бытия
Бытие - категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).В основе Понятия «бытие» - убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия. Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Бытие как исходное понятие - лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм. Основные формы бытия. Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека. Бытие человека:
|
1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).
Бытие духовного, идеального:
1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;2) объективно существующее духовное - то, что материализовано в культуре.
Бытие социальное:
1) бытие человека;2) бытие человека в обществе.
Проблема любви в истории философии. Виды любви(сторге, агапе, людус и.т.д)
|
Любовь - в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеиндийские веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. Эротика), с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между. Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию
Сторге (от др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, особенно семейная;
Филия (др.-греч. φιλία) — «филиа» (др.-греч. φιλία) — любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
«эрос» (др.-греч. ἔρως) — стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.
«агапэ» (др.-греч. ἀγάπη) — жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве — любовь Бога к человеку.
· «Людус» — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.
· «Мания» (от греческого «мания» — болезненная страсть) — любовь-одержимость основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».
· «Прагма» — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.
Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:[10]
1. Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям
2. Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. является корнем всего религиозного развития человечества.
3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу.
Глобальные проблемы современности. |
Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. |
В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: |
|
Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой. |
Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества. |
Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. |
Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы: |
|
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. |
Гносеология
Гносеология — (от греч. gnosis — знание и logos — учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»). Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. |
Основные принципы | Основные разделы | |
Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира); диалектика процесса познания; общественная практика (основа познаваемости мира). | Учение об отражении; учение о познании человеком объективного мира; учение о происхождении и развитии познания; учение о практике как основе познания; учение об истине и критериях ее достоверности; учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества. | |
Основные формы познания | ||
Чувственное познание | Рациональное познание | |
Ощущение, восприятие, представление. | Понятие, суждение, умозаключение. | |
Иррациональные формы познания (интуиция и т. д.). | ||
Воображение (научное). Фантазия (научная). | ||
Категории диалектики
Категориями называются наиболее широкие понятия науки. Категории - отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла. Шесть пар категорий: 1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного. Всеобщее - присущее всем классам. Общее - то, что присуще классу. Особое - подклассу. Единичное - элементу. 2) Причина и следствие. Причина - то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается. 3) сущность и явление. Явление - выражение сущности вовне. Сущность - главное, устойчивое, определяющее в вещи. Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности. Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность. Нам даны явления со скрытой в них сущностью. 4) Необходимость и случайность. Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости. 5) Форма и содержание. Содержание - всё, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание. 6) Возможность и действительность. Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность.
Культура и цивилизация
В понимании культуры в последнее время наиболее активно конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду жизнедеятельности людей». Другая ориентирована на ценностный подход к культуре как «сложной иерархии идеалов и смыслов». При этом культура интерпретируется как надындивидуальная реальность или как реальность личностного характера.
Понятие «Цивилизация » просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердились Три подхода к пониманию цивилизации:
1) Унитарный (цивилизация - идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);
2) Стадиальный (цивилизация - этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
3) Локально-исторический (цивилизация - качественно различные, уникальные этнические или исторические общественные образования).
В это время Ф. Гизо, заложивший основы этноисторической концепции цивилизаций, предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - над ними есть еще и цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.
Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие завершились утверждением в европейской философско-исторической мысли методологии однолинейного прогрессизма.
Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории - быстрее или медленнее - идут по одной линии прогресса, поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.
В рамках этой методологии появились концепции «исторических» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития нравственности» (семьи, гражданского общества и государства) Г. В.Ф. Гегеля; закон «трех стадий эволюции мысли» (теологической, метафизической, позитивной) О. Конта; теория «общественно-экономических формаций» К. Маркса.
Мировозрение его типы
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет социокультурная среда индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.
Исходя из этого, разные ученые выделяют два типа:
- Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
- Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.
Мифологическое мировоззрение и его типы
Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира. Язычество отражает в полной мере мифологическое мировоззрение, где сформировано отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, недостаток знаний о природных процессах привел к тому, что люди пытались с помощью обрядов вызвать дождь или «утихомирить» грозу.
Религиозное мировоззрение и его типы. Религиозный тип основывается на принципах, которые характерны для какой-либо религии, откуда и берется система ценностей, позиция в отношении остальных людей и т.п. Его основа – вера в сверхъестественные силы, поклонение им и страх перед ними.
Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Оно распространилось практически одновременно в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии. Для этого типа характерна способность к переосмыслению существующих знаний о чем-либо, норм и традиций.
Мифология
Мифология (от мифы игреч. — слово, понятие, учение), форма обществ. сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях обществ. развития. В обществ. сознании первобытного общества М. доминирует. М. ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеч. существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылками мифо-логич. «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчленённость мифологич. мышления, не отделившегося от эмоциональной, аффективной сферы. Следствием было мета-форич. сопоставление природных и культурных (социальных) объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологич. мышлению свойственно неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространств. и врем, отношений, происхождения и сущности, безразличие к противоречию
Классическая Немецкая философия Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Новоговремени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснованиемирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение какосновные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так иконкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классикинемецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительноотставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазиипередовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия непредставляла собой единого экономического целого, капиталистический рынокнаходился в процессе становления. Не представляла она и единогополитического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельныхгосударств, большинство из которых были карликовыми. Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкойфилософии того времени, определяя ее двойственный, компромиссный, подчаспротиворечивый характер. Если труды французских просветителей запрещались исжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть дозаключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженнымипрофессорами германских университетов, признанными наставниками юношества,а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотяони не выступали против существующих в германских государствах политическихучреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы сфеодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особеннообстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легкообращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенныеученики берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философию Канта,родоначальника классической немецкой философии, немецкой теориейфранцузской революции. С не меньшим основанием данное определение можетбыть, распространено на других представителей классической немецкойфилософии.