Социализация детей с ОВЗ средствами адаптивной физкультуры




Гриненко А.А., воспитатель, ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»

Жить в современном, постоянно меняющемся мире, сложно. Сложно здоровым людям. А как приспособиться к жизни детям с ограниченными возможностями здоровья? Сейчас социальная защита детей с ОВЗ перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека: семьи, интерната, спортивной школы, медицинских учреждений и т.д. Такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними. Возникает ситуация несогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.

В качестве наиболее актуальной проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья родители указывают на «трудности самореализации, невостребованности в обществе, отсутствие перспектив».

Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром.

Целью адаптивной физической культуры является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение психологического комфорта. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Инструктор ЛФК - это психолог, он же воспитатель, он же родитель. Воспитание идет рядом с тренировочным процессом, и только обоюдное взаимодействие воспитанника и педагога может дать положительные результаты.

К специфическим принципам работы по адаптивной физкультуре относятся:

· создание мотивации;

· согласованность активной работы и отдыха;

· непрерывность процесса;

· необходимость поощрения;

· социальная направленность занятий;

· необходимость активизации всех нарушенных функций;

· сотрудничество с родителями;

· воспитательная работа.

Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры, стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Использование гимнастических упражнений позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании.

Дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой для таких детей можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения, лёжа на животе, укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ОВЗ является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо - эмоциональную сферу.

Все эти упражнения помогают повысить самооценку, уверенность в себе и дать стимул к общению. Занятия адаптивной физкультурой дают возможность нашим воспитанникам участвовать в городских соревнованиях наравне со сверстниками и добиваться высоких результатов.

Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.

На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов, а именно - занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое - сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005).

Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить здоровье. Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.

Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

В нашей школе большинство детей с ОВЗ обучаются на дому, поэтому занятия адаптивной физической культурой проходят индивидуально или малыми группами, что позволяет больше внимания уделить каждому отдельному ребенку.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую следующие принципы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию.

2. Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.

3. Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

4. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает очень важное значение. Адаптивная физическая культура является одним из новых направлений в физическом воспитании, и без самоподготовки и самообразования сложно будет применять на практике нужные методики. Я являюсь участником общероссийского интетнет-проекта по дистанционному повышению квалификации «Школа цифрового века», где можно не только пройти курсы повышения своей квалификации, но и найти много нужного практического материала по своей специальности, новые интересные методики, которые можно применять на практике.

5. Это лишь первые шаги нашей работы с детьми с ОВЗ, мы надеемся на сотрудничество, которое сделает нашу школу не только доступной средой, но и современной и желанной для будущих учеников.

6. Крысов Александр Васильевич

7. Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья

8. Автореферат

9. п. Торфяной - 2012

10. Общая характеристика работы

11. Актуальность исследовании.

12. Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами школы-интерната и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

13. Перед школой-интернатом в настоящее время стоит актуальная задача воспитания личности, ориентированной на выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, способной к организации собственной деятельности, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение.. Воспитательная система Коррекционной школы-интерната п. Торфяной Оричевского района Кировской области включает в себя несколько направлений. Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат общению, развивают чувство коллективизма и товарищества, что особенно важно в настоящее время, когда размываются и исчезают идеалы, на которых выросло не одно поколение наших граждан.

14. Проблема исследования заключается в необходимости выявления наиболее эффективных форм внеклассной физкультурно-спортивной деятельности в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), применение которых позволит повысить уровень социальной адаптации данной категории детей на этапе подготовки к самостоятельной жизни.

15. Цель исследования: Формирование социально значимых качеств личности детей-сирот с ОВЗ, через использование разнообразных форм внеклассной физкультурно-спортивной работы.

16. Задачи исследования:

17. 1. На основе анализа литературных источников и собственных экспериментальных результатов изучить особенности организации физкультурно-спортивной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида и ее влияние на социальную адаптацию детей-сирот с ОВЗ

18. 2. Анализ результатов формирования социально значимых качеств личности учащихся при использовании разнообразных форм внеклассной физкультурно-спортивной работы.

19. Объект исследования: процесс социализации детей-сирот с ОВЗ средствами внеклассной физкультурно-спортивной деятельности.

20. Предмет исследования: система внеклассной физкультурно-спортивной деятельности в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида.

21. Методы исследования:

22. 1) Теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы;

23. 2) Тестирование (тест коммуникативных умений Михельсона, опросник Басса-Дарки, определение уровня физической подготовленности «Проверь себя»).

24. 3) Математико-статистическая обработка результатов исследования.

25. Особенности социализации воспитанников детского дома.

26. Над проблемой социализации детей-сирот работают специалисты различных направлений, при этом основными формами деятельности являются виды трудового воспитания, беседы, на которых нередко отсутствует положительный эмоциональный настрой, негативным является и потребительское отношение воспитанников к окружающему миру. Главным вопросом при этом становится нивелирование проявлений социальной депривации, которая заключается в следующем: ограниченности круга общения со сверстниками, ограничении контактного пространства, сниженном объеме информации, отсутствие семьи. В то же время, как считают специалисты, вне семьиразвитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие.

27. Одним из вопросов воспитания личности ребенка в школе-интернате является развитие коммуникативных навыков. Это, как правило, выражается в двух аспектах:

28. •общение: "взрослые-дети";

29. •общение: "дети-дети".

30. Вместе с тем воспитанников школы-интерната VIII вида отличает от их сверстников дисгармоничность интеллектуальной сферы, неразвитость произвольных форм поведения.

31. Физкультурно-спортивная деятельность нередко предполагает такие ситуации, в которых наиболее остро проявляются черты характера, присущие воспитанникам школы-интерната, из негативных это, прежде всего, повышенная конфликтность и агрессивность. При этом из основных задач личностного развития, над которыми необходимо работать, выделяются: самоутверждение, формирование устойчивой адекватной самооценки, потребности в познании самих себя, повышение личностной уверенности учащихся. Основным фактором повышения эффективности любого педагогического воздействия на детей является мотивация.

32. Мы выделили следующие адаптационные воздействия физической культуры:

33. · Оздоровление, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье учащихся, физическую культуру можно смело назвать адаптационным видом, способствующим укреплению, нормализации здоровья детей и коррекции сопутствующих нарушений.

34. · Социальная адаптация, в том числе:

35. -социально-коммуникативная адаптация. Действующие факторы: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли;

36. -социально-бытовая адаптация. Действующие факторы: деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой, самообслуживание;

37. -социально-средовая адаптация. Действующие факторы: овладение технологиями эффективного функционирования в разных средах обитания;

38. -социально-педагогическая адаптация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками;

39. -социально-культурная (социокультура) адаптация. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, фотовыставки, песни, беседы и так далее, расширение кругозора;

40. -социально-психологическая адаптация. Действующие факторы: социальная активизация в процессе мероприятий; самопознание, наблюдение за успехами других людей, трансформация мировоззрения.

41. Система физкультурно-спортивной работы

42. 1). Утренняя гигиеническая гимнастика.

43. Утренняя физическая зарядка способствует дисциплинированию детей, подготавливает организм к предстоящей работе. Нами разработаны комплексы физической зарядки, которые меняются каждую неделю. В комплексы входят упражнения на различные группы мышц, дыхательная гимнастика, самомассаж: для профилактики простудных заболеваний.

44. 2). Секции и спортивные кружки.

45. В кружках и секциях задействованы более 80% воспитанников. Цель организации секций: пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к системным занятиям, физическим упражнениям и различным видам спорта, активный отдых. (Приложение 1).

46. Ежедневные занятия в этих секциях формируют у воспитанников такие физические качества как сила, ловкость, выносливость. Кроме физических показателей следует отметить и нравственный аспект спортивного воспитания: развитие воли, силы духа, стремления к победе, коллективизма. Все это дает положительные результаты, которые помогают детям, адаптироваться к новой среде, новому коллективу при выходе во взрослую жизнь.

47. Большое внимание уделяется привлечению в кружки и секции «трудных» детей, детей с девиантным поведением. Дети, занимающиеся в секциях и кружках, благодаря своей настойчивости, упорству, силе воли имеют спортивные достижения.

48. 3). Соревнования.

49. Способствуют самореализации детей, самоутверждению в максимально возможной саморегуляции своих способностей, сопоставляя их со способностями других людей.

50. 4). Рекреативные формы физической культуры.

51. Способствуют активному отдыху, развлечению, интересному проведению досуга, получению удовольствия, самовыражению.

52. Значительный практический опыт работы с учащимися школы-интерната позволяет выделить в качестве основных направлений комплексные мероприятия, охватывающие большинство воспитанников и продолжающиеся длительное время. Так, наиболее действенными мероприятиями являются туристические походы и Дни здоровья.

53. Несомненно, любой туристический поход имеет огромное эмоциональное, познавательное, оздоровительное значение для каждого ребенка, но для воспитанников детского дома это еще и хорошая практика, в ходе которой они приобретают навыки общения, обустройства быта, приготовления пищи, при этом имея положительную мотивацию.

54. В школе-интернате на протяжении нескольких лет подряд проводятся Дни здоровья, которые всегда продуманы, интересны, требуют длительной подготовки, как со стороны организаторов, так и участников – самих ребят. Но результат всегда замечательный – заинтересованность, чувство локтя друга при участии в эстафетах, искренность, воля к победе.

55. 5). Индивидуальные занятия физической культурой проводятся для детей с ослабленным здоровьем, имеющими врождённые и хронические заболевания и низкой физической подготовленностью.

56. Основные технологии, используемые в системе физкультурно-спортивной работы

57. 1) Здоровьесберегающие технологии.

58. 2) Игровые технологии. Использование игр и упражнений: на повышение уверенности в себе, для преодоления затруднений в общении, на развитие чувствовать настроение и сопереживание окружающим, на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.

59. 3) Технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

60. 4) Технологии сопровождения.

61. 5) Технологии коррекционно-развивающего обучения.

62. 6) Работа в малых группах с учетом сопутствующего дефекта.

63. Для коррекции отклонений и нормализации состояний психоэмоционального уровня (агрессивности, тревожности, неуверенности) используются следующие педагогические приёмы:

64. · при малогрупповых формах занятий комплектование группы производится с учётом уровня подготовленности и симпатий друг к другу;

65. · положительные стороны занимающихся подчёркиваются, недостатки скрываются;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: