Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. Старшая попросила бусы, вторая — колечко, а меньшая говорит:
— Привези мне только ореховую ветку.
Купец уехал, сделал свои дела и купил старшей дочери бусы, второй — колечко. Вот едет он через большой лес и вспомнил, что меньшая просила только ореховую ветку. Слез он с повозки и сорвал ореховую веточку. Вдруг видит — ореховая ветка, и не простая, а на ней золотые орехи. Думает: «Вот и моей меньшой умнице подарок».
Вдруг, откуда ни возьмись, медведь и говорит:
— Как ты смел мою ветку ломать? Теперь я тебя съем.
Купец испугался и говорит:
— Я бы не взял ветки, да меньшая дочь просила.
Медведь и говорит:
— Иди домой, но помни: кто тебя дома первый встретит, того мне отдай.
Купец обещался, и медведь отпустил его. Только въехал купец во двор дома, бежит навстречу его любимая меньшая дочь. Купец так и обмер.
Рассказал купец, что с ним было. Стали все плакать. А мать говорит:
– Не плачьте. Когда медведь придёт, мы нарядим пастухову дочь и отдадим её вместо своей.
Раз сидят все дома и видят, что едет на двор карета. Из кареты вышел медведь и говорит:
— Давай дочь!
Мать привела медведю пастухову дочь.
Медведь посадил её в карету и поехал. Только отъехал и хотел её съесть. Тогда она призналась, что она не купцова дочь.
Медведь вернулся и говорит:
— Ты меня обманул, купец, давай настоящую дочь.
Поплакали, одели дочь, простились с нею и отдали медведю. Медведь посадил её в карету. Приехали они в большой лес.
Медведь влез в яму, девочка — за ним. Отворил медведь большую дверь. Девочка дрожала от страха, думала, что её конец пришёл. Вдруг затрещало что-то, как гром, стало светло, и девочка видит, что она в богатом дворце: светло, музыка играет, рядом с ней молодой князь. Князь подошёл к ней и сказал:
— Я не медведь, а князь и хочу на тебе жениться.
Сыграли они свадьбу. Жили они счастливо и всегда берегли ореховую ветку.
|
(320 слов)
Вопросы и задания
1. Сюжеты каких сказок присутствуют в сказке «Ореховая ветка»? Выдели для доказательства своих мыслей похожие эпизоды.
2. Какой уговор был у купца с медведем?
3. Какие пословицы можно подобрать к поступку купца? (Например: «Уговор….» и т.д.)
4. Выдели и назови структурные части сказки: зачин и т.д.
5. Назови несколько жанровых особенностей сказки.
4 класс А. Вертинский
* * *
Теперь весна приходит неточно, с запозданиями, иногда её даже не увидишь, и время как-то незаметно из зимы и холода переходит в лето.
А тогда…
В нашей квартире выставлялись двойные рамы, переложенные ватой с мелко нарезанным красным и синим гарусом. Осторожно выливались в раковину стаканчики с серной кислотой. Отклеивались окна, и в комнаты врывался март!
Ещё холодный, пахнущий морозцем, шумный, голубой и солнечный.
Старый кот Катуська вспрыгивал на подоконник и, раздувая ноздри, облизывал свою полинявшую за зиму шерсть. Он изумлённо и радостно смотрел на воробьёв, которые нагло порхали под самым его носом, звонко чирикали, сидя на голых кустах ещё не проснувшейся сирени. Кот сладко потягивался. «Наконец-то! Додумались! – казалось, говорил весь его удивленный и довольный вид. – А то сидишь тут всю зиму в натопленных комнатах и даже на крышу не выйдешь!»
…На улице мальчишки пускали по лужам свои классические кораблики из газетной бумаги и бежали за ними вниз с горы.
А воздух! Боже, какой это был воздух! Хрустальный, льдистый, утоляющий жажду, заливающий душу радостью! Прохожие слегка пьянели от него и делались добрее и мягче, чаще улыбались, реже хмурились…
|
(176 слов)
Вопросы и задания
1. О чём хотел нам поведать автор? Как можно одним словом назвать это его повествование?
2. Какая часть воспоминания произвела на тебя особенное впечатление? Перечитай её с особенным чувством.
3. Прочти описание весеннего воздуха. Продолжи самостоятельно ряд слов, характеризующих весенний воздух.
4. Представь, что про кота Катуську ты читал бы малышам. Постарайся настроиться и прочти этот отрывок.
5. С каким чувством ты закончил чтение этого текста?
4 класс П.П. Ершов
Конёк-Горбунок
* * * Стало в третий раз смеркаться, Надо младшему сбираться; Он и усом не ведёт, На печи в углу поёт Изо всей дурацкой мочи: «Распрекрасные вы очи!» Братья ну ему пенять*, Стали в поле погонять, Но сколь долго ни кричали, Только голос потеряли: Он ни с места. Наконец Подошёл к нему отец, Говорит ему: «Послушай, Побегай в дозор, Ванюша; Я куплю тебе лубков**, Дам гороху и бобов». Тут Иван с печи слезает, Малахай***свой надевает, Хлеб за пазуху кладёт, Караул держать идёт. Ночь настала; месяц всходит; Поле всё Иван обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом; Звёзды на небе считает Да краюшку уплетает. Вдруг о полночь конь заржал… Караульщик наш привстал, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. | Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела, Грива в землю золотая, В мелки кольца завитая. «Эхе-хе! Так вот какой Наш воришко!.. Но постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь, какая саранча!» И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И прыгнул к ней на хребет – Только задом наперед. Кобылица молодая, Очью**** бешено сверкая, Змеем голову свила И пустилась, как стрела. Вьётся кругом над полями, Виснет пластью***** надо рвами, Мчится скоком по горам, Ходит дыбом по лесам, Хочет силой аль обманом, Лишь бы справиться с Иваном; Но Иван и сам не прост – Крепко держится за хвост. Наконец она устала. «Ну, Иван, – ему сказала, – Коль умел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. (230 слов) |
* Пенять – укорять, упрекать.
** Лубки – здесь: ярко раскрашенные картинки.
*** Малахай – здесь: длинная, широкая одежда без пояса.
**** Очью – очами, глазами.
***** Пластью – пластом.
|
Вопросы и задания
1. В чём эта авторская сказка похожа на русскую народную сказку?
2. Как ты представляешь себе образ Ивана? Расскажи.
3. Какие черты характера хотел показать автор в своём любимом герое?
4. Какие обороты русской речи использовал П.П. Ершов для описания кобылицы?
5. На досуге прочти всю сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».